Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2016
Александр ШИБАЕВ  15 марта 2016

Требуются облачные интеграторы

С переходом в облака может оказаться, что на столах пользователей нет ПК, дата-центр – не скопление серверов, а вычислительный ресурс, всем управляют с одной консоли. ИТ-отделы согласны с изменениями?

Александр ШИБАЕВ, заместитель директора, Межрегиональный центр обработки информации Банка России

Облачные сервисы весь­ма настораживают корпоративные ИТ-под­раз­де­ле­ния: облачные технологии противоречат сложившейся с 90-х модели организации ИТ-ин­фра­структуры. Облака не только оптимизируют использование ресурсов, но и делают прозрачной работу ИТ-инфраструктуры: биллинг, который можно ввести в облачной среде, точно скажет, сколько потребляет тот или иной сервис, выявит резервы. У ИТ-отделов налаженная жизнь: выделяется бюджет на ИТ, закупаются серверы, ПО, все это надо вводить в эксплуатацию, администрировать и т.п. А облачные технологии требуют пересмотра ИТ-стратегии организации!

ИТ-отделы готовы к облакам?

Готовы не в смысле мгновенного выделения виртуальных машин и организации виртуальных рабочих мест, а в смысле предоставления сервиса по требованию бизнеса.

Не хочу сказать, что все ИТ-директора противятся внедрению облачных сервисов, но время показывает, что многие руководители, особенно пришедшие в ИТ до облачной эпохи, относятся к облакам как к еще одной системе, дополняющей ИТ-ландшафт. Вероятность того, что в таких организациях в ближайшее время случится переход на облачные технологии, очень мала. ИТ-руководители новой формации рассуждают следующим образом: задачи, возникающие у бизнеса, можно решить или силами собственного отдела информатизации или заключив контракты на оказание ИТ-услуг с внешними провайдерами. Критерии выбора способа решения конкретной задачи одинаковы – цена, скорость получения сервиса, уровень его доступности, информационной безопасности и т.д. С одной стороны, свой ИТ-отдел находится рядом, прикрикнешь и все забегают, но с другой стороны, в ответ на поставленную задачу можно услышать, что какого-то оборудования нет, надо заказывать, поставят через пару месяцев, а еще надо сеть модернизировать, СХД нарастить. При работе с внешним поставщиком заказчик в своих требованиях жестко связан договором на предоставление услуг, но маловероятно, что провайдер ответит: «Подождите, мы это сделаем где-то через полгодика». В таком сопоставлении собственные ИТ-отделы могут и проиграть облачному провайдеру.

Если ИТ-подразделения хотят удовлетворять современным требованиям бизнеса, то они должны либо сами построить гибкую инфраструктуру, готовую к моментальному реагированию на запросы бизнеса, т.е. внутреннее облако, либо обращаться к облачному провайдеру, такую инфраструктуру уже построившему. Проблемы информационной безопасности, на которые по сей день ссылаются противники облаков, технически уже решены, выпущены технические требования по информационной безопасности виртуальных структур. Выполняйте! Провайдеры, имеющие собственные дата-центры, могут предоставить персональное облако, работающее на выделенном исключительно для этого заказчика оборудовании. На сегодня самое гибкое решение – гибридные облака. Самое революционное – гиперконвергентные решения, объединяющие (наконец-то!) рабочие места, серверы, сети хранения данных и сети доступа в единое решение.

Чем больше компания зависит от рыночной конъюнктуры, тем более гибкой она должна быть и тем жестче требовать от своей ИТ-службы высокой скорости реакции на потребности бизнеса. Если ИТ-отдел действительно сможет стать эффективным, то специалисты бизнес-подразделений этой компании вместо слов «сервер» и «система» будут употреблять слово «сервис» и задание бизнеса для ИТ будет звучать, например, так: «Предоставьте нам возможность анализа данных, вот перечень ресурсов и прав пользователей». Этого будет достаточно для построения решения за неделю.

Сокращение и рост

Все вышесказанное не означает, что с приходом облаков ИТ-отрасль сократится в размерах. На самом деле объем ИТ-услуг сегодня явно недостаточен. Обычным людям требуется масса самой разной информации: когда придет ближайший автобус, где посмотреть новый фильм и сколько стоит билет, сколько нужно заплатить за электроэнергию; им нужны сверхгибкие сервисы заказа/оплаты и т.д. И пользователь ничего не хочет знать о том, где и на каких ресурсах хранится эта информация, лишь бы она была всегда доступна. А бизнесу необходимо безбрежное море сервисов, укладывающееся в ответ на вопрос: что мы делаем сейчас и что нас ждет завтра? Поэтому объем ИТ-отрасли может лишь вырасти. Но потоки затрат и прибылей от тех или иных ее составляющих кардинально перераспределятся. Продажа каналов и оборудования будет развиваться только за счет крупнейших корпораций и заказов мегапровайдеров дата-центров, которые будут создавать большие комплексные технические решения. Остальные будут покупать одни сервисы и предоставлять другие. ИТ-мир реально изменится!

Сейчас каждый ИТ-отдел знает, на какой СХД находятся данные и как управлять работой серверов, но через некоторое время с переходом бизнеса к потреблению сервиса из облака эти знания потеряют ценность. Как потерял смысл и утратился навык ручного выставления в автомобиле угла опережения зажигания. А в начале XX века это была ручная операция! Соответственно, в ИТ спрос сместится от специалистов, сертифицированных для работы с hard- и software в сторону ИТ-разработчиков, которых можно будет назвать облачными интеграторами. Как нынешний системный интегратор готовит и внедряет в организациях решения вендоров, так и облачный интегратор будет составлять необходимый перечень сервисов и настраивать их для конкретного клиента.

Рядовому бизнес-пользователю не нужен сервер баз данных, ему нужен сервис, позволяющий рассчитать затраты и прибыль, проанализировать данные, сделать выводы. Выбрать и сконфигурировать этот сервис сможет только ИТ-специалист. Вполне вероятно, что это будет специалист модифицированного ИТ-отдела компании. Он, как и сейчас, будет переводчиком задач бизнеса на язык информационных технологий, а также станет посредником между бизнесом и облачным провайдером.

В общем, ИТ-отрасль ждут времена перемен, но надо быть к этому готовыми и воспринимать ход истории спокойно. Мы же не жалеем, что в какой-то момент автомобили вытеснили извозчиков!  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!