Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 8 2007
Александра КРЫЛОВА  01 августа 2007

Мобильный контент станет пользовательским

Из первого же доклада (С. Ромео, Frost & Sullivan) стало понятно, что рынок мобильного контента Европы не намного опережает в своем развитии российский.

Из первого же доклада (С. Ромео, Frost & Sullivan) стало понятно, что рынок мобильного контента Европы не намного опережает в своем развитии российский. Средняя по Европе доля мобильной передачи данных в совокупных доходах сотовых операторов в 2006–2007 гг. застыла на отметке 17–18% (лидируют здесь Великобритания – 23,1%, Германия – 22,3% и Ирландия – 22,1%), причем 70–80% в этой доле приходится на SMS. В 2006 г. соотношение доходов от SMS и услуг передачи данных составляло 79:21, а в этом – 70:30. В перспективе картина будет меняться, но не так быстро, как хотелось бы: 20%-ную планку доля доходов от мобильной передачи данных преодолеет только в 2009 г., в том же году С. Ромео ожидает, что соотношение доходов от SMS и от сервисов на основе мобильной передачи данных составит 51:49.


По мнению аналитика, такая динамика будет обусловлена изменением роли пользователя дополнительных услуг мобильной связи с пассивной на активную. Операторы планируют добиться этого путем переноса в мобильную среду преимуществ концепции Web 2.0. Размещая в мобильном Интернете свой контент, получая с мобильного телефона доступ к своему блогу, абонент станет самостоятельным звеном мобильной цепочки получения добавленной стоимости, что, в свою очередь, будет способствовать росту дохода операторов. Среди глобальных игроков, уже сегодня пытающихся «сдвинуть» пользователя с места в этом направлении, С. Ромео упомянул Skype, Yahoo, YouTube, BitTorrent и др.


Дж. Дойл (Ericsson) назвал сообщества и контент, созданный и/или опубликованный пользователями, в числе наиболее динамично развивающихся во всем мире сегментов мобильных услуг и сервисов. Уже в 2006 г. его объем достигал $3,8 млрд, а к 2011 г., по оценкам Informa, он может составить $13 млрд.


Другим таким быстрорастущим направлением Дж. Дойл считает мобильный маркетинг и рекламу , в эффективности которых начинают убеждаться солидные рекламодатели. Согласно данным опроса крупных европейских брендов, к 2008 г. 89% из них будут использовать SMS и MMS как канал для коммуникаций с целевой аудиторией.


И наконец, третьим и самым высокодоходным сегментом мобильных сервисов будущего станут мобильное ТВ и игры. Объем российского рынка VAS по итогам I квартала 2007 г. составил $ 615,1 млн, что на 34% выше, чем в I квартале 2006 г., ARPU от VAS – $1,3 (ComNews Research).


На ближайшие год-два прогнозируется сокращение числа контент-провайдеров в России и на Украине, разделение доходов от WAP-трафика, появление новых бизнес-моделей для новых сервисов – мобильной рекламы, мобильной коммерции, а также развитие UGC.


В панельных дискуссиях определились основные тенденции, наблюдаемые на рынке в 2007 г. «Уже обозначились сегменты мобильного контента, которые растут и будут расти в будущем, – отметил А. Рожков («ВымпелКом»), – и, естественно, операторы захотят в этих сегментах присутствовать. Часть таких сервисов «Билайн» будет развивать самостоятельно, другую часть в сотрудничестве с партнерами – средними и крупными контент-провайдерами, предлагающими готовый качественный продукт».


П. Ройтберг (МТС) считает, что наибольший интерес сегодня представляет User Generated Content – контент, создаваемый или публикуемый пользователями, заметив при этом «пока никто из российских контент-провайдеров не научился использовать UGC».


Позицию оператора сети «МегаФон-Москва» выразил А. Шаповалов: «Мы рассматриваем обеспечение доступа абонентов к различным социальным сетям, к блогам с мобильного телефона как стратегическое направление на 2007–2008 гг., в котором основную роль будет играть оператор. Безусловно, услуги кастомизации останутся, но они уже достигли своего потолка продаж в стандартных каналах».


К. Шрамко («Инфон») и К. Петров (i-Free) наряду со снижением интереса абонентов к сервисам кастомизации отметили стабилизацию качества мобильных сервисов, рост популярности CRBT. А главное, как сказал К. Петров, перефразировав классика отечественной литературы, «на рынке по-прежнему есть место для инноваций».


Впервые услуга RBT в России стала доступна абонентам сети «МегаФон-Поволжье» в Самаре и Саратове в 2005 г. (см. «ИКС» № 6'2006, с. 67–69). Компания «ИнКор», сервис-провайдер этого сервиса под брендом Pri:)Call, в канун форума объявила, что число ее подписчиков достигло 2 млн человек. Между тем, по оценкам аналитиков, уровень проникновения CRBT в России не превышает 3%.


Тему RBT поддержали Comverse и «Информ-Мобил». По мнению мирового поставщика ПО, для повышения проникновения сервиса RBT требуется децентрализация его продаж. Эта идея была реализована в открытой платформе Fun Broker для стандартного подключения сторонних поставщиков контента к услуге RBT Fun Dual.


Д. Тимощенко («Информ-Мобил»), напротив, говорил о преимуществах предоставления сервиса RBT через агрегатора. С апреля 2007 г. «Информ-Мобил» запустил партнерскую программу, гарантирующую участвующим в ней контент-провайдерам выручку, складывающуюся из 35–40% дохода от SMS- или IVR-трафика и 45–50% дохода от продаж контента.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!