Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2014
Дмитрий ПАНФИЛОВ  06 мая 2014

Дать абоненту максимально широкий выбор платежных инструментов

Что дают оператору «родственные» отношения с банком? Об этом – Дмитрий ПАНФИЛОВ, директор департамента финансовых услуг МТС.

Дмитрий ПАНФИЛОВОт платежей с лицевого счета – к банковским продуктам…

МТС развивает собственный сервис мобильной коммерции «Легкий платеж», позволяющий оплачивать с лицевого счета или с банковской карты широкий спектр услуг, приобретать контент, погашать кредиты, совершать денежные переводы, пополнять электронные кошельки. Сейчас при помощи нашего сервиса можно осуществлять платежи в адрес более чем 24 тыс. поставщиков услуг. Статистика демонстрирует растущую популярность мобильной коммерции – последние три года число постоянных пользователей «Легкого платежа» ежегодно удваивалось, превысив сегодня 2,2 млн, т.е. 3% нашей абонентской базы в России. Все это время удваивались и доходы от мобильной коммерции, при том что обороты транзакций росли каждый год в полтора раза. Увеличивается и средняя сумма платежа: в настоящее время при использовании мобильного приложения она составляет 370 руб., а с сайта МТС – более 720 руб.

Когда платить при помощи телефона еще было экзотикой, а аналитики строили радужные прогнозы стремительного роста мобильной коммерции, нам было очевидно, что одних инструментов m-коммерции будет недостаточно, чтобы удовлетворять растущие потребности абонентов в финансовых услугах. И мы поставили перед собой задачу – дать абоненту максимально широкий выбор платежных инструментов. Для этого требовалась более тесная интеграция с банком, поскольку оператор связи не может предоставлять полноценные мобильные финансовые сервисы вне банковской системы. Таким банком для нас стал бывший МБРР, переименованный в начале 2011 г. в МТС Банк. Это первый в СНГ проект создания банковского учреждения нового типа – операторского банка. Был проведен ребрендинг банка, МТС выкупила у своей материнской компании АФК «Система» его блокпакет. Наша задача в стратегическом сотрудничестве с МТС Банком – предоставлять клиентам платежные сервисы с использованием банковских технологий и решений на основе мобильной коммерции, а также оказывать банковские и финансовые услуги в наших салонах связи. В свою очередь, МТС Банк получает доступ к нашей многомиллионной абонентской базе и возможность развивать дистанционные банковские сервисы на базе нашей инфраструктуры, что позволит ему нарастить розничный сегмент.

В соответствии со стратегией МТС, предоставление финансовых услуг – важное направление в диверсификации нашего бизнеса. Мы намерены стать поставщиком финансовых услуг для своей абонентской базы в России. Мы ожидаем, что в 2017 г. доля финансовых сервисов в чистой прибыли компании достигнет 5%. Кроме того, оказание финансовых услуг повышает лояльность абонентов, снижает их отток и стимулирует потребление базовых услуг связи за счет движения средств на лицевом счете.

В партнерстве с МТС Банком мы предлагаем абонентам несколько финансовых продуктов. Первый из них – это универсальная карта «МТС Деньги». Она может быть как дебетовой, так и кредитной. В наших салонах связи можно оформить карту с кредитным лимитом до 40 000 руб. Для держателей карт действует программа лояльности «МТС Бонус» – за потраченные с карты средства абоненту начисляются бонусные баллы, которые обмениваются на услуги связи. Недавно для владельцев этих карт заработала расширенная программа лояльности, которая позволяет путем подключения опций выбирать различные программы поощрения – зачисление 3% суммы потраченных денег на счет телефона МТС или в виде кэш-бэка обратно на карту, использование бонусных баллов во время путешествий или получение дохода до 8% годовых на остаток средств. Новые продукты и услуги, «привязанные» к карте «МТС Деньги», делают ее популярной. К настоящему моменту уже выпущено 2,5 млн таких карт.

Второй финансовый продукт – POS-кредиты – предполагает кредитование, зачастую беспроцентное, покупок телефонов, ноутбуков, аксессуаров в салонах МТС. Примерно 20–25% покупок в нашей розничной сети совершается в кредит, что очень помогает росту ее товарооборота. Продвижение этих продуктов среди наших абонентов позволяет МТС Банку наращивать объем кредитного портфеля, продвигаясь к цели – войти к 2017 г. в топ-5 розничных банков России. За 2013 г. МТС Банк переместился с 21-го на 15-е место.

…и бесконтактным платежам

И третье направление – собственно развитие мобильной коммерции. Это дистанционные финансовые сервисы и бесконтактные платежи. МТС был первым оператором связи в России, запустившим в мае 2012 г. проект по эмуляции на SIM-картах банковских карт МТС Банка для оплаты покупок «одно касание» по технологии MasterCard PayPass. В 2013 г. аналогичный проект был реализован с банками «Русский Стандарт» и «АК Барс». Сейчас мы активно работаем с рядом других крупных банков России. Количество точек, где принимается такое средство оплаты, растет, растет и спектр моделей мобильных устройств, поддерживающих технологию NFC. За 2013 г. число NFC-смартфонов, доступных в нашей розничной сети, выросло почти вдвое – до 20 моделей.

Мы считаем, что наиболее востребованное и перспективное направление NFC – это проекты на общественном транспорте. В марте 2013 г. мы реализовали первый в России успешный коммерческий NFC-проект по оплате с мобильного телефона проезда в общественном транспорте Новосибирска. В июле прошлого года на основе нашего технологического решения стартовал аналогичный проект в Казани с участием операторов «большой четверки». До конца нынешнего года вместе с другими операторами сотовой связи планируется запуск транспортного проекта в Москве совместно с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы.

На данный момент мы уже выбрали поставщика платформы TSM (Trusted Service Manager), которая позволит абонентам загружать на мобильные устройства банковские карты, карты программ лояльности, транспортные приложения. В Японии и Южной Корее, где такие платформы были развернуты пять лет назад, сегодня примерно 10% населения регулярно используют загруженные карты для платежей на транспорте и в ритейле.

Мы полагаем, что по мере популяризации сервисов мобильной коммерции, рост в этом сегменте в России продолжится, причем он будет более динамичным, чем те 29–30% в год, которые прогнозируют аналитики J’son & Partners. Один из резервов роста мы видим в адаптации ряда законодательных инициатив, касающихся лимитов по платежам, к реалиям рынка мобильной коммерции. Наряду с другими игроками рынка мы хотим, чтобы процесс перевода денежных средств был прозрачным не в ущерб развитию рынка. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!