Rambler's Top100
Статьи
26 мая 2015

ИТ-руководителю. Сделай сам или отдай на аутсорсинг

Передача некоторых компонентов ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг поможет вам снизить нагрузку на сотрудников и повысить конкурентоспособность бизнеса.

Александр ТРЕКИН, региональный директор, Vision Solutions

На волне роста популярности лозунга «Сделай сам!» сети популярных магазинов хозяйственных товаров всеми силами стараются возродить в людях энтузиазм тех времен, когда любое дело начиналось с фразы: «А не пора ли нам засучить рукава?». Однако та легкость, с которой непрофессионалы берутся за некоторые по-настоящему трудные задачи, чревата серьезными проблемами. Возможность позаниматься любимым делом может обернуться поломкой предмета, который вы взялись починить или установить. И, если уж на то пошло, стоит себя спросить, что важнее – удовлетворение от собственного вклада при повышенном риске потерпеть неудачу или возможность сосредоточиться на других вещах, переложив ответственность за трудные задачи на плечи профессионалов?

Решив сделать что-то своими силами, вы вынуждены пойти на компромисс. Променяв опыт специалистов и собственное свободное время на ощущение контроля и экономию, вы должны быть готовы не только к болезненным занозам, но и к тому, что ваш проект по обустройству дома может потерпеть фиаско.

Сегодняшние руководители ИТ-подразделений зачастую оказываются в схожей ситуации. Перед ними так же встает принципиальный вопрос: «Делать самим или привлекать кого-то со стороны?».

Современные ИТ-отделы претерпели немало изменений с тех времен, когда они могли позволить себе нанимать столько персонала, сколько было нужно для удовлетворения всех потребностей по поддержке и обслуживанию систем. Сейчас, когда компании заставляют своих ИТ-директоров урезать расходы, передавая функции управления системами провайдерам соответствующих услуг и даже поставщикам технологий, все подчинено одному принципу – бережливости.

В новых реалиях мира информационных технологий невероятно трудно угнаться за прогрессом. Согласно данным отчета State of Resilience Report компании Vision Solutions за 2015 год, 53% руководителей говорят, что им тяжело приводить имеющиеся ИТ-ресурсы в соответствие с постоянно меняющимися требованиями в рамках конкретных проектов и приоритетных направлений деятельности.

Вместо того чтобы надеяться, что работники вашей компании освоят все современные инновации, вы можете использовать аутсорсинг в качестве надежного источника необходимых технологических и людских ресурсов. Опираясь на внешних подрядчиков, вы сможете сэкономить время и, в конечном счете, деньги. Привлечение сторонних специалистов становится все более популярным вариантом решения проблемы послеаварийного восстановления и репликации данных. Это подтверждается, к примеру, тем, что около 30% руководителей обращаются за помощью в данной сфере к поставщикам управляемых услуг. Однако не всегда очевидно, для выполнения каких именно технических задач лучше всего использовать опыт профессионалов со стороны.

Ниже рассматриваются три фактора, которые следует принять во внимание при оценке выгод для вашей организации от передачи тех или иных ИТ-функций на аутсорсинг.

Задачи, не имеющие стратегического значения

За исключением критически важных ИТ-проектов и постоянных задач, имеющих особое значение для развития вашей организации, большинство рутинных процессов, которые нуждаются в стандартной поддержке, лучше передавать на аутсорсинг. Что касается центральных с точки зрения стратегии проектов, скорее всего, у вас есть обладающие соответствующими навыками сотрудники, которые справляются с поставленными задачами, привлекая совсем небольшие дополнительные финансовые вложения. Более того, с целью предотвращения сбоев имеет смысл регулярно инвестировать в эту сферу.

Однако передача на аутсорсинг рутинных ИТ-задач, не имеющих стратегического значения, – вещь более чем тривиальная. Ведь риск минимален. От персонала в этом случае зависит не так уж много – сотрудники, конечно, не обеспечат прорыв вашему бизнесу, но и не навредят ему. Вероятность того, что в такой ситуации они, если что-то пойдет не так, спровоцируют серьезный сбой в работе системы, минимальна. Привлечение к подобным задачам работников со стороны зачастую оказывается эффективнее с экономической точки зрения, поскольку предоставляет вашим сотрудникам возможность сфокусироваться на более важной деятельности, такой, например, как разработка приложений.

Также разумно отдавать на аутсорсинг узкоспециализированные значимые проекты, например, обеспечение высокой доступности, послеаварийное восстановление и миграцию данных или серверов. Это разновидность фоновых работ, которые производятся не часто, но при необходимости должны выполняться безукоризненно.

