Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 08-09 2014
Сергей ФОМИЧЕВ   02 сентября 2014

Союз ИТ и телекома

Какой коммерческий ЦОД выбрать с точки зрения его обеспеченности связью? Тот, где присутствуют несколько операторов, или тот, где его владелец предоставляет каналы от одного телеком-провайдера? Или, может быть, тот, в котором проще арендовать темное волокно?

Сергей ФОМИЧЕВ, директор по развитию бизнеса, «Мастертел»Связь для коммерческих ЦОДов

Интерес к услугам коммерческих дата-центров проявляют сегодня как небольшие компании, не имеющие собственной ИТ-инфраструктуры, так и крупные заказчики. А поскольку платежеспособный спрос в значительной степени сконцентрирован в Москве, именно здесь и расположена основная часть российских коммерческих ЦОДов (в настоящее время в столице действуют порядка 60 крупных и средних – от 50 стоек – коммерческих дата-центров).

Несмотря на то что виртуализация и облачные технологии распространились уже достаточно широко, основным видом покупаемых услуг пока остается размещение оборудования заказчика на площадке коммерческого ЦОДа (colocation). Помимо размещения серверов и систем хранения, аутсорсинговые ЦОДы часто используются операторами для размещения узлов связи. Для оператора дата-центр – гораздо более привлекательный вариант, нежели бизнес-центр, поскольку в бизнес-центрах далеко не всегда предусмотрены резервирование электропитания и вводы для резервного кабеля, к тому же существует риск изменения политики владельца здания. А сотрудничество владельца ЦОДа и телеком-провайдера, наоборот, способно принести пользу обеим сторонам: ЦОД получает телеком-инфраструктуру, а оператор – потенциальных клиентов в лице заказчиков услуг дата-центра. Подобное партнерство на рынке не менее эффективно, чем симбиоз в живой природе – вспомните хотя бы взаимоотношения между цветами и пчелами.

Если заказчик размещает свое оборудование в коммерческом дата-центре, у него возникает потребность в высокоскоростном канале связи между дата-центром и офисом. Поэтому наличие провайдера, а лучше нескольких, чьи кабели заведены в данный ЦОД, – обязательное условие функционирования коммерческого дата-центра, особенно если среди его клиентов есть структуры с разветвленной филиальной сетью.

Некоторые владельцы ЦОДов стремятся привлекать на свою площадку как можно больше операторов связи. И чем больше бизнес-центров обслуживается операторами – партнерами владельца ЦОДа, тем больше шансов у владельца избежать простаивания площадей и ресурсов.

Другие дата-центры ограничиваются сотрудничеством всего с несколькими телеком-провайдерами, а остальные либо не допускаются в ЦОД вообще, либо вынуждены отчислять владельцу значительные комиссионные за право обслуживать арендаторов ЦОДа. При такой стратегии владелец ЦОДа озвучивает потенциальному заказчику список провайдеров, через которых тот может подключиться к услугам, либо предоставляет заказчику канал связи от своего имени. Последний вариант на первый взгляд выглядит привлекательно – заказчик получает весь пакет услуг из одних рук. Но не надо забывать, что телеком-инфраструктура не принадлежит владельцу дата-центра и им не контролируется. Поэтому в случае возникновения неполадок на сети такой владелец становится лишним звеном в цепочке устранения неисправности. Это чревато задержками в разрешении инцидентов, что для серьезных заказчиков может обернуться простоем бизнес-процесса и коммерческими потерями.

Есть на рынке коммерческих ЦОДов и такие компании, которые практически полностью отказываются от сотрудничества с телеком-провайдерами, – они либо предоставляют каналы связи самостоятельно (как поступают, скажем, крупные операторы связи, ведущие параллельный бизнес на базе собственных дата-центров), либо закупают оптом ресурс у одного провайдера и перепродают его своим клиентам. Плюс такой стратегии в том, что единственный провайдер за счет эксклюзива предоставляет владельцу ЦОДа существенные скидки. Однако для заказчика это будет означать необходимость «сложить все яйца в одну корзину».

