Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
25 ноября 2015

А.АНТИПОВ:Нет четкой границы между mHealth и телемедициной

"Взаимоотношения" телемедицины и mHealth однозначными не назовешь. Драйверы их развития частично пересекаются. При этом mHealth одновременно может быть частью телемедицины, дополнять традиционную медицину и быть чисто потребительским продуктом. 

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2015, «Телемедицина и mHealth: кроссворд информатизации». Часть II.

? «ИКС»: Чем является mHealth для телемедицины? Конкурентом, дополнением, дальним родственником?

Борис ЗИНГЕРМАН

 

Борис ЗИНГЕРМАН, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра МЗ РФ, руководитель проекта Мед@рхив: Телемедицина и mHealth покрывают совершенно разные области здравоохранения и никак не конкурируют, хотя иногда и используют близкие технические решения. В телемедицине на обоих концах «канала связи» находятся врачи.  mHealth – предполагает дистанционное взаимодействие пациента и врача. 

Михаил ПРЕПЕЛИЦКИЙ

 


Михаил ПРЕПЕЛИЦКИЙ, директор, ONETRAK: В отличие от телемедицинских проектов, которые развиваются преимущественно государством и региональными властями, mHealth продвигается инициативными разработчиками. Обычно телемедицинские проекты и mHealth не только не конкурируют друг с другом, но даже не пересекаются.

Дмитрий КУРАПЕЕВ

 

Дмитрий КУРАПЕЕВ, генеральный директор, Ruhealth: Построить полностью автоматизированный mHealth-сервис без участия врача (очного или заочного), на мой взгляд, невозможно. Вернее, такие решения не будут затрагивать основную группу пациентов – пациентов с хроническими заболеваниями. Поэтому mHealth, с моей точки зрения, является дополнением к телемедицине, если речь идет о лечении острого или хронического заболевания или состояния. mHealth может иметь и уже имеет свою нишу в профилактической медицине, фитнесе, но стать альтернативой телемедицине не может.

 

 

Григорий ШЕВЧЕНКО

Григорий ШЕВЧЕНКО, вице-президент по работе со стратегическими заказчиками, «Открытые Технологии»: В отличие от телемедицины mHealth сегодня – это индустрия, направленная на потребление населением всевозможных контролирующих гаджетов. Производители работают по принципу: чем больше гаджетов, тем лучше, а как их использовать – пусть другие разбираются. Пока есть спрос – предложение будет только расти. В литературе и интернете mHealth называют мобильным здоровьем. Но это явное преувеличение. По сути это носимые или временно подключаемые сенсоры, выполненные в виде «гаджетов», которые контролируют какие-либо показатели жизнедеятельности человека: сон, вес, активность, нагрузки и пр. Что с этой информацией они делают дальше, даже как они всё это контролируют – пока большой вопрос. Можно ли эту информацию использовать в медицинских целях – можно, но сегодня для этого отсутствует не только соответствующая инфраструктура, но даже постановка задачи. Есть ли здесь перспективы – безусловно, есть. Пока же ясно одно: люди охотно покупают эти модные (далеко не дешевые) и хорошо сделанные гаджеты и «ведутся» на «самоконтроль», особо не вдаваясь в суть.

Артём АВЕДЬЯН

 


Артём АВЕДЬЯН, руководитель департамента медицинских информационных систем, GE Healthcare Russia & CIS: Мобильная медицина дополняет телемедицину в тех случаях, когда имеется возможность решить задачу дистанционного мониторинга пациента с помощью мобильного устройства.

Юрий КУЗНЕЦОВ

 


Юрий КУЗНЕЦОВ, начальник отдела ИТ, Свердловской областной клинической больницы № 1: Я думаю, что все-таки mHealth является частью телемедицины и выполняет свои специфические задачи с соответствующим программно-аппаратным комплексом.

 

Роман ПЛАВНИК

Роман ПЛАВНИК, медицинский директор, НПО "Национальное телемедицинское агентство": Между телемедициной и mHealth невозможно провести четкую линию «водораздела», они тесно переплетаются между собой. Нет отличий в функциях аппарата для измерения артериального давления, независимо от того, применяет ли его врач для диагностики гипертонии или сам пациент для контроля собственного артериального давления.  На мой взгляд, условно телемедицину и mHealth можно разделить следующим образом. Телемедицина – это часть классической медицины, использующая современные «дистанционные» технологии для повышения эффективности диагностики и лечения заболеваний. В ней сохраняются все взаимоотношения «врач-пациент», присущие классической медицине, где решение о диагнозе, назначении различных обследований и схемы лечения принимает врач на основании тщательного изучения анамнеза и состояния пациента. При этом, врач и отвечает за качество диагностики и лечения. В mHealth, напротив, процесс принятия решения остается за самим пользователем медицинского мобильного приложения, т.е. пациентом. Сам пользователь оценивает свое состояние, принимает решение о том, какое медицинское приложение использовать, когда это сделать, как интерпретировать результаты, какие совершить последующие действия, советоваться с врачом, или нет.

