Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2014 |
07 октября 2014 |
Илья ЗВОНОВ, не терпящий поражений
Чтобы добиться успеха, человек должен найти в себе смелость воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему жизнь, уверен Илья Звонов, вице-президент Schneider Electric.
На сломе двух эпох
Илья Звонов относит себя к «золотому поколению», впитавшему идеалы советского детства и, повзрослев, безболезненно вошедшему в новую для страны жизнь. «Можно спорить об идеалах, но важно, что у нас они были, – уверен И. Звонов. – Нас учили, что нужно помогать товарищам в беде, все люди – братья, в жизни нужно стремиться к высоким целям. Очень много добра было в том, как нас воспитывали».
В московской английской школе №36 кумиром была… учительница физкультуры. «У нее занимались все, и особенно любили баскетбол, потому что учительница в прошлом была баскетболисткой, – вспоминает Илья. – Школа занимала призовые места в районных и городских соревнованиях, это ее заслуга. Физкультура стала любимым предметом. Помню это ощущение, когда ждешь не дождешься окончания уроков и можно будет «оторваться» в спортзале». И хотя не стал Илья Звонов профессиональным спортсменом, но с тех лет сохранилась любовь к спорту и стремление быть всегда и во всем «номером один». Английский давался легко, как и победы на олимпиадах, но в выборе профессии решающую роль сыграла семейная традиция: как и родители, он выбрал техническую специальность и в 1987 г. поступил в МВТУ им. Баумана.
Учебный график уплотнялся спортивными соревнованиями (играл в баскетбольной команде института) и новыми возможностями, порожденными эпохой перестройки. «В конце 80-х жизнь менялась на глазах, а мы были в идеальном возрасте для этих изменений, – рассказывает И. Звонов. – Все студенты так или иначе приобщались к коммерции: кто билеты в театр скупал и перепродавал, кто торговал книгами или матрешками. Мне мелкое лавочничество было неинтересно». Владея английским, он с одноклассником устроился в Центр международных проектов при ООН: для специалистов из развивающихся стран организовывались учебные курсы по охране труда и экологии, а лекторами выступали преподаватели из развитых стран. По сути, занимались event-менеджментом: собирали в Шереметьево прибывающих, организовывали переезд к месту мероприятия, размещение. Денег это особо не приносило, но появилась возможность общаться с людьми «оттуда», а для них СССР тоже был открытием. Чуть позже, в 90-м, студент Звонов устроился на работу в создававшееся тогда российско-американское СП «Космос-ТВ» и как торговый представитель два года продавал услуги кабельного телевидения. Но пришлось «отвлечься» на диплом. Из компании он ушел, защитился на отлично, получил справку о свободном распределении – и с хорошим английским, опытом международной деятельности и продаж в технологической сфере найти работу большого труда не составило: на российский рынок вышли многие западные компании.
Вдоль каменной гряды
В течение месяца выпускник Бауманки получил два предложения, от Motorola и IBM. «Я оказался перед камнем, от которого шли две дороги – в телеком и в ИТ, – вспоминает И. Звонов. – Жизнь – это последовательность таких «камней», где ты принимаешь решение и идешь. Я выбрал ИТ. И не пожалел». В IBM очень серьезно относились к набору и развитию молодых сотрудников. Первые полгода – безостановочный тренинг: учебные курсы в Москве, две трехнедельные выездные сессии в Словении. «Зубры» IBM гоняли молодежь, как в армии. Рассказывали о компании, обучали психологии и философии продаж, общению с людьми; научили правильно задавать вопросы, строить цепочку коммуникаций с потенциальным клиентом. Уже через год Звонов получил серьезную управленческую должность – был направлен в Челябинск, где создал и возглавил представительство корпорации; через полтора года вернулся в Москву и руководил отделом по работе с бизнес-партнерами. Но через четыре года работы в IBM компанию покинул. «Все-таки глобальная корпорация – это большая бюрократическая машина с четкими границами, а возможность проявить себя более ярко дают небольшие компании. В середине 90-х они пришли в Россию – и меня «схэдхантили» фактически в стартап-бизнес японской компании OKI».
