Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2015 |
Анатолий ТРЕТЬЯКОВ  | 08 сентября 2015 |
ЦОД на облачной стороне
Движение дата-центров в сторону высокоуровневых сервисов на развитых рынках началось давно, так что траектория для российских ЦОДов очевидна.
Но для облаков нужно готовить и инфраструктуру дата-центров, и
систему их эксплуатации, и конкретные приложения для заказчиков, считает менеджер
по маркетингу ИТ-услуг Fujitsu Анатолий ТРЕТЬЯКОВ.
– Чем, на ваш взгляд, определяются произошедшие за последние год-два изменения на рынке решений для дата-центров?
– Они связаны с необходимостью поддержки четырех основных трендов развития ИТ – мобильности, социальных сетей, Big Data и облаков. Причем центральным базовым звеном всех этих трендов являются облачные сервисы, поскольку на облачной инфраструктуре строятся и мобильные приложения, и решения для социальных сетей, и Big Data. Именно облачные сервисы в немалой степени диктуют основные тенденции в организации современных дата-центров, которые стараются подстроиться под возможность размещения в них облачной инфраструктуры. То есть они должны поддерживать возможность установки стоек с энергопотреблением в десятки киловатт, высокую утилизацию вычислительных ресурсов, гибкое централизованное управление, возможность разделения ресурсов между несколькими потребителями и т.п. Кроме того, для дата-центров сейчас крайне актуальными становятся вопросы обеспечения безопасности и катастрофоустойчивости решений, а также возможность поддержки специализированных информационных систем для бизнеса, которые поставляются вместе с аппаратной платформой (чаще всего это CRM и базы данных). В состав подобного решения могут входить несколько серверов с установленным ПО, СХД, сетевая инфраструктура, средства резервного копирования и восстановления после сбоев. Такая система устанавливается в ЦОДе как обычная стойка (или несколько стоек), только для обеспечения резервирования к ней нужно подвести несколько каналов связи. Далеко не все ЦОДы, построенные три-пять лет назад, имеют для этого соответствующие характеристики. В них зачастую можно установить стойки с энергопотреблением только 5–6 кВт, тогда как современные облачные решения требуют 30–50 кВт на стойку. И опять же лет пять назад нередко можно было встретить ЦОД, где было два электрических ввода, но фактически не было гарантии сохранности оборудования клиентов.
– Занимаются ли российские ЦОДы повышением эффективности своей работы? Как велико в этом отношении их отставание от западных дата-центров?
– Если взять, к примеру, высококлассный европейский коммерческий ЦОД уровня Tier III или выше, то там, как правило, несколько машинных залов с сотнями стоек и тысячами серверов может обслуживать дежурная смена численностью всего шесть человек – таков там уровень автоматизации управления. Причем это не обязательно окажется новый дата-центр, его возраст может составлять лет семь и более. У нас в России дата-центров с таким уровнем эффективности работы в те времена не было. Правда, в последние два-три года в этом направлении наметились определенные подвижки. Во всяком случае в России уже появились достаточно грамотно построенные и обслуживаемые ЦОДы, а качество вводимых в эксплуатацию дата-центров сильно выросло. В них, образно говоря, не стыдно привести европейских заказчиков.
– Насколько в российских дата-центрах развиты системы автоматизации управления инфраструктурой?
– Выбор систем автоматизации обычно происходит на этапе проектирования ЦОДа, и если они изначально не были запроектированы, то, как показывает практика, их там и не будет. Большинство российских дата-центров после ввода в эксплуатацию не переделываются и не модернизируются. В новых дата-центрах, которые позиционируют себя как премиум-класс, с автоматизацией полный порядок: в системах физического доступа используются биометрические технологии, ведется мониторинг всех параметров работы инфраструктуры в реальном времени и т.п. Хотя любой поставщик программных систем для автоматизации работы ЦОДа скажет, что подобные продукты в России не очень популярны.
Но ситуация в ближайшем будущем должна измениться. Этому, на мой взгляд, должны способствовать изменения законодательства по хранению персональных данных, которые вступят в силу в сентябре 2015 г. Многие заказчики будут вынуждены переехать из европейских дата-центров в российские. При этом они будут предъявлять к качеству сервиса такие же требования, как за рубежом. Это должно стимулировать наши ЦОДы подтянуться до уровня европейских, в том числе и по автоматизации управления инфраструктурой.
– Какие сервисы дата-центров пользуются сейчас максимальным спросом, а какие могут стать лидерами в ближайшее время?
