Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 09-10 2016
Георгий ЛЕБЕДЕВ  08 ноября 2016

«Здравоохранение почувствовало вкус ИТ»

О том, как конструктивно поддержать процесс информатизации здравоохранения и внедрения интернет-технологий, – Георгий ЛЕБЕДЕВ, руководитель комитета «Интернет+медицина» ИРИ, завкафедрой информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, советник директора ЦНИИОИЗ.

Георгий ЛЕБЕДЕВ

– Георгий Станиславович, за последний год вы оказались более чем когда бы то ни было на пике информатизации здравоохранения, получили возможность видеть и оценить этот процесс с разных сторон. Что скажете?

– Сегодня идеология развития информационных систем в здравоохранении переживает новый бум. Я надеюсь, будут интересные результаты и реальное продвижение. Но ситуация непростая: финансирование не увеличивается, а люди уже почувствовали вкус использования информационных технологий. Поэтому важно продолжать развитие, использовать новые методы и средства. Тем более что большой этап информатизации пройден: внедрены компьютеры, сети построены, ЦОДы работают, есть возможности обработки и