Илья Звонов на семь лет погрузился в бизнес компании даже не второго, а третьего эшелона. Протоптать дорогу для принтеров OKI к корпоративным заказчикам, упорядочить каналы продаж – эта задача не сулила быстрого успеха. Но предоставлялась большая свобода действий, а значит, было интересно. «Мы выстраивали каналы продаж, структурировали партнерскую политику, сформировали классическую двухуровневую дистрибуцию, зашли в большие серьезные организации, которые участвовали в федеральных программах, – рассказывает Илья Звонов. – За семь лет я взрыхлил и перепахал практически весь ИТ-рынок: познакомил с продукцией OKI дистрибьюторов, интеграторов, заказчиков, сам познакомился и подружился со многими людьми. Меня пригласили на работу в компанию «КомпьюЛинк», которую для выхода на IPO требовалось сделать понятной для иностранного капитала. К тому времени в OKI все поставленные задачи были выполнены – и полтора года я консультировал «КомпьюЛинк». Это был интересный период работы с российским ИТ-бизнесом, время анализа его плюсов и минусов».
После «КомпьюЛинка» И. Звонов оказался перед очередным «камнем», необходимостью выбирать между компаниями SBS (Siemens Business Services) и APC. 1 января 2006 г. он вышел на работу в АРС и почти девять лет остается верен этому выбору. Правда, за это время АРС влилась в компанию Schneider Electric – и с 2010 г. Илья Звонов де-юре является сотрудником ЗАО «Шнейдер Электрик». «Исторически Schneider Electric была большим «содружеством независимых компаний», но в последние пять лет содружество преобразуется в единую компанию с новыми принципами взаимодействия между разными составляющими бизнеса, новыми подходами. Компания серьезно меняется, и заниматься этими изменениями на местах – интересная и очень творческая задача, – уверен И. Звонов. – А проектов у Schneider Electric много, в ближайший год могут произойти изменения и в моей профессиональной карьере».
Б л и ц
– В Вашей жизни, похоже, не все подчинено плану?
– В том, что я делал, всегда было много интуиции. Жизнь предоставляет возможности, а задача человека – увидеть их и найти смелость ими воспользоваться. Это формула успеха.
– Кем хотели стать в детстве?
– Не помню, чтобы хотел стать космонавтом, но всегда хотел выигрывать. Когда попал в корпоративный мир – решил стать CEO глобальной компании. И лет, наверное, до 40 пребывал в уверенности, что так и будет. Сейчас этой уверенности нет, вряд ли смогу себе позволить режим физической нагрузки, в котором живут CEO. Но стремление быть первым сублимировалось в спорте. Стараюсь, чтобы он присутствовал в жизни коллектива: наша футбольная команда – двукратный чемпион Европы между офисами Schneider Electric. Ненавижу проигрывать, азарт и стремление победить у меня с детства, чем бы ни занимался. А недавно я организовал хоккейную команду. Нашли единомышленников, проводим товарищеские матчи между бизнес-департаментами и пытаемся выйти на межкорпоративный уровень.
– Вы прихотливы в быту – выборе одежды, кухни?
– Мне важно, как я выгляжу – это дисциплинирует и меня самого, и окружающих. Чтобы экономить время, покупаю проверенные временем бренды в привычных магазинах. А обедать и ужинать, к сожалению, приходится одновременно с поглощением информации, просто наслаждаться вкусной едой не получается. С женой и детьми иногда удается выбраться в ресторан или пообедать дома, но как о традиции говорить об этом не приходится.
– Что за кольцо у вас на мизинце и браслет на запястье?
– Это из мира Harley Davidson. Многие спрашивают, не байкер ли я. Байкер – это образ жизни, и я не могу в силу многих обстоятельств считать себя таковым. Но несколько лет подряд на майские праздники мы с единомышленниками уезжаем на дальние пробеги. Обкатали все дороги США, объехали оба острова Новой Зеландии, в этом году были в Европе на фестивале Harley Davidson. И в Москве, если есть возможность, берем вечером мотоциклы, катаемся, общаемся. Это прочищает голову от лишней информации, продувает мозги. На мотоцикл сел – и ничего другого уже не существует, есть ты и дорога. Мотоцикл дарит чувство полета, которое в детстве испытываешь во сне. Поэтому даже в костюме и при галстуке кольцо и браслет не снимаю. Они всегда связывают меня с этой культурой, с этим миром.
– У вас есть мечта?
– Я немного пою. И есть мечта дать концерт для друзей. Может быть, даже попробую осуществить ее на свое 45-летие, в следующем году.
Беседовала Лилия ПАВЛОВА