Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03-04 2015 |
Тагир ЯППАРОВ  | 21 апреля 2015 |
Инновационные стартапы – на поток
Для работы на рынке корпоративных информационных систем группа компаний «АйТи» изначально выбрала стратегию инвестирования в разработку собственных продуктов и технологий, а сегодня начинает присматриваться и к внешним проектам.
Создавая компанию, мы понимали, что без собственных продуктов и технологий «АйТи» будет всего лишь посредником, имеющим для заказчика весьма относительную ценность. Вот почему на каждом витке развития корпоративных информационных систем компания создавала собственные технологии и продукты. В 90-х мы активно инвестировали в направление ERP, в 2000-х – в ECM-технологии, несколько лет назад всерьез «увлеклись» корпоративной мобильностью, а также ИТ в медицине.
Обычно идеи и технологии рождались внутри компании, и когда приходило понимание, что их можно довести до продукта, до тиражируемого решения, создавалась дочерняя компания, которая фокусно этим продуктом и занималась. На начальном этапе новому направлению очень важно дать возможность развиваться более интенсивно, а внутри компании это сделать сложно, поскольку у большой состоявшейся структуры и у стартапа совершенно разные модели управления.
Поэтому мы практически всегда старались выделить перспективные направления и рассматривать их как венчурные проекты, которые могут быть и неуспешными. Таких примеров на моей памяти великое множество. Неуспешных стартапов всегда больше, чем успешных. Ведь успех – это сочетание многих факторов. Здесь и удачный момент, и хорошая команда, и нужная идея. При этом самый важный фактор в моем понимании – это люди. Есть люди – есть проект. Не имея правильной команды, можно загубить любую хорошую идею. И наоборот, идея может быть сверхсложной, но сильной командой она поднимается.
Инвестиционный период большинства проектов обычно длится от двух до четырех лет. По окончании этого срока принимается решение о судьбе проекта. Он либо сворачивается, либо выходит на окупаемость и замечательно развивается, либо мы из него выходим.
В качестве примера активно развивающегося продукта могу назвать WorksPad – тиражное решение для автоматизированных мобильных рабочих мест от нашего стартапа «МобилитиЛаб». В его разработку и развитие мы вложили $3 млн и сегодня выводим его на мировой рынок.
По-другому сложилась судьба еще одного нашего стартапа – компании «Юниклауд», инвестиции в который были поменьше. Мы поняли, что разработанный ею продукт не соответствует позиционированию основного бизнеса. ГК «АйТи» работает с крупными корпорациями, а продукт «Юниклауда» ориентирован на SMB. Такой разрыв фактически исключал возможность синергии между нашими бизнесами. Увидев это, мы решили из проекта «Юниклауд» выйти, продав его другому инвестору.
В 90-х и начале 2000-х «АйТи» разрабатывала решения, максимально ориентированные на локальный рынок, который тогда еще активно рос. Из всех наших продуктов в линейке ERP мы оставили только модули с высокой локальной спецификой: HRM, ECM. Сейчас мы сразу ориентируем свои разработки на глобальные рынки, потому что российский больше не растет. Кроме того, в корпоративном сегменте международного рынка принято работать через партнеров, поэтому «АйТи» в настоящее время активно строит партнерскую сеть за рубежом.
В своей инновационной деятельности мы сотрудничаем со всеми существующими в России институтами развития – «Сколково», РВК, ФРИИ и др. На сегодняшний день у нас наиболее тесные отношения со «Сколково», у них есть ИТ-кластер, они поддерживают глобализацию проектов, им интересны технологии и продукты, которые разрабатывают наши стартапы.
Надо признать, что в последнее время мы не только создаем что-то свое, но и активно смотрим на проекты, появляющиеся на рынке. Уже существует целая инфраструктура выращивания проектов, инвестирования в них на ранних стадиях.
Мне как инвестору интересны проекты, находящиеся в фазе, когда есть прототип решения, команда, может быть, даже первые клиенты. Работа с такими стартапами – отдельная большая задача, требующая несколько иного подхода. На сегодняшний день мы определили для себя несколько направлений, где готовы концентрировать усилия по поиску и отбору внешних команд. В их числе корпоративная мобильность и мобильная медицина (дистанционный мониторинг), у которых, если вдуматься, немало точек пересечения.