Рубрикатор |
Статьи |
Александра КРЫЛОВА  | 30 июня 2016 |
Равные конкурентные условия vs комфорт для клиентов
Можно ли установить на рынке интернет-торговли правила, которые помогли бы нашим онлайн-магазинам конкурировать с коллегами с запада и с востока, но не оттолкнули покупателей?
Противоречие было обозначено в ходе дискуссии на круглом столе «Выравнивание конкурентных условий для российских и иностранных продавцов в РФ» на форуме «Интернет+торговля», организованном ИРИ.
Онлайн-магазины из России, в отличие от магазинов, ведущих бизнес из-за рубежа, подпадают под действие закона «О защите прав потребителя», обязаны платить налоги, торговать сертифицированными товарами. К тому же на российском рынке самый высокий в мире порог беспошлинной торговли. С тем, что все игроки рынка, и отечественные, и иностранные должны вести бизнес в равных условиях, согласился Президент РФ В.В. Путин. По итогам встречи с представителями интернет-индустрии в конце прошлого года, глава государства поручил ряду федеральных ведомств к 1 сентября разработать предложения в законодательство, направленные на обеспечение равных условий для российских и зарубежных интернет-компаний.
Вместе с тем, даже в неравных конкурентных условиях дела в сфере онлайн-коммерции, и это признают сами участники рынка, обстоят намного лучше, чем в сегменте оффлайн-торговли. По данным АКИТ, Ассоциации компаний интернет-торговли, по итогам 2015 г. объем рынка достиг 760 млрд руб. (в 2014 г. он составлял 713 млрд руб.), продолжается рост и в этом году. (Напомним, что рынок оффлайн-торговли по итогам 2015 г. сократился на 10%).
Как показывают опросы Яндекс.Маркета, сегодня потребитель идет за покупками в интернет, потому что там можно купить дешевле, быстрее и те товары, которых в обычных магазинах не найти. Но сохранит ли он привычку к онлайн-покупкам, если в результате выравнивания условий ведения бизнеса для российских и зарубежных игроков цены на товары в интернет-магазинах вырастут, процесс получения заказанных товаров усложнится и замедлится, а ассортимент станет уже?
«Равные условия важны, но еще важнее, чтобы при их создании не пострадали пользователи», – высказал свое мнение Дмитрий Сатин, заместитель руководителя ФНС. По его словам, при разработке законопроекта «о налоге на Google» (одобрен вчера Советом Федерации РФ) была идея распространить его действие и на электронные услуги, и на физические товары, однако, погрузившись в вопрос, увидели, что все не так просто.
Так что прошедший через верхнюю палату российского парламента законопроект регулирует только продажу через интернет электронных услуг (видео- и аудиоконтента, игр, хостинга и нек. др.). Согласно ему, с 1 января 2017 г. продажа таких услуг облагается НДС по местонахождению покупателя, то есть иностранные компании начнут платить налоги в российский бюджет. Зато, по словам Д.Сатина, этот документ фактически распространяет правила, ранее обязательные только для российских участников рынка, и на остальных игроков.
Обсуждение вопроса, касающегося продаж физических товаров через интернет, признает он, нужно продолжить.
Включиться в дискуссию о выравнивании условий для всех участников рынка интернет-торговли в рамках единого экономического пространства готов Казахстан, который до сих пор отказывался снижать порог беспошлинной торговли. По словам Серика Камели, начальника департамента торговли Казахстана, основанием для такой позиции служила неразвитость рынка интернет-торговли в республике. Как он пояснил позднее, на сегодняшний день ее доля в общем объеме торговли составляет 0,8%, местные онлайн-продавцы пока не ощущают давления со стороны зарубежных игроков и не просят защиты у государства. Но, понимая важность вопроса о размере порога для российских коллег, в Казахстане готовы начать его обсуждение.
Сами представители профессионального сообщества относятся к таким мерам по выравниванию конкурентных условий, как снижение порога беспошлинной торговли, с осторожностью. Так, Дмитрий Солдаткин, генеральный директор компании Emex, одного из ведущих игроков в сегменте онлайн-продаж автомобильных запчастей, заявил, что он против нерационального регулирования. «После сильного снижения лимитов, установки запретов, ограничения частоты покупок неизбежно возникнет альтернативный канал поставки в виде обычной контрабанды», – объяснил он свою позицию. Двигаться нужно в сторону обеспечения простоты и удобства взаимодействия граждан и таможенной службы – предоставить им возможность оплаты пошлин и сборов в электронном виде – на портале госуслуг, на сайте ФТС. А уже потом снижать пороги, убирая ограничения – раз в месяц, не более 32 кг, только на один адрес, в которых нет смысла. В противном случае нагрузка таможенные органы и «Почта России» просто не в состоянии будут справиться с возросшей в разы нагрузкой.
Кстати, подхода – заблаговременно подготовить инфраструктуру к введению новых требований – придерживается и Евросоюз. Так, к моменту, когда на его территории в 2015 г. были приняты единые правила по уплате НДС для онлайн-продавцов, зарегистрированных, как внутри так и за пределами ЕС, была подготовлена инфраструктура, которая позволяла и интернет-компаниям, и потребителям быстро регистрироваться и оплачивать этот налог.
Леонид Зондберг, коммерческий директор логистической компании DPD, считает, что если ограничения интернет-покупки за рубежом устанавливать, то на стоимость одного заказа, оговорив понятный размер налога на сумму, такое ограничение превышающую. «Это устроило бы всех: и потребителей, и бизнес, и фискальные органы и государство»,- сказал он.
А Павел Алешин, руководитель «Яндекс.Маркета», обратил внимание участников круглого стола на то, в неравных условиях сегодня находятся и сами потребители российских и китайских онлайн-магазинов. Первые могут обратиться в суд с заявлением о нарушении Закона «О защите потребителя», быть уверенны в том, что приобрели сертифицированный товар, и получать гарантийное обслуживание. Вторые же, делая выбор в пользу невысокой цены и бесплатной доставки, понимают, что действуют, в общем-то, на свой страх и риск. А между тем процедура сертификации товара – дорогостоящая, отнимающая много времени, то является дополнительной нагрузкой для российских игроков рынка онлайн-торговли.
«Пошлины, НДС важны, – поддерживает эту точку зрения Денис Демидов, генеральный директор интернет-магазина автоэлектроники AvtoGSM.ru, – но самое главное, что китайские продавцы не несут каких-то гарантийных обязательств. Я сам в 2015 г. побывал в Китае, пытался найти ходовые огни, производство которых соответствовало бы требованиям российских техрегламентов. Нашел одну фабрику, где такой товар стоит $15. Вообще-то на AliExpress ходовые огни можно заказать за $1-2, но пешеход в темноте обозначаемую ими машину не увидит». Сначала нужно сделать так, чтобы компании из Китая, предлагающие свои товары российским покупателям несли гарантийные обязательства, а потом уже думать о взимании с них пошлин и НДС, считает Д. Демидов.
Рынок в России в 2 раза более открыт, чем рынок Китая, такие данные международной исследовательской компании привел Максим Черешнев, председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений. А если еще учесть разные условия для ведения бизнеса с зарубежными игроками, российским онлайн-продавцам трудно развиваться только на внутреннем рынке, им нужно переориентироваться на экспорт. Причем, на вооружение можно взять пример Малайзии, которая экспортирует в год товаров почти на $260 млрд, причем преимущественно таких, которые сама импортирует. Следуя этой логике, наши интернет-магазины могли бы обратить в свою пользу открытость российского рынка интернет-торговли для импортных товаров. И тут многое зависит от государства, которое должно последовательно добиваться создания приемлемых и конкурентоспосбоных условий для российских экспортеров на зарубежных рынках – таможенных пошлин, тарифных барьеров.
Словом, открытых вопросов в области выравнивания условий для интернет-магазинов, торгующих товарами, еще много. И в этом смысле поручение Президента РФ для индустрии – шанс выработать единые правила игры для всех: и российских онлайн-продавцов, и зарубежных, чтобы улучшить условия для ведения бизнеса, не ущемляя интересы потребителей.