 

Владимир ДУБИНКИН

Владимир ДУБИНКИН, начальник отдела сетевых решений, IBS: Каноническое понятие «телемедицина» включает в себя любые способы дистанционного диагностирования пациента, поэтому mHealth, формально, является частью телемедицины. Если же сравнивать mHealth со сложившимся в последнее десятилетие образом телемедицинских систем, «классической телемедициной», то это еще одно технологическое направление. Классическая телемедицина в основном ориентирована на консультации между врачами с использованием технических средств передачи диагностической и сопутствующей информации в режиме реального времени, это система класса B2B, достаточно узкий профессиональный инструмент. mHealth же обеспечивает непосредственно взаимодействие между врачом и удаленным пациентом, находящимся вне лечебного учреждения, то есть реализует модель B2C. И области применения, и перспективы развития этих систем определяются различиями в их назначении. Классическая телемедицина будет применяться для удаленных консультаций между специалистами, решения сложных диагностических задач, в медицине катастроф, для повышения квалификации врачей. А назначение mHealth – периодический скрининг состояния организма, в том числе и у вполне здоровых людей, контроль состояния пациентов из групп риска с ранее поставленными диагнозами.

Александр АНТИПОВ

 

Александр АНТИПОВ, руководитель направления цифрового здравоохранения, ГК «ФОРС»: Наверное, на сегодня не существует полностью формализованного определения, которое проводило бы четкую границу между mHealth и телемедициной. Ряд экспертов, определяя телемедицину, говорят о профессиональной (ЛПУ – ЛПУ) и персональной – домашней телемедицине, удаленном мониторинге, то есть именно о том, что традиционно относится к mHealth. Понятие mHealth – более широкое, и оно включает в себя частное понятие телемедицины – как профессиональной, так и домашней. Соответственно, решения и продукты, используемые для персонального дистанционного мониторинга, должны поддерживать все те же стандарты передачи и хранения информации, что и решения для профессиональной телемедицины. Это, к примеру, стандарты ЭМК, видеоконференцсвязи и т.д. Появление и распространение телемедицинских услуг – несомненный признак того, что традиционная медицина развивается в направлении mHealth.

 

Михаил ЗАКАТОВ

Михаил ЗАКАТОВ, эксперт практики медицинских проектов, AT Consulting: Это два разных по своей природе направления, при определенной ситуации способных дополнить друг друга. Телемедицина – особый способ взаимодействия в здравоохранении, при котором консультируемый и консультирующий не контактируют непосредственно друг с другом. mHealth – сочетание мобильных технологий и задач, связанных со здоровьем человека. Условно mHealth можно разделить на два направления – персональное (бытовое) и профессиональное. Технология mHealth в настоящее время развивается преимущественно в направлении персонифицированной медицины – самостоятельной оценки состояния здоровья пациентом, возможности получения доступа  к своим персональным записям.  С другой стороны, любое медицинское устройство, разрешенное к применению на территории государства, должно пройти процедуру сертификации. Использовать его надо квалифицированно. Задачи телемедицины могут быть частично решены с использованием современных мобильных технологий, но на данном этапе сложно получить диагностически значимые данные при помощи мобильных устройств.

 

? «ИКС»: Каковы движущие силы развития телемедицины и mHealth?

 

Артём АВЕДЬЯН: Основная движущая сила развития телемедицины – желание заказчика организовать централизованный сервис дистанционных консультаций с привлечением ведущих внешних специалистов. Развитие мобильной медицины зависит от наличия соответствующих диагнозу мобильных устройств, а также оборудования для сбора и обработки данных с этих устройств.

 

Дмитрий КУРАПЕЕВ: Прежде всего – это доступность медицинской помощи, объективная оценка состояния пациента здесь и сейчас.