Темные волокна

Нередко заказчика услуг ЦОДов подстерегает еще одна проблема, обусловленная состоянием московской инфраструктуры связи. Серьезному заказчику необходимы выделенные каналы для связи с офисом и между площадками ЦОДа, которых может быть арендовано несколько. Причем каналы высокоскоростные. Сегодня корпоративные клиенты заказывают каналы с пропускной способностью не менее 1 Гбит/с, многим требуются скорости 3–5 Гбит/с. Появляются заказчики, которым необходимо 10–15 Гбит/с и выше – такие скорости не являются чем-то экзотическим, например, для банка, выполняющего резервное копирование в онлайн-режиме. Между тем покупка канала с пропускной способностью выше 1 Гбит/с в Московском регионе – реальная проблема. Большинство провайдеров не могут предоставить каналы со скоростями выше 3–5 Гбит/с, не говоря уже о 10 Гбит/с. В редких случаях, когда такой канал организовать можно, стоить он будет непомерно больших денег. Это неудивительно, если учесть, что сети крупных провайдеров строились примерно 20 лет назад, а модернизация кабельной инфраструктуры оператора, протяженность которой может достигать многих тысяч километров, требует колоссальных средств.

Некоторые операторы целенаправленно занимаются прокладкой оптических кабелей, готовых к эксплуатации, но не оснащенных оборудованием передачи данных. В составе каждого такого кабеля может быть от восьми до 264 оптических волокон – так называемых темных волокон, нужное количество которых можно либо купить, либо взять в аренду. Предвидя спрос, эти провайдеры подготовили предложение, или, перефразируя Джека Лондона, предчувствуя дождь из супа, запаслись ложками.

Темные волокна – простое решение, допускающее гибкие варианты использования. Например, компания может арендовать темные волокна, приобрести собственное телекоммуникационное оборудование, которое соответствует ее текущим потребностям, и организовать для себя канал той пропускной способности, какой необходимо. При возрастании потребности в скоростях передачи данных заказчик модернизирует оборудование, продолжая эксплуатировать тот же кабель. Плюсом такой модели является то, что заказчик держит под контролем критичную для себя инфраструктуру связи. Кроме того, стоимость аренды темных волокон не зависит от того, с какой скоростью передаются данные. Стабильность суммы ежемесячных платежей – существенный фактор для многих компаний.

В некоторых случаях темные волокна приобретает коммерческий ЦОД, чтобы затем перепродавать их клиентам. Но чаще заказчики напрямую работают с провайдером темной оптики, чтобы иметь возможность без посредников управлять своей инфраструктурой связи.

Эффект синергии

Волоконно-оптическая сеть провайдера темных волокон – прекрасная возможность для взыскательных заказчиков создать собственную сеть с высокой пропускной способностью. В Московском регионе имеются сети, построенные на основе современного высококачественного оптического кабеля, кабельные маршруты охватывают всю территории старой Москвы и ближайшего Подмосковья. Можно найти провайдера, чьи кабели подведены к разным дата-центрам, поэтому если заказчик заинтересован в наличии у него резервных площадок, он сможет пользоваться услугами нескольких дата-центров, объединенных в единую сеть. Если сеть провайдера к тому же охватывает точки обмена трафиком, позволяя кратчайшими маршрутами связать их с дата-центрами, это обеспечит заказчику дополнительные преимущества – компания, которая желает, например, предоставлять сервисы за пределами нашей страны, не будет иметь для этого никаких инфраструктурных ограничений. А если компания располагает множеством филиалов по всей стране, которые обслуживаются местными телеком-провайдерами, все филиалы могут подключаться к московским ЦОДам через точки обмена трафиком.

Лучше выбирать провайдера темных волокон, у которого нет собственного коммерческого ЦОДа или единого ангажированного партнера. Если провайдер поддерживает конструктивные отношения с владельцами разных ЦОДов, его клиенты будут свободны в выборе дата-центра – ни для одного из них качество сети не будет хуже, чем для другого. Возможности дата-центров и современной телекоммуникационной инфраструктуры объединяются, давая синергический эффект, от которого выигрывают все участники рынка. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!