Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2016
Станислав МИРИН  15 марта 2016

Психология пока превалирует над бизнес-процессами

Динамичному развитию российского рынка облачных услуг в 2015 г. не помешали ни преду­беждения заказчиков, ни проблемы с реорганизацией бизнес-процессов.

Станислав МИРИН, ведущий консультант, iKS-Consulting

По нашим предварительным оценкам, рост облачных услуг в 2015 г. в различных сегментах составил 20–35%. Наибольшего проникновения достигли решения для ведения бухучета и подготовки отчетности в налоговые органы, а также виртуальные АТС. Одним из знаковых событий прошедшего года, способных заметно повлиять на российский рынок облачных сервисов, стало принятие Федерального закона № 188 от 29.06.2015, обязывающего государственные организации с 1 января 2016 г. представлять письменную аргументацию необходимости закупки иностранного ПО. Аренда облачных сервисов под эти ограничения не подпадает, а облачные услуги исключены из программы импортозамещения. Учитывая, что госструктуры – один из крупнейших потребителей ИТ-услуг (по данным Минкомсвязи, госорганы тратят на эти цели 80 млрд руб. в год), регулирование этого сегмента оказывает значительное влияние на весь рынок.

С одной стороны, вышеупомянутый закон может стимулировать к переходу на облачные услуги значительную часть потребителей и тем способствовать увеличению объема рынка облачных сервисов (в 2016 г. мы ожидаем роста сегмента SaaS в области офисных программ). Кроме того, это решение может привести к слому предубеждений относительно небезопасности таких услуг и стимулировать рост других сегментов облачных услуг. С другой стороны, отсутствие преференций для российских разработчиков в области облачного ПО создает для них условия живой конкуренции и стимул совершенствовать свои продукты до уровня лучших зарубежных образцов.

В ближайшие пять лет мы ожидаем ежегодного прироста российского рынка облачных услуг на 25–30%. Некоторые его сегменты будут расти еще быстрее в силу их незначительного проникновения сегодня. Для тех услуг, которые уже активно используются потребителями, цифры роста будут скромнее. На мой взгляд, наиболее высок потенциал роста сейчас в сегменте офисных приложений, систем управления и CRM-систем, а также услуг виртуальной телефонии. Конечно, рецессия в экономике не может быть стимулом к развитию ИТ, но облачные услуги будут расти быстрее других сегментов ИТ-рынка, занимая на нем все большую долю. В долгосрочной перспективе этот процесс должен стабилизироваться, так как стопроцентного отказа от традиционных решений никогда не будет, однако двузначный рост в процентах мы будем наблюдать еще долго.

Как и в случае с традиционными офлайновыми приложениями, облачные решения требуют отладки тех бизнес-процессов, которыми призваны управлять или которые должны автоматизировать. В первую очередь это касается CRM- и ERP-систем. Облачные решения, как правило, носят более универсальный характер и менее гибки в настройках, нежели офлайновые системы. Поэтому, если для внедрения последних интеграторы часто идут по пути настройки программ под текущие бизнес-процессы, то в случае с облачными решениями скорее приходится подгонять сложившиеся бизнес-процессы под модель, предложенную провайдером облачных услуг. Чаще всего это дает положительный эффект, так как в конечном счете на предприятии реализуется стандартная и апробированная в других компаниях модель организации бизнес-процессов. Сложности могут возникать лишь в случаях, когда деятельность компании носит слишком нестандартный характер.

Однако, на мой взгляд, главная проблема коренится не в изменении бизнес-процессов, а в изменении психологии заказчиков, преодолении страха перед использованием облачных услуг в принципе. Именно изменение парадигмы информационной безопасности является ключом к развитию облачного рынка. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!