Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 8 2007
Евгения ВОЛЫНКИНА  01 августа 2007

Сергей Рябко: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба»

ДОСЬЕ «ИКС» Сергей Дмитриевич Рябко родился в 1960 г. в Чернигове. В 1984 г. окончил Московский физико-технический институт, в 1988 г. – аспирантуру МФТИ; канд. физ.. мат. наук, физик-лазерщик.

Сергей Дмитриевич Рябко ДОСЬЕ «ИКС»

Сергей Дмитриевич Рябко родился в 1960 г. в Чернигове. В 1984 г. окончил Московский физико-технический институт, в 1988 г. – аспирантуру МФТИ; канд. физ.. мат. наук, физик-лазерщик.

С 1988 г.– начальник лаборатории НИИМП НПО «ЭЛАС», с 1995 г. – руководитель проектов, затем вице-президент компании «Элвис Плюс», в 1998–2002 гг. – вице-президент компании Trustworks, с 2003 г. – генеральный директор компании «С.Терра».

Семья: жена, двое детей и ньюфаундленд Тошка.



В физику через медицину

Родился я в Чернигове, это 140 км к северу от Киева. Мои родители – врачи санэпидемстанции. Отец десять лет был главным врачом Черниговской области, а мама до сих пор работает на станции. В школе каких-то особых увлечений, повлиявших на «выбор жизненного пути», не было, вернее, в детстве было интересно абсолютно всё. На рыбалку ходили (там у нас прекрасная река Десна, правый приток Днепра), а зимой на лыжах. Тогда в Чернигове был снег, сейчас его гораздо меньше...

После школы я вполне мог бы пойти по родительским медицинским стопам, но только не по санитарно-эпидемиологической части. Там работа больше бумажная – отчеты, методики и т.п., а это не по мне. Я, скорее всего, пошел бы в хирурги. Еще я собирался стать геологом. Но прямо перед окончанием школы товарищ сагитировал меня попробовать поступить на Физтех. Физика с математикой мне давались легко, вот я и поехал. С первого раза не поступил. Было обидно, но на Физтехе понравилось. Тогда это было место, где обитали по-настоящему красивые люди, научная элита, и мне захотелось войти в этот круг. Год проработал на «скорой помощи» санитаром (отдал дань семейной традиции) и на второй год поступил.

Физтех, по-моему, сочетает в себе две вещи: хорошее образование и «потогонку», в ходе которой тебя учат делать невозможное. Нас как следует помучили и научили выживать. Мне кажется, что физтехи сильны именно тем, что они способны выпутаться из любой ситуации, решить любую проблему и найти выход, даже если его нет. Но помимо всяких трудностей, на Физтехе было просто весело.

Потом была аспирантура, к концу которой я был готов стать нормальным советским ученым, и если бы все шло по плану, то к 40 годам защитил бы докторскую. Но продолжительный кусок жизни заниматься чем-то одним нашему поколению было не суждено. Нам довелось, как в китайском проклятии, жить в эпоху перемен.

Творческий путь – незавершенка с ажиотажем

Эпоха перемен постоянно ломает планы, и, оглядываясь назад, я вижу много незавершенных проектов. Правда, мне повезло поработать в нескольких ажиотажных темах и встретить замечательных людей.

Первая такая тема была в мой «лазерный» период жизни до окончания аспирантуры в 1988 г. Моя диссертация касалась генерации сверхкоротких импульсов света. Тогда это была область, где чуть ли не каждые две недели появлялся мировой рекорд. И мне удалось разобрать несколько новых физических эффектов, но кому нужны были эти результаты в позднюю перестройку?

Мне повезло с учителями. Моим научным руководителем на Физтехе был М.Ф. Стельмах, большой ученый, руководитель головного предприятия Минэлектронпрома СССР по лазерам.

После защиты он передал меня «с рук на руки» Г.Я. Гуськову, директору НПО «ЭЛАС» в Зеленограде, тоже легендарному ученому и руководителю прикладной науки, но в другой сфере – в беспилотном космосе. В то время «ЭЛАС» разрабатывал «наш ответ Рейгану» на его программу «звездных войн». Ответ состоял из 24 спутников наблюдения, геостационарных спутников для глобальной связи и сотен спутников-убийц. Я руководил созданием подсистемы управления и связи для этой многоспутниковой сети. Это был мой первый опыт работы с коммуникационными протоколами и второй бесполезный проект. Стратегическая оборонная инициатива США сделала свое дело – окончательно подорвала экономику СССР, после чего стала американцам не нужна.