– Конечно, ведущий сервис сейчас – colocation, а следующей по популярности услугой является организация каналов связи, в том числе для построения катастрофоустойчивых решений с объединением нескольких ЦОДов в сеть. Среди тех сервисов, которые активно набирают популярность, стоит отметить IaaS-сервисы. Однако о зрелости этих услуг пока говорить рано, так как зачастую провайдер не дает никакой информации о производительности приобретаемой таким способом инфраструктуры и надежности ее работы. Хорошие перспективы также у SaaS-сервисов по предоставлению бизнес-приложений из облака: высоким спросом у корпоративных пользователей пользуются CRM-системы, необходимые практически любому бизнесу, средства совместной работы и виртуальные рабочие столы VDI. Кроме того, подавляющее большинство заказчиков интересуются решениями для резервного копирования корпоративных данных в облако. Правда, крупные компании предпочитают реализовать эти сервисы в своем частном облаке, а к провайдерам обращаются мелкие и средние заказчики, для которых использование внешних облаков является и средством минимизации затрат, и имиджевой составляющей бизнеса. Во всяком случае, ни один стартап, работающий в сфере ИТ, не строит собственную инфраструктуру, все пользуются облачными сервисами.
– Как, по вашему мнению, будет меняться политика провайдеров в отношении изменения ассортимента предоставляемых дата-центрами сервисов?
– Без сомнения, все дата-центры будут в той или иной мере наращивать облачные составляющие своего портфеля сервисов. Прежде всего следует ожидать увеличения предложения IaaS-сервисов как наиболее простых в реализации для провайдеров ЦОДов. Но для максимальной утилизации своей инфраструктуры они будут, скорее всего, предлагать и определенный набор SaaS-сервисов. В принципе этот процесс разворота дата-центров в сторону облаков уже начался: ими занялись даже те ЦОДы, которые изначально позиционировали себя как площадки для colocation. При должной организации бизнес-процессов предоставление виртуальных машин для провайдера намного прибыльнее, чем сдача в аренду фальшпола. Для заказчика же при нелинейной загрузке инфраструктуры аренда виртуальной машины в разы выгоднее использования собственной инфраструктуры. Сближение позиций провайдеров и заказчиков на ниве облачных сервисов пойдет с двух сторон: провайдеры определят нишу интересных для заказчиков сервисов, которые они смогут предложить по привлекательной цене с обеспечением должного уровня надежности и безопасности, а заказчики наконец-то научатся считать реальные затраты на эксплуатацию своих ИТ-систем и поймут, что натуральное хозяйство обходится им слишком дорого, не давая преимуществ в качестве, безопасности, эластичности и контролируемости.
– На каком уровне сейчас находится восприятие облачных сервисов российскими корпоративными клиентами?
– Проще всего показать это на примере IaaS-сервисов. На мой взгляд, все организации, проявляющие к ним интерес, можно условно разделить на две категории. Первая – это небольшие и средние динамичные организации, для которых основные требования к инфраструктурным сервисам – это оптимальная стоимость и возможность гибкого управления объемом потребляемых сервисов. Часто эти организации не возражают против использования IaaS-услуг не из России (и тогда они становятся клиентами сервисов типа Amazon), хотя некоторые из них все же задумываются о выборе местных инфраструктурных площадок. Вторая – это крупные организации, которые уже имеют исторически сформировавшуюся собственную ИТ-инфраструктуру, и IaaS-сервисы им требуются для оптимизации затрат, для обновления инфраструктуры и как инновационная составляющая для повышения конкурентоспособности собственных товаров и услуг (в первую очередь для ускорения вывода на рынок новых продуктов). Для них также актуальны вопросы интеграции и управления разрозненными облачными и традиционными инфраструктурами. Таким образом, к облакам в принципе готов и крупный, и мелкий бизнес.
– Насколько современные IaaS-сервисы адаптированы к потребностям конкретных компаний?
– Развитие бизнеса практически любой современной компании требует соответствующей ИТ-поддержки, а наиболее эффективной она будет при использовании облачных сервисов. Однако с выбором подходящего облачного решения обычно возникает немало вопросов. У каждой организации – свои требования и задачи, поэтому единого для всех наилучшего IaaS-решения быть не может. Любой вендор понимает, что выбираемый компанией IaaS-сервис должен соответствовать специфике ее рабочих процессов, требуемым уровням безопасности и отказоустойчивости, законодательным и ограничительным нормам. Именно поэтому на рынке предлагается довольно широкий ассортимент решений, включающий IaaS-сервисы, использующие облачную инфраструктуру корпоративного ЦОДа, выделенные облака в коммерческих дата-центрах, публичные облачные сервисы и любую комбинацию этих предложений. То есть уже сейчас можно построить для заказчика облако любой конфигурации, размера и функциональных возможностей. икс