Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Роман ШМАКОВ  30 октября 2015

Уроки кризиса и импортозамещения

Игроки рынка дата-центров научились извлекать уроки из любой, даже неблагоприятной ситуации. Полученный опыт они конвертируют в более зрелый бизнес, считает Роман ШМАКОВ, директор департамента по работе со стратегическими заказчиками подразделения IT Business компании Schneider Electric.

Роман ШМАКОВ, директор департамента Schneider Electric

– Что происходит с индустрией дата-центров в нынешней экономической и политической ситуации?

– Влияние кризиса, который начался в середине 2014 г., распространяется на всю экономику страны, и индустрия строительства дата-центров не исключение. Правда, в силу инерционности рыночных процессов реальное воздействие кризиса в отрасли ЦОДов стало ощущаться только в начале 2015 г. Этот эффект заметен до сих пор, но рынок на него уже отреагировал и в известной мере к нему адаптировался. Возврата к докризисному состоянию, конечно, не произошло, но можно сказать, что рынок сейчас относительно уравновешен.

– Какие процессы определяют это относительное равновесие?

– На рынке сейчас наблюдаются противоположные тенденции. С одной стороны, заметно вызванное кризисом снижение темпов строительства новых ЦОДов, которое обусловлено сокращением инвестиций в данный сегмент рынка. Если оценивать спад по уменьшению выручки топ-10 компаний, которые строили дата-центры, то в 2014 г. она сократилась примерно на 15%. С другой стороны, мы видим рост спроса, обусловленный законодательными изменениями. Вступил в силу известный закон о хранении и обработке персональных данных российских граждан, и это подвигло множество компаний к перемещению своих ИТ-ресурсов в Россию. Понятно, что осуществить быструю миграцию ИТ-инфраструктуры больших объемов в другую страну проще и дешевле всего при аренде мощностей существующих дата-центров. В результате многие ведущие операторы ЦОДов заявили о готовности модернизировать и расширять существующие площадки и строить новые. Какой из этих двух импульсов окажется сильнее, пока неясно. А поскольку наращивание инфраструктуры занимает в среднем год, о результирующем воздействии этих факторов можно будет судить не раньше середины 2016 г.

– Как изменились заказчики строительства корпоративных ЦОДов и аренды ресурсов коммерческих дата-центров?

– Прежде всего хотелось бы отметить заметное повышение спроса на облачные инфраструктуры со стороны государственных заказчиков. Недавно правительство России утвердило концепцию создания сети ЦОДов для госструктур, на базе которых будет построена единая облачная платформа предоставления унифицированных сервисов для органов государственной власти и государственных компаний. Уже заявлено, что единая платформа позволит повысить утилизацию вычислительных ресурсов, а унификация сервисов – сэкономить на ПО, так что государственные расходы на хранение и обработку данных удастся существенно оптимизировать. Такие планы говорят о том, что в ближайшее время следует ожидать крупного госзаказа на строительство сети ЦОДов или приобретения имеющихся на рынке дата-центров.

Активизировались и корпоративные заказчики. Рост спроса с их стороны на услуги коммерческих ЦОДов связан главным образом с повышением уровня зрелости рынка: строящиеся дата-центры становятся все более эффективными и прибыльными, а это позволяет операторам ЦОДов снижать стоимость своих услуг. Сильную регулирующую роль на этом рынке играет обостряющаяся конкуренция, которая заставляет игроков повышать качество сервиса и оптимизировать ценовое предложение. Соответственно многие корпоративные заказчики все чаще отказываются от строительства собственной инфраструктуры и выбирают аренду существующих коммерческих дата-центров. В первую очередь это касается банков, которые из-за кризиса вынуждены серьезно пересматривать свои инвестиционные программы и искать пути оптимизации затрат, а также страховых компаний. Кроме того, многие холдинговые коммерческие структуры стали объединять ресурсы входящих в них компаний и либо строить единые для холдинга дата-центры, либо централизованно покупать услуги коммерческих ЦОДов.

– Как повлиял на рынок строительства дата-центров курс на импортозамещение? Какого именно импортозамещения можно ожидать в этом сегменте?

– Далеко не всему импортному оборудованию, используемому в инженерной инфраструктуре ЦОДов, можно быстро найти замену. Но даже если по некоторым позициям это сделать можно, то, к сожалению, соотношение цены и качества продуктов-заместителей не будет соответствовать мировому уровню. Ведь создание продуктов и решений для данной отрасли требует серьезных инвестиций и длительных процессов проектирования, разработки и внедрения. Надо также понимать, что есть разные варианты импортозамещения: это может быть и полный цикл локального производства, и крупноузловая сборка.

