Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 8 2007
Алексей МИШУШИН  01 августа 2007

Интеграция пришла в надзор

Три кита на три года В конце июня 2004 г., в ходе изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, запущенного Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, один за другим были приняты три постановления Правительства РФ. Каждым из них утверждалось Положение о новом федеральном органе власти, осуществляющем функции, так или иначе связанные с информационными технологиями и связью.

Алексей Мишушин Три кита на три года

В конце июня 2004 г., в ходе изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, запущенного Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, один за другим были приняты три постановления Правительства РФ. Каждым из них утверждалось Положение о новом федеральном органе власти, осуществляющем функции, так или иначе связанные с информационными технологиями и связью. Появились Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям и Федеральное агентство связи, подведомственные Министерству информационных технологий и связи. Общая задача Россвязьнадзора – контроль и надзор в сфере информационных технологий и связи, функция агентств – управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в подведомственных сферах.

Непросто налаживалась работа вновь созданных институтов власти. Трудности перемен в полной мере испытали на себе как сами служащие названных органов, так и операторы. Ведь требования законодательства РФ о госрегулировании в области связи не отложишь в сторону! Вне зависимости от происходившей административной реформы приходилось обращаться за присвоением (назначением) радиочастот или радиочастотных каналов, выделением, передачей ресурса нумерации, предоставлением, переоформлением лицензий или внесением в них изменений и дополнений, регистрацией средств связи, иных радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ) – источников электромагнитного излучения, получением разрешения на эксплуатацию объектов связи, а также совершать другие юридически значимые действия.

По-видимому, система из трех госорганов – трех «китов», на которых опиралось Министерство информационных технологий и связи РФ, не вполне оправдала возлагавшиеся на нее надежды, поскольку спустя всего три года мы оказались перед лицом следующего этапа изменений.

Интеграция и ее последствия

Попробуем понять, что несет с собой Указ Президента РФ от 12 марта 2007 г. № 320, согласно которому Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникацийи охране культурного наследия и Федеральная служба по надзору в сфере связи были преобразованы в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (далее – Россвязьохранкультура). Каков эффект принятия Постановлений Правительства РФ № 353 и 354 от 6 июня 2007 г., в которых определены основные функции вновь созданного органа и очерчены его общие организационные и управленческие контуры? Оставив в стороне слухи и гадания, обратим взоры на сугубо юридические последствия «интеграции». Что получаем в «сухом остатке»?
  1. Пунктом 2 названного указа установлено, что руководство Россвязьохранкультуры осуществляет Правительство РФ. Таким образом, возникший орган исполнительной власти – правопреемник прекративших существование Россвязьнадзора и Росохранкультуры – в иерархическом плане поднялся ступенью выше их, перейдя из подчинения Мининформсвязи и Минкультуры соответственно в подчинение непосредственно Правительства РФ. Россвязьохранкультура на иерархической лестнице теперь стоит вровень с Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной таможенной службой и некоторыми другими службами.

    Высокий правовой статус нового органа власти наделяет ее специалистов дополнительной гарантией самостоятельности и независимости от отраслевых интересов при принятии решений. Находясь вне организационной структуры соответствующих министерств, надзор обретает возможность вырабатывать собственные представления о порядке применения тех или иных правовых норм, утвержденных отраслевыми регуляторами, и формировать свою позицию в отношении взаимосвязи отраслевого и гражданского законодательства. Конечно, нельзя исключить вероятности того, что произошедший отрыв от профессионально родной почвы привнесет некоторые негативные моменты в деятельность нового надзорного органа, поскольку вряд ли он сможет столь же глубоко погрузиться в котел творческих идей, новаций и специальных знаний, сколь это свойственно министерствам. Вместе с тем сокращение иерархической пирамиды власти, стоящей над надзирающим оком, позволяет в большей степени рассчитывать на взвешенность принимаемых решений.

    Повышение уровня Россвязьохранкультуры в системе федеральных органов исполнительной власти сопровождается расширением ее полномочий в нормотворческой сфере. Так, согласно п. 9.8. Положения о данной службе на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Россвязьохранкультура издает в рамках своей компетенции приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам – приказы и распоряжения ненормативного характера. Как известно, Росохранкультура и Россвязьнадзор были не вправе осуществлять в сфере своего ведения нормативное правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также не могли заниматься управлением госимуществом и оказанием платных услуг.

    Следовательно, вовлеченные в оказание услуг связи лица вправе ожидать появления приказов Россвязьохранкультуры по вопросам своей компетенции, в том числе актов по вопросам обеспечения контроля и надзора в установленной сфере ведения и др.
  2. Изменения, внесенные в п. 1 Положения о Министерстве информационных технологий и связи РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.2004 № 311), лишили министерство права нормативного правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи.
  3. Мининформсвязи и Россвязьохранкультуре предстоит совместно разработать и утвердить административные регламенты взаимодействия при осуществлении полномочий по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС, при регистрации этих присвоений, при организации работ по изысканию новых радиочастотных каналов и разработке радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников для целей теле- и радиовещания, а также при проведении экспертизы с целью определения возможности использования РЭС и их электромагнитной совместимости с действующимии планируемыми к использованию РЭС гражданского назначения.
  4. Пожалуй, самой обсуждаемой темой стало наделение нового органа контрольно-надзорными полномочиями, которыми обладали в своих сферах обе прекратившие существование федеральные службы. В подавляющем большинстве случаев полномочия каждой из служб с точным сохранением прежних формулировок перешли к Россвязьохранкультуре. Госконтроль и надзор за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи; надзор за соблюдением операторами требований к пропуску трафика и его маршрутизации, за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи РФ, за выполнением правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения; регистрация РЭС и ВЧУ, а также другие, хорошо всем известные функции теперь присутствуют в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

    В таком важном вопросе, как лицензирование, также произошло простое слияние полномочий. Возможно, для стороннего наблюдателя слияние именно в сфере лицензирования выглядит наиболее естественно, поскольку тем самым устранено неоправданное разделение на две самостоятельные службы лицензирования в области теле- и радиовещания и лицензирования в области оказания услуг связи.
  5. Еще одно новшество – передача Россвязьохранкультуре части функций, ранее принадлежавших Федеральному агентству связи. Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для РЭС на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам, регистрация присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов, а также организация деятельности радиочастотной службы, проведения торгов на получение лицензий в области связи, проведение экспертизы с целью определения возможности использования РЭС и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к использованию РЭС гражданского назначения отныне входят в компетенцию Россвязьохранкультуры.
  6. Россвязьохранкультура получила новые полномочия, отсутствовавшие у служб-предшественников. Так, согласно подп. 5.3.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, на данный орган возложена государственная аккредитация организаций, занимающихся коллективным управлением авторскими и смежными правами, предусмотренная ст. 1244 ГК РФ. Стремительно растущий интерес операторов связи к «оптовому» приобретению прав на использование контента придает этой управленческой функции дополнительную значимость.

***

Таковы основные перемены в осуществлении контроля и надзора государства в области связи, о которых хотелось бы упомянуть по горячим следам. Насколько успешно будут реализованы на практике полномочия, предоставленные новому органу власти, покажет время.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!