Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2016 |
Екатерина ШЛЫК  | 06 сентября 2016 |
Технологии для цифровой экономики
В поиск технологических новаций для эффективной экономики не завтрашнего – сегодняшнего дня пустились небольшие компании, крупные корпорации и государство.
Вынуждают обстоятельства: от глобальных геополитических и финансовых факторов до естественного стремления бизнеса удержаться на плаву.
Облака как способ экономии
– этот месседж неустанно посылают деловому миру вендоры и провайдеры услуг. Формат pay-as-you-go и возможность получать программы, сервисы, инфраструктуру только тогда, когда нужно, и там, где нужно, – серьезный плюс. Однако, как показали дискуссии на июньской конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Иннополисе под Казанью, далеко не все российские предприятия решают для себя вопрос о переходе в облака однозначным образом. Так, Николай Кравцов («Остек») подчеркнул, что представляемая им компания стоит, скорее, на позиции отказа от облаков, во всяком случае в их глобальном и гибридном (читай: наименее защищенном) варианте. Частные облака, существующие в границах одного предприятия и размещенные на серверах, которые физически расположены на его территории, по мнению Н. Кравцова, позволяют обезопасить данные и предотвратить хищения критически важных документов и сведений. А это архиважно для предприятий стратегического значения.
С ним категорически не согласен директор Eplan в России, странах СНГ и Балтии Алексей Кирченов: вектор развития ИТ-индустрии не изменить, и в обозримом будущем облака будут повсеместны, им будут доверять любую, даже критически важную для предприятий информацию.
В такой позиции есть резон. Как показывает опыт, например, предприятия «Вертолеты России», использование сервисов IaaS и SaaS позволяет намного снизить расходы. Для своих нужд корпорация задействует мощности ЦОДа «Ростеха», и по сравнению с использованием локального дата-центра экономия за три года составила 156 млн руб. Корпорация передала в сторонний ЦОД важные для бизнеса сервисы – управление жизненным циклом, резервное копирование, СЭД, управление производством и т.д. По сути речь идет о полном переходе предприятия на сервисную модель.
Ситуацию метко интерпретировал Максим Хаванин из Cisco: традиционные ИТ-системы позволяют сделать правильно, а облачные – быстро, что в современных условиях немаловажно.
Часть информационных сервисов для госслужащих планируется перевести в облако в самом скором будущем, поскольку вопрос об экономии стоит остро: на информатизацию госструктур в России не хватает примерно 20 млрд руб. По словам Олега Пака, замминистра связи и массовых коммуникаций, осуществляется планомерное создание единой ИТ-инфраструктуры, предоставляемой госучреждениям как сервис, разработана концепция ЦОДов и каналов передачи данных. Идет работа над проектом по предоставлению всем чиновникам (речь идет примерно об 1,2 млн госслужащих) стандартного пакета программ и приложений из облака, по итогам работы пилота будет принято решение о тиражировании проекта.
Индустрия «3 с хвостиком»
«Индустрия 4.0» только-только становится глобальным трендом, и у России еще есть возможность не догонять, а успеть вместе с развитым миром. Участники дискуссий ЦИПРа оценивали технологии российской промышленности в диапазоне от «3.0» (пессимисты) до «3.5» (оптимисты). Причина вовсе не в том, что Россия традиционно в отстающих. Просто большинство предприятий имеют на балансе инфраструктуру самых разных поколений. На одном производстве могут работать одновременно новейшие аппараты и станки времен до ЧПУ. Как остроумно отметил Н. Кравцов из «Остека», легко добиться соответствия требованиям «индустрии 4.0», если строишь с нуля компактный современный заводик в чистом поле. А в реальной жизни, когда предприятию требуется объединить разные интеллектуальные системы, все куда сложнее.
А. Кирченов напоминает, что «волшебной таблетки» от проблем в экономике не существует. Переход на новый технологический уровень – целый комплекс мероприятий, касающихся программной и аппаратной частей, оснащения оборудования и сетей датчиками и т.д. Составной частью «предприятия 4.0» станет своеобразный каталог «цифровых двойников» реальных изделий. Например, у Eplan есть проект eplan data portal, в котором принимают участие 139 производителей. На портале представлены более 650 тыс. изделий и 2,4 млн их модификаций. Производители могут не проектировать типовые детали и изделия, а брать на портале готовые варианты, сокращая время на разработку продукта.
Гендиректор Национального центра информатизации Константин Солодухин обратил внимание на то, что «индустрия 4.0» – это революция, а не эволюция и здесь вопрос не только и не столько в технологиях, сколько в людях. Реализовать «4.0» можно только тогда, когда в головах тоже будет «4.0», а не «2.0» или «1.0».
В свете этого небезынтересно выглядят цифры из доклада преподавателя университета Иннополиса, доцента лаборатории интеллектуальных робототехнических систем Александра Климчика. В 2015 г. в мире было продано 240 тыс. роботов, из них в России – всего 300–500. На 10 тыс. работников у нас приходится всего два робота, в то время как средний показатель роботизации в мире составляет 66 роботов на 10 тыс. работников. Наиболее высок этот показатель в Корее – 478, в США – 164, в Германии – 292, в Китае – 36. По оценкам Bloomberg, для того чтобы Россия стала индустриально развитой страной, ей нужно 350 тыс. роботов.
5G – не для людей, а для машин
Только с развитием технологий 5G можно будет говорить об интернете вещей в глобальном масштабе, а не на уровне пилотов, и только с развитием 5G можно будет наблюдать полномасштабную реализацию «индустрии 4.0». По оценке замдиректора компании «Айкоминвест», члена президиума РАЕН Валерия Тихвинского, стандарт для сетей 5G будет принят лишь в 2019 г., но уже в 2018 г. мы увидим первые работающие пилоты, в том числе на зимних Олимпийских играх в Корее и на Чемпионате мира по футболу в России. Но сплошного 5G-покрытия эксперты не ожидают – слишком накладно. Так что настоящий 5G, с большими скоростями и IoT, будет локальным. И конечно, говорить о наличии 5G на селе не придется.
Точку зрения, что 5G – «это не про людей, а про машины», разделяет и Константин Малин из Detecon. По озвученным им прогнозам, в сетях 5G ожидается до нескольких триллионов абонентов (от 100 тыс. до 1 млн на 1 кв. км). С развитием интернета вещей изменится и общий ландшафт ИТ-индустрии. ИТ-департаменты в компаниях фактически превратятся в ИКТ-департаменты, потому что коммуникационная составляющая во всех решениях будет расти из года в год. Кроме того, ЦОДы станут неотъемлемой частью сетей 5G и соответственно телеком-инфраструктуры.
Пока у страны есть шансы не отставать от лидеров 5G, но это требует мобильности от регулятора. Если высвобождение частот будет проводиться столь же неторопливо, как в случае 3G, страна может сильно задержаться на старте. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров считает: успехи России во внедрении LTE говорят о том, что регуляторные вопросы удастся решить своевременно.