В последнем случае берутся компоненты иностранного производства и интегрируются в локальное решение, которое при соблюдении определенных требований законодательства будет считаться российским продуктом. Есть вендоры, которые уже договорились с российскими компаниями и организовали совместное производство, которое позволило им называть собранный здесь продукт российским и получать политические и маркетинговые бонусы для его продвижения на локальном рынке. Некоторые производители занялись развитием локального производства, купив профильные российские предприятия или построив новые заводы с нуля. Например, компания Schneider Electric поступила именно так: задолго до санкций в связи с долгосрочной стратегией развития в России были построены и приобретены несколько производственных площадок. Сегодня у Schneider Electric шесть российских предприятий, на которых работают российские специалисты и которые выпускают российскую продукцию, в том числе некоторое оборудование для дата-центров. Но если говорить о ЦОДе как о комплексе инженерных систем, то создать его полностью из российских компонентов сейчас не представляется возможным.

На мой взгляд, политика импортозамещения сама по себе полезна для развития российской экономики и отечественного рынка, но в каждом конкретном случае нужно разбираться, какая выгода будет заказчику от строительства ЦОДа на базе российского оборудования. Дата-центр – это сложная совокупность инженерных систем, на каждом этапе жизненного цикла которой заказчику приходится нести и капитальные, и операционные затраты. Предлагаемые зарубежными вендорами решения для инженерной инфраструктуры ЦОДов уже хорошо известны на рынке. Накоплен существенный опыт строительства ЦОДов на их основе, а у заказчиков есть серьезный опыт эксплуатации этих решений. Есть также четкое понимание того, каких затрат требуют решения на каждом этапе жизненного цикла ЦОДа.

С российскими продуктами и решениями ситуация пока иная: нет статистики эксплуатации этих компонентов инженерной инфраструктуры, нет данных об их совместимости при работе в составе всего комплекса систем и, соответственно, сложно прогнозировать затраты на установку, интеграцию и эксплуатацию оборудования. В результате коммерческий эффект от применения локальных продуктов в дата-центре как сложном комплексе взаимосвязанных систем пока неочевиден. Если же говорить о безопасности установленного в ЦОДе оборудования и его соответствия российским нормам, то и здесь безоглядное применение российских продуктов преимуществ не дает, поскольку они так же, как и их зарубежные «коллеги», подлежат сертификации. Поэтому, несмотря на то что курс на импортозамещение, безусловно, дает импульс для развития локального производства, в секторе таких сложных инженерных объектов, как дата-центры, он не очень заметен и в ближайшую пару лет не будет ощутимо воздействовать на рынок.

В недалеком будущем импортозамещения можно ожидать в тех секторах, где миграция технологий не вызывает сложностей. Например, Schneider Electric уже давно производит в России системы распределения электропитания, низковольтное оборудование и системы среднего напряжения. На рынке присутствует много отечественных производителей систем безопасности, пожаротушения и пожарной сигнализации. С производством лотков и коробов для кабелей тоже нет проблем. А вот в секторе сложных систем холодоснабжения, прецизионного кондиционирования и бесперебойного питания пока возможна только крупноузловая сборка.

– Как относятся к импортозамещению заказчики проектов строительства ЦОДов?

– Основная цель заказчика – получить надежное качественное решение, которое по своим функциональным возможностям и эксплуатационным характеристикам удовлетворяет его задачам и потребностям, укладывается в имеющийся бюджет и в запланированные сроки ввода объекта в эксплуатацию. Возможно, через некоторое время мы сможем с гордостью говорить о производстве в России полного набора оборудования и решений для построения ЦОДов, соответствующих всем вышеперечисленным требованиям. Но пока таких решений на рынке нет, и заказчики используют решения, базирующиеся как на локальных, так и на зарубежных компонентах. Мы серьезно работаем с государственными заказчиками и видим, как курс на импортозамещение влияет на принятие решений при выборе тех или иных систем или продуктов, однако общий подход к созданию ЦОДов у госзаказчиков не изменился: они по-прежнему строят их с использованием оборудования ведущих мировых производителей, в том числе и производства Schneider Electric. С коммерческими заказчиками ситуация аналогичная, хотя они больше обращают внимание на такие показатели, как рентабельность объектов и сроки возврата инвестиций.

– Ваши прогнозы дальнейшего развития ситуации?

– Рынок ЦОДов немного успокоился, и мне кажется, что в данных условиях он будет расти. Возможно, это будет скромный рост на единицы процентов, но он будет позитивным и с точки зрения увеличения объема рынка, и с точки зрения повышения зрелости предложения на нем. По-моему, нынешняя кризисная ситуация меняет рынок ЦОДов в лучшую сторону: заказчики стали строить дата-центры, более взвешенно оценивая технические и экономические риски. Если раньше многие ЦОДы создавались в расчете на то, что на растущем рынке любое предложение будет иметь спрос, то сейчас, когда конкуренция усиливается, провайдерам услуг ЦОДов приходится более тщательно продумывать свои предложения. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!