Навыки

Обязательно тщательно анализировать навыки ваших штатных сотрудников, чтобы оценить, насколько инвестиции в профессиональное развитие и поддержание производительности команды ИТ-специалистов соответствуют стоящим перед ними ИТ-задачам и стратегии компании. Подумайте, в каких областях легче всего «прокачать» команду, а в каких это сделать труднее всего. Технологии, требующие сложных профессиональных навыков, но не нуждающиеся в больших трудозатратах со стороны штатного персонала, – прекрасная возможность для того, чтобы использовать помощь поставщиков соответствующих услуг.

Как говорится в мудрой поговорке, «опыт – лучший учитель, но берет дорого». Чтобы стать квалифицированным ИТ-специалистом, требуется время, и в начале карьеры погрешностей просто не избежать. Более того, свыше 20% руководителей отмечают, что при последней операции по миграции данных обнаружилось, что у их сотрудников не было необходимых знаний и опыта. Однако когда речь идет о критически важных направлениях ИТ, ошибки недопустимы.

Нередко только несколько сотрудников ИТ-отдела обладают исчерпывающими знаниями о наиболее важных системах. Но как быть, если однажды эти люди решат покинуть компанию? Когда за такие навыки отвечает партнер-аутсорсер, уже не приходится полагаться на волю случая. Вашему бизнесу будет гарантирован  необходимый уровень стабильности и уверенности.

Регулярность

Если сотрудник, даже высококвалифицированный и опытный, не выполняет какие-либо трудные задачи регулярно, он со временем теряет нужные навыки. Сохранить знания и умения невозможно, если вы не делаете что-то постоянно.

Например, представьте, что вы установили какое-либо программное обеспечение. Большую часть времени оно не требует контроля и вмешательства с вашей стороны. Но непременно нужно, чтобы кто-то из ваших сотрудников регулярно проверял журналы аудита и следил за готовностью системы выполнять возложенные на нее функции. Поскольку эти действия совершаются редко, всегда есть риск, что их отложат – один раз, потом еще один раз и т.д. Тем более что в современных ИТ-отделах наблюдается хронический дефицит времени.

Если вы передадите работу, требующую подобного подхода, на аутсорсинг, то высококвалифицированные опытные специалисты смогут, получив доступ к системе, проверить ее работоспособность, сформировать соответствующие отчеты для вас и уведомить о возможных проблемах. Они решат проблему еще до того, как вы узнаете о ее существовании. Ведь в этом и заключается их работа: быть надежным партнером, который избавляет вас от ненужных забот. Они как бывалые боксеры, которые выходят на ринг и часто на автомате одерживают победу в бою. Они олицетворяют собой профессионализм, потому что постоянно применяют навыки на практике.

Поиск подходящего партнера по аутсорсингу

Итак, вы решили передать на аутсорсинг часть своих ИТ-задач. Вы выбрали процессы, работу с которыми хотите поручить партнеру. Но как узнать, какие именно специалисты вам подходят? Чтобы правильно их подобрать, потребуется всего три этапа:

1. Оцените опыт. Убедитесь, что опыт партнера соответствует уровню обслуживания, который необходим вашей организации. В первую очередь следует обратить внимание на поставщиков технологий, поскольку они смогут интегрировать в вашу ИТ-инфраструктуру разработанные и проверенные ими решения.

2. Проанализируйте уровень обслуживания. Он должен быть, как минимум, сопоставим с тем, который могут обеспечить штатные специалисты, или даже превышать его. Вам нужно удостовериться в том, что партнер отвечает всем требованиям.

3. Убедитесь, что вы не зря тратите деньги, но не замыкайтесь на расходах. Если вы сконцентрируетесь на их снижении, возможно, потом вам придется потратить в два раза больше для выполнения работы, то есть сэкономить в итоге не получится. Ищите золотую середину между качеством и экономической эффективностью.

Если вы сможете передать грамотно выбранные ИТ-функции правильному партнеру, в скором времени вы добьетесь отличных результатов в бизнесе. Например, в 2012 году компания Goya Foods привлекла аутсорсеров к управлению решением, отвечающим за обеспечение высокой доступности и послеаварийного восстановления критически важных серверов, поскольку ее штатные специалисты не могли справиться с этим ПО в силу занятости другими высокоприоритетными задачами.

«Благодаря стабильности, квалифицированности и оперативности работы данного партнера мы начали больше доверять нашей системе репликации и обеспечения высокой доступности данных и стали увереннее в ее работоспособности, – отметил Джесси Рей из Goya Foods. – Еженедельные отчеты и регулярные планерки гарантируют абсолютную защиту деятельности нашей компании».

Можно представить себе множество ситуаций, в которых стоит задуматься о привлечении профессионалов к ремонтным работам в доме. То же верно и в отношении ИТ: в некоторых случаях, передавая ИТ-функции на аутсорсинг, вы поступаете мудро. Просто взвесьте все «за» и «против» и примите решение, которое больше всего подходит в данной конкретной ситуации.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!