Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2014
27 января 2014

До популярности Big Data – два года

Во многих странах мира дальше интереса к Big Data дело пока не идет, и инвестировать в эту технологию готовы на данный момент далеко не все.

Алексей ТОСКИН, генеральный директор, T-Systems CISТаков итог онлайн-опроса, инициированного летом 2012 г. компанией T-Systems среди 1010 CEO и ведущих ИТ-специалистов в девяти странах мира, включая Россию. по результатам опроса можно судить о том, насколько актуальной считают проблему Big Data в разных странах. Среди скептиков – Германия, Австрия, Швейцария и Франция, где в ближайшее время ИТ-менеджеры не видят необходимости в каких-то действиях. При этом в компаниях Франции, Австрии и Швейцарии, принявших участие в онлайн-опросе, ответили, что пока не могут удовлетворить потребность в разработке собственной стратегии управления данными.

В ЮАР и Бразилии признается значимость темы «больших данных», однако это не ведет к росту потребности в инвестировании. В то же время предприятия США, Испании и России уже видят реальную необходимость в анализе Big Data и готовы тратить деньги на инструменты для такого анализа.

Достаточно непростая картина наблюдается повсеместно в отдельных отраслях (рис. 1). Неповоротливый государственный сектор, поставщики энергии и материальных ресурсов показывают высокую заинтересованность в Big Data, тогда как компании из банковского и страхового секторов, имеющие огромные базы данных, как выясняется, достаточно слабо осознают необходимость глобальных перемен в способах их обработки. Впрочем, это можно объяснить и тем, что банковский сектор уже имеет налаженную систему работы с клиентами, которая функционирует долгие годы и пока устраивает первых лиц.

В государственных и промышленных компаниях уровень организации управления данными респонденты оценивают в основном как низкий, и ввиду готовности этого сектора к изменениям, которые привнесет Big Data, наибольшего отклика можно ожидать именно здесь. Так, в России одним из заметных проектов, связанных с Big Data, стало внедрение SAP HANA на металлургическом предприятии «Северсталь» (по официальным данным, обработка данных при опробовании продукта ускорилась в 5–100 раз, время загрузки данных по отчетам самого заказчика сократилось на 30%).

При этом я бы не стал утверждать, что в какой-то из стран, где проводился опрос, уже выработаны стандартные сценарии перехода на технологии Big Data, примеров внедрения пока очень мало. Например, по данным опроса, интерес к технологиям In-Memory неодинаков в разных странах. Среди специалистов из Австрии и Швейцарии в такой заинтересованности признались всего 14 и 22% соответственно, а в США и Бразилии ее уровень намного выше – 66 и 63%. Это говорит о том, что делать обобщения пока рано. Пожалуй, если и можно провести типологизацию потенциального клиента – заказчика технологий In-Memory, то по отраслям. Секторы обслуживания и коммуникаций (43 и 39% компаний) уже включили в свою ИТ-стратегию планы приобретения решений In-Memory, при том что среднее значение показателя для всех индустрий не превышает 23%. В целом эту технологию обработки «больших данных» уже используют 16% участников опроса.

Большинство компаний в разных странах, как показывают данные нашего исследования, считают, что у них уже готова стратегия управления данными. В их числе немало и компаний из России, где 64% опрошенных оценили такую стратегию как «хорошо разработанную» (рис. 2). Этот показатель всего лишь демонстрирует уверенность предприятий в существующей стратегии, что, возможно, и объясняет пока небольшое количество проектов.

Впрочем, с формальной точки зрения получается, что мы уже готовы к росту объемов информации. Но российские ИТ-менеджеры не вошли в первую тройку респондентов, которые осознают значимость технологий In-Memory, – следовательно, пока недооценивают преимущества нового подхода. Вот и ответ – еще нет осознанной необходимости, понятных планово-экономических показателей использования (или неиспользования) подобных решений.

С какой стороны можно посоветовать подойти к проблеме больших данных? Начать нужно с анализа текущей ситуации с данными в компании. И здесь есть два момента, которые необходимо принять во внимание. Первый – анализ ИТ-ландшафта, поскольку проблемы обработки больших массивов данных могут быть связаны с архитектурными недостатками существующих систем, которые решаются аппаратно-производственной или другой оптимизацией ИТ-инфраструктуры. Второй – это анализ бизнес-необходимости и финансовых показателей: нужна ли новая технология прямо сейчас (например, насколько важно для бизнеса получать детализированный анализ данных каждые 2 часа) или можно пару лет подождать? Общие проблемы ИТ-инфраструктуры и/или бизнеса в целом не стоит решать с помощью технологий Big Data.

Думаю, эти технологии вряд ли когда-нибудь станут массовыми: они нужны далеко не всем. Но среди тех, кому «большие данные» уже сегодня приносят беспокойство, технологии Big Data приобретут популярность в течение года-двух.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!