Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2014 |
Александр ШИБАЕВ  | 11 марта 2014 |
Переход в облако: провайдеры готовы, потребители разобрались
Термин «облако» каждой компании придется переводить на язык собственного бизнеса. Но лучше перевести бизнес на облачный язык.
В 2011 г. все вендоры, провайдеры, интеграторы, а с ними заказчики и покупатели заявили, что начинают внедрение облачных технологий. 2012 г. ушел на осознание того, что же эти технологии собой представляют. Оказалось, что это не виртуальные рабочие места, не виртуальные машины (серверы) и не виртуализация. И взять сервер в аренду или переставить свой сервер на территорию провайдера – это еще не IaaS. В 2013 г. разобрались окончательно: виртуализация победила в больших организациях, а малые и средние начали переходить на облачные сервисы – арендовать виртуальные серверы, использовать приложения с арендной платой. Вендоры разработали-таки достаточно стройные модели бизнеса, чтобы их подразделения – продавцы оборудования и лицензий не конфликтовали с подразделениями, внедряющими сервисный подход, причем с преференциями в пользу последних.
Крупные организации, по моим наблюдениям, сейчас осознают необходимость реорганизации своих ИТ-ресурсов и ИТ-подразделений. Первое предполагает «централизацию-виртуализацию», реализацию широких возможностей масштабирования, тотального управления и контроля с централизацией систем информационной безопасности (!), что, собственно, и есть внедрение облачных технологий. Реорганизация ИТ-подразделений означает переход на модель «собственная дежурная служба + договор на техподдержку». Таким образом, исчезает единая точка отказа оборудования (в облаке ее нет) и единая точка зависимости от человеческого фактора – собственного системного администратора.
Готовность облачных технологий к использованию во всех ИТ-сферах в 2013 г. достигла, по моему мнению, требуемого уровня. В 2014 г. следует ожидать перестроек ИТ-служб, увеличения потребления ИТ-услуг, поскольку ИТ-бюджеты на приобретение оборудования увеличиваться не будут. У сервис-провайдеров практически все готово, поэтому предприятия имеют возможность арендовать виртуальные машины, платформы, приложения на надежной основе дата-центров. Предложений много, но не забывайте важное условие – каналы связи с вашим облаком должны быть сверхнадежны!
Для крупной организации, которая пока не уверена в необходимости полного перехода на сервисную модель с внешним облачным провайдером, естественный и закономерный шаг – создание частного облака. При этом вовсе не нужно создавать облако с нуля. Вы наверняка уже используете продукты для виртуализации, системы управления, значит, у ваших вендоров есть серьезные облачные решения. Определяйтесь, консультируйтесь и внедряйте частное облако с учетом опыта, накопленного в вашей организации. Gartner и IDС могут заявлять, что продукт А лучше или вендор В хуже, но вашему выбору это не очень поможет. Если же вы хотите заменить все, что сделано за последние три года, перевнедрить, переобучить и т.д., то тогда вы «осваиваете бюджет» и эта статья не для вас.
Важно также понимать изменения в требованиях к компетенции ИТ-специалистов при переходе к облаку. Сейчас ваш администратор обязан уметь развернуть на физическом сервере систему виртуализации, но для построения серьезной виртуальной системы, включающей виртуальные сети разного уровня доступа, потребуются ЦОД-ориентированный подход и помощь системного интегратора. А для создания частного облака необходимы специалисты высшей квалификации, которых пока и у вендоров немного. В результате перехода к облаку произойдет глубокое расслоение ИТ-персонала по уровню компетенции: одни – операторы, их большинство, другие – системные архитекторы, формирующие ИТ-решения для бизнес-задач и понимающие в экономике. Архитекторам для специфических бизнес-задач потребуются специализированные системы: занимаетесь торговлей – вам в облако, предоставляющее соответствующие платформу и приложения, геологоразведкой – вам в другое облако. Стратификация облаков, т.е. создание специализированных облаков для различных отраслей деятельности – вот тренд, который станет глобальным.