 

Борис ЗИНГЕРМАН: И там, и там основной движущей силой является быстрое развитие технических возможностей. В части же практической для телемедицины важна возможность получить консультацию или описание исследования у «узкого специалиста» по какой-то нестандартной медицинской проблеме. Для mHealth движущая сила – необходимость перенести осмысленную часть взаимодействий врача и пациента в дистанционную форму. Это позволит удешевить здравоохранение, сделать его более эффективным и оперативным. И, кроме всего прочего, mHealth обеспечит больше удобств для пациентов. 

 

Владимир ДУБИНКИН: Классическая телемедицина является зрелой технологией, ее потенциал понятен, каких-либо технологических прорывов, способствовавших бы значительному росту ее применения, не наблюдается. Фактически эволюция этих систем в последние годы связана лишь с повышением разрешения видеоизображения, продолжающейся компьютеризацией медицинской техники, территориальным и экономическим повышением доступности каналов связи.

mHealth напротив переживает бурный этап начального становления, поддерживаемый массовым выпуском на рынок персональных устройств, позволяющих на базовом уровне контролировать основные показатели состояния человека (тонометры, кардиомониторы и электрокардиографы, глюкометры и т.п.) и их интеграцией со средствами связи. Логично, что при таком обилии достаточно достоверной первичной информации, которую человек способен снять и передать врачу, не имея специальных знаний, появляются и коммерческие сервисы, предлагающие соответствующие диагностические услуги с выдачей профессиональных рекомендаций.

Михаил ПЛИСС

 

Михаил ПЛИСС, IT-консультант Philips "Здравоохранение" в России и СНГ: В мире движущей силой является коммерческая выгода, а в России – огромное количество энтузиастов, которые пытаются реализовать здесь западные наработки. Но там они идут на ура, а здесь наталкиваются на массу глупых препятствий. У нас есть предприниматели – фанаты телемедицинских технологий, есть опытные врачи, которым эти технологии интересны. Но направление так и остается любительским, поскольку государство не развивает это направление.

 


Юрий КУЗНЕЦОВ: Самый мощный драйвер – необходимость оперативного предоставления информации о пациенте. Второй драйвер – спрос со стороны пациента на получение информации, в частности данных его ЭМК.

 

Григорий ШЕВЧЕНКО:  Телемедицина – это федеральный проект. Если его необходимость и полезность будут доказаны, движущей силой должно быть государство или государственно-частное партнерство. Драйвер mHealth как индустрии носимых сенсорных устройств различного назначения – крупный бизнес.

 

Сергей КУПЦОВ: Движущей силой являются, как всегда, коммерсанты. Активно ведут себя директора крупных сетевых клиник, потому что их задача сейчас – «отгрызть» долю рынка, перетащить к себе пациентов за счет сервисов, квалифицированных кадров и новых технологий. Сильно разогревают рынок и молодые стартапы: каждый придумывает свой гаджет и говорит, что он покорит мир. Они тоже давят на рынок, создают определенную ауру, и это замечательно.

 

Роман ПЛАВНИК: Движущие силы mHealth очевидны, здесь я не скажу ничего нового. Прежде всего, это стремление людей быть здоровыми и жить дольше, заложенные в нас генетически. Но это стремление не было бы направлено в сторону применения mHealth, если бы стремительными темпами в мире не развивалась другая движущая сила  – бурный рост ИТ-технологий. Мобильный телефон и компьютер уже стали незаменимыми спутниками человека на протяжении всей его жизни, практически от рождения. И медицина не могла остаться в стороне от возможности постоянно быть рядом с пациентом, «находясь в его персональном гаджете», следствием чего и стало развитие mHealth, как направления, ориентированного, прежде всего, на частного пользователя.

Несколько иначе обстоит дело с движущими силами телемедицины в целом. В отличие от mHealth, она ориентирована на системы здравоохранения стран и требует несравнимо больших организационных усилий и финансовых затрат государственных органов власти. На мой взгляд, основной движущей силой развития телемедицины должна быть соответствующая социальная политика государства, направленная на обеспечение одинакового высокого стандарта оказания медицинской помощи каждому гражданину независимо от места его проживания, и подкрепленная необходимыми для осуществления этой политики финансовыми ресурсами.

 

Михаил ЗАКАТОВ: Движущей силой является потребность пациента и врача в получении квалифицированной консультации (помощи) от эксперта, который по разным причинам не может находиться рядом с местом оказания медицинской помощи. В медицине давно известно – чем раньше пациент получит медицинскую помощь, адекватную его физиологическому состоянию, тем больше у него шансов на сохранение здоровья.

 

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!