Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2016
15 марта 2016

Облако – уход от натурального ИТ-хозяйства

Продолжая эту мысль, скажем, что облака знаменуют собой смену бизнес-формаций.

«ИКС»: Какие облачные решения обычно требуют изменений в организации бизнес-процессов заказчика?


Максим БЕРЕЗИН

Максим БЕРЕЗИН, руководитель виртуального дата-центра, КРОК: Облачные услуги потому и популярны, что в большинстве случаев не требуют серь­езных организационных изменений. Компании за считанные дни и недели переносят ИТ-системы без какой-либо модификации их архитектуры, а для конечных пользователей в принципе ничего не меняется. Исключением могут стать мощные машины и машины, имеющие отличную от облака процессорную архитектуру (RISC, Itanium, Sparc и пр.). ИТ-системы, работавшие на таких платформах, нужно будет конвертировать или смириться и подключить к облаку физические серверы с данными системами. Но преимущества использования облака перевешивают все возможные трудозатраты и организационные изменения.

 

Григорий АТРЕПЬЕВ


Григорий АТРЕПЬЕВ, директор проектов, DataLine: При внедрении IaaS-сервисов никаких заметных изменений в работе бизнес-подразделений не требуется. Эта облачная модель скорее подразумевает перестройку ИТ-про­цессов, частично затрагивая сферу информационной безо­пасности. Самым кардинальным шагом может стать отказ от полноценного ИТ-департамента с сохранением руководителя и нескольких менеджеров, которые будут курировать работу подрядчика. Сервисы, связанные с поддержкой бизнес-приложений (SaaS), требуют более тщательной проработки взаимодействия облачного провайдера и заказчика, поэтому к ним заказчик обращается уже на следующих этапах.

 

Андрей ЛИСТОПАД

Андрей ЛИСТОПАД, руководитель департамента развития облачных проектов, Caravan: Независимо от масштаба организации любой облачный проект подразумевает перестройку ее бизнес-процессов: применительно к SaaS – в меньшей степени, к IaaS – в большей. Это закономерно: SaaS-сервис оптимизирует отдельный аспект деятельности компании, управление IaaS-решением затрагивает большее число внутренних процессов организации, и срок подготовки к его внедрению длиннее. Как правило, выгоды от использования IaaS очевидны ИТ-подразделению, но мало понятны бизнес-пользователям. IaaS можно сравнить с фундаментом, который не виден, но на котором держится весь дом.

 

Алексей УЧАМПРИН

Алексей УЧАМПРИН, замдиректора сервисного центра по качеству услуг, «Инфосистемы Джет»: Хорошо отлаженные бизнес-процессы не зависят сколько-нибудь серьезно от способа доставки ИТ-услуги до конечного пользователя. Поэтому перемещение того или иного ИТ-ре­ше­ния в облако (без замены самого решения) почти не потребует пересмотра бизнес-процессов предприятия. «Почти» – потому что есть требования и политики информационной безо­пасности компании (корпоративные правила авторизации и аудита, правила хранения и архивирования информации и т.п.), которым облачное решение может не соответствовать. В этом случае придется либо перестраивать политики и нормы ИБ предприятия, либо отказаться от идеи размещения ИТ-ре­шения в облаке.

 

«ИКС»: Как часто заказчики отказываются от облачного проекта, если его внедрение требует слишком больших изменений в работе компании?


Леонид АНИКИН

Леонид АНИКИН,  руководитель направления облачной инфраструктуры, Softline: Облачный сервис, разумеется, можно настроить под нужды конкретного заказчика, но это коробочный продукт, который сложно и дорого кардинально переделывать. Поэтому, если функциональность облачного сервиса не соответствует потребностям конкретной компании, нет смысла его приобретать.

Иван ПРОХОРОВ

 

Иван ПРОХОРОВ, старший менеджер продукта, Acronis: Тут стоит говорить не об отказе от проекта, а, скорее, о невозможности использовать облако. Компания, которая разрабатывает и внедряет решение, может доработать продукт под требования клиента, но и сам клиент может по ходу менять свои бизнес-процессы. В этих встречных действиях и коренится проблема внедрения и использования. Главное – объективная оценка и осмысление потребностей бизнеса. Если компания готова и может работать с облачными сервисами – все получится, быстро и эффективно. Если же нет, то даже самое идеальное облако не сможет помочь.

Павел ЕРШОВ

 

Павел ЕРШОВ, президент, Odin: Наши исследования показывают, что в случае недовольства более 40% клиентов продолжают работать с вендором и идут на различные расширения и дополнения проекта, более 30% начинают искать альтернативные опции (и часто – альтернативного вендора), остальные остаются с оборудованием и лицензиями своей компании или возвращаются к идее внутренних серверов (если до этого пробовали облачный подход). Среди причин недовольства публичными облачными сервисами на первом месте – их производительность (скорость, доступность), далее – эффективность работы техподдержки провайдера, нарушения в защите данных, отсутствие легкости использования и опций для самообслуживания.

 

«ИКС»: Всегда ли внедрение облачного решения приводит к оптимизации бизнес-процессов?

Дмитрий ХОРОШИХ


Дмитрий ХОРОШИХ,  эксперт в области ЦОДов и облачных технологий, Cisco: Есть хорошая поговорка: «Не надо автоматизировать бардак. Потому что результатом может быть только автоматизированный бардак». Перевод информационных систем в облако – это хороший момент, чтобы понять степень бардака в собственных системах. Проект не может быть успешным, если не решены существующие проблемы. По сути, облачные услуги – это стандартизированный набор готовых рецептов оптимизации ИТ-процессов. Нужно только научиться грамотно их применять.

 

И. ПРОХОРОВ: Если внедрение новых ИТ-решений и переход в облако продиктованы потребностями самого бизнеса, если компания готова к этому, готова обу­чить своих сотрудников, то позитивный эффект проявится уже в самом скором времени. Если же компания поступает импульсивно, идет «в тренде» или, условно говоря, под влиянием моды, то эффект может быть даже отрицательным. Потому что бизнесу этот переход был не нужен. Он не был продиктован коммерческими целями.

Сергей ЕРИН

 

Сергей ЕРИН, директор департамента ИТ, «ЛанКей»: К оптимизации бизнес-процессов приводит выбор правильных ИТ-сервисов, особенно ERP-систем, систем документооборота, CRM… В случае правильного выбора они упростят, автоматизируют и ускорят бизнес-процессы, либо, наоборот, усложнят и замедлят – в случае ошибочного внедрения. Но это практически никак не связано с моделью использования – облачной или локальной.

 

 


«ИКС»: Чего обычно хотят заказчики от облачного проекта? Неужели только пресловутого снижения затрат на оборудование?

Максим ЗАХАРЕНКО


Максим ЗАХАРЕНКО,  гендиректор, «Облакотека»: В текущих экономических условиях главное – это сокращение сиюминутных издержек на ИТ-ресурсы. Условный «миллион сегодня» меняется на «тридцать тысяч в месяц». При этом уже сейчас есть вторая тенденция – отказ от натурального хозяйства в области ИТ и использование ИТ-ресурсов удаленно, чтобы минимизировать не только операционные расходы, но и управленческие в непрофильной сфере. Конечно, это прежде всего касается компаний SMB, чувствительных к расходам и не имеющих возможности обеспечивать реальное качество ИТ-инфраструктуры своими силами.

 

Д. ХОРОШИХ: Зачастую цель заказчика при внедрении облачных услуг заключается в упрощении бизнеса. Самый очевидный пример – ритейлеры. Их бизнес – обеспечивать закупку, логистику и сбыт товаров. ИТ для них лишь обеспечивающая система. Да, безусловно, критичная для бизнеса, но заниматься правильным построением ЦОДов – не их задача. Неслучайно одними из первых в облака пошли именно эти компании. Вынос ресурсов в облако для них – избавление от огромного числа «лишних» задач, которые можно заменить одним контрактом с облачным провайдером.

 

П. ЕРШОВ: Мы исследовали факторы, которые влияют на SMB-компании при покупке облачного сервиса. Оказалось, что на первом месте – низкая цена. Для сервисов веб-хостинга 69% назвали главным фактором именно приемлемую стоимость. Но что важно: стоимость SaaS-приложения для SMB-компаний – гораздо менее важный фактор выбора, чем его возможности. Поэтому разработчикам нужно наращивать функциональность, а не снижать цены. Среди других причин покупки респонденты называли соответствие бизнес-потребностям, удобство работы, профессиональную техподдержку, возможность быстро масштабировать ресурсы (в том числе возможность быстро заключить или расширить контракт), безопасность и ценность бренда.

 

Л. АНИКИН: Большинство клиентов ожидает от облаков трех вещей: ухода от крупных первоначальных инвестиций, поскольку в нынешних экономических условиях компании не желают тратить деньги на оборудование, ПО и интеграцию, не зная, какую отдачу они обеспечат; готового сервиса «здесь и сейчас»; возможности сосредоточиться на базовом бизнесе и не тратить ресурсы на поддержку собственной инфраструктуры (персонал, обновление оборудования и ПО и администрирование).

Анатолий ТРЕТЬЯКОВ

 

Анатолий ТРЕТЬЯКОВ, менеджер по маркетингу ИТ-услуг, Fujitsu: В первую очередь заказчики облачных проектов хотят существенно снизить расходы на ИТ – то же или более производительное оборудование и ПО предоставляется удаленно и за меньшие деньги. ИТ-ресурсы перестают быть капитальными затратами для бизнеса и переходят в разряд операционных. Кроме того, при использовании облачных сервисов можно более гибко управлять затратами – заказчики могут платить только за тот объем ИТ-ресурсов, в котором они сейчас нуждаются. В удобстве использования облачных инфраструктур большую роль играет ускорение рабочих процессов за счет минимизации количества ошибок и технологий совместной работы – новые или измененные приложения и другие компоненты систем могут быть полноценно оттестированы в облаке без больших затрат и негативного воздействия на другие системы предприятия.

 

«ИКС»: Как изменились требования заказчиков к облачным сервисам? Готовы ли они к «допиливанию» решения под свои нужды?  

Валерий ГУЩИН


Валерий ГУЩИН, директор проектов департамента прикладных проектов, «Ростелеком»: Внедряя сложные кастомизируемые решения, без системных интеграторов не обойтись. Но определение оптимальной глубины кастомизации – непростая задача. Типовая рекомендация общеизвестна: для вспомогательных процессов лучше скорректировать собственные под типовые, заложенные в информационной системе, для ключевых – целесообразно учесть особенности организации и сложившуюся практику. Одновременное изменение бизнес-процессов и их автоматизация сопряжены с существенными рисками.

Антон АНТОНОВ

 

Антон АНТОНОВ, директор по продажам, Linxdatacenter: Единая позиция по отношению к облакам еще только формируется, и пока сложно говорить о каких-либо серьезных изменениях в требованиях заказчиков. Широкий ассортимент представленных продуктов позволяет найти решение, максимально близкое к предъявляемым требованиям. В итоге «допиливание» не занимает много времени и не вредит бизнесу заказчика. Системные интеграторы могут понадобиться, если речь идет о переносе в облако «тяжелых» систем и приложений. Такие компании в состоянии решать сложнейшие задачи, однако их услуги требуют дополнительных инвестиций в проект.

 

Евгений ВЕЛЕСЕВИЧ

Евгений ВЕЛЕСЕВИЧ, руководитель направления Россия и СНГ, Anaplan: Безусловно, заказчики готовы к «допиливанию» решения под свои нужды. Однако любой человек, работающий в бизнесе, по умолчанию готов к действию, но, к сожалению, лишь малый процент людей при этом готов к подвигу. Например, к приобретению непрофильных навыков или значительному отступлению от существующих практик работы. При этом не должно быть никакого компромисса между производительностью и простотой или производительностью и гибкостью. Поэтому нужны такие облачные платформы, которые позволяют человеку, не совершая подвига, самостоятельно развивать и совершенствовать свои системы, приложения и практики.

 

С. ЕРИН: Я бы не сказал, что требования заказчиков к облачным сервисам как-то изменились. Они традиционно ждут надежности, безопасности, качества сервиса. Что же касается «допиливания», то публичные облачные сервисы, как правило, предлагаются as is (как есть) и не подлежат кастомизации под нужды заказчика. Соответственно, заказчику приходится адаптироваться под сервис. С другой стороны, и приобретая программные продукты у различных вендоров для собственной ИТ-инфраструктуры, заказчик тоже получает их as is и не может изменить под свои нужды (часто это даже запрещено лицензионным соглашением).

 

«ИКС»: Ваши прогнозы? Востребованность каких облачных решений и сервисов должна вырасти?  


Е. ВЕЛЕСЕВИЧ: В ближайшей перспективе должна вырасти потребность в облачных решениях сферы корпоративного планирования. Будут востребованы и решения для оптимизации цепочек поставок, корпоративная почта и документооборот. Стоит также отметить, что сейчас конкуренции на рынке облачных решений в корпоративном сегменте практически не наблюдается. На наш взгляд, ситуация изменится в ближайшие пять лет. Кроме того, российский корпоративный рынок ждет от поставщиков, например, CRM-решений действий, связанных с адаптацией этих решений к российской действительности.

 

Г. АТРЕПЬЕВ: Сложившаяся экономическая ситуация негативно влияет на всю ИТ-отрасль, и облачные решения не исключение. Обнадеживающим трендом для облаков является то, что многие компании сейчас активно оптимизируют ИТ-бюджеты и инфраструктуру, а облачная модель в этом отношении обладает большим потенциалом.

 

М. БЕРЕЗИН: Сегмент IaaS растет на 50% каждый год. Подстегивает этот рост необходимость экономии и высокая стоимость закупки нового оборудования. Также положительное влияние оказывает закон о переносе персональных данных граждан РФ из-за границы. Много крупных западных компаний приземлили свои ИТ-системы в нашем облаке благодаря изменениям, вызванным законодательством.

Алексей БЕССАРАБСКИЙ

 

Алексей БЕССАРАБСКИЙ,  руководитель отдела брендинга и PR, «Манго Телеком»: Наш прогноз таков: рынок облаков, последние годы демонстрирующий рост порядка 30% в год, будет и дальше динамично развиваться. Кризис в его сегодняшнем условно умеренном виде лишь способствует росту популярности облачных сервисов и росту доходов SaaS-провайдеров. Однако в случае затяжного кризиса или обвала экономики проблемы возникнут и у провайдеров облачных сервисов. В течение ближайшего года будет расти популярность всех сервисов, помогающих сократить расходы и обеспечить нужную в кризис гибкость, а в среднесрочной перспективе нас ждет пресловутая «вторая волна внедрения облаков» – компании будут внедрять облачные сервисы именно с целью изменения существующих бизнес-процессов и создания платформ для роста. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!