В 1991 г. там же, в «ЭЛАСе», пошла следующая ажиотажная тема: конверсионная низкоорбитальная спутниковая система «Курьер» – наш «советский Iridium». Темпы работ по этому проекту были просто бешеные: от совещания по выбору процессоров для бортовых машин спутников до предполетных испытаний прошло меньше двух с половиной лет. Но к концу этих испытаний деньги платить перестали, работы свернули, и в 1993 г. я оказался в компании «Инфотекс», которая в проекте «Курьер» занималась шифрованием канала связи для спутника.

В 1995 г. я вернулся в Зеленоград, к своему руководителю в НПО «ЭЛАС», к «орлу гнезда Гуськова» А.В. Галицкому, в его компанию «Элвис Плюс». Там я руководил рядом довольно крупных проектов, в частности был главным конструктором сети Банка России в московском регионе и много занимался сетевой безопасностью. Считаю себя одним из основателей бренда «Застава» (название принадлежит А.В. Галицкому). В «Элвис Плюс» я дослужился до вицепрезидента, и в 1998 г. перешел в позицию вице-президента и СТО в компанию Trustworks Systems, русско-американско-голландский VPN-проект. Здесь все начиналось неплохо: американский маркетинг и менеджмент, европейские операции и российская разработка, продажи в Голландии, Швейцарии, Франции. Но Trustworks не пережила мирового ИТ-кризиса и в итоге команда была распродана по частям.

Это был очень интересный опыт, который позволил изнутри понять, как работает ИТ-рынок, посмотреть на мир, изучить породы западного управленца, венчурного капиталиста, лично пообщаться с гуру защиты информации – Дифи, Шнайером, Циммерманом, Маурером.

Гендиректор волею судеб

С 2003 г. мы вместе с моими друзьями по НИИМПВ. Широковым и Д. Соколовым и с коллективом разработчиков из Trustworks поднимаем наш нынешний проект – компанию «С-Терра СиЭсПи». Конечно, отчасти это была авантюра. Мы вышли на уже давно поделенный рынок средств сетевой защиты с новым продуктом. Однако нам удалось продвинуть на рынок свой бренд CSP VPN, а компания наша стала первым и пока единственным в России технологическим партнером Cisco Systems. Я не хвастаюсь, но немножко горжусь этим.

Я – гендиректор этой компании, хотя по натуре я не бизнесмен. В шкуру бизнесмена я влез от досады на множество «незавершенок» за плечами, от желания реализовать то, что не удалось в Trustworks, из стремления сохранить сильнейший в нашей отрасли коллектив, ребят, которых от души уважаю и люблю.

«Правильный» ли я в итоге руководитель, не знаю. Вроде бы моя «лабораторка по бизнесу» идет по плану: выход на рынок, самоокупаемость, возврат инвестиций, развитие. Компания «взлетела» и заняла свое место на рынке. Но не сломайся мир в конце 80-х, я бы, скорее всего, решал отнюдь не финансовые уравнения, а мои сотрудники юстировали бы лазеры, интерферометры и спектроскопы. Как говаривал старина Воннегут – «такие дела».

А что кроме работы?

О семье. Жена Лена тоже «физтешка», мы вместе с 1981 г. Двое сыновей, Иван и Дмитрий, не пошли по стопам родителей. Старший учится в МГУ, младший – неплохой музыкант, играет на гитаре, метит в Гнесинку. К сожалению, с семьей все получается по остаточному принципу: «папа всегда занят» и времени им достается очень немного. Но тыл у меня крепкий и правильный.

Об увлечениях. С детства люблю рыбалку. Это, во-первых, природа и вода, во-вторых, куча всяких приключений, в.третьих, это люди, с которыми ты там «увлекаешься». И рыба – не главное, за ней ближе в магазин «Океан». Там просто хорошо.

Когда-то без книги жить не мог, а сейчас не успеваю прочитывать профессиональную литературу даже на две трети того объема, который хотелось бы. Поэтому, наверное, лет десять не читаю книг. Мне как-то на день рождения для хохмы подарили толстенный том Канта. Прихожу на работу, включаю компьютер и, пока он загружается пару минут, открываю этот том на любой странице и читаю первое попавшееся предложение. Производит неизгладимое впечатление.

О музыкальных пристрастиях. В основном слушаю рок 70.х годов и джаз. У меня уже больше 100 Гбайт музыки на винчестере, например полная дискография Deep Purple. Кроме того, мы с женой исправно выбираемся на московские джазовые фестивали. Я собрал целую кол. лекцию фотографий джазменов, которые сделал сам на этих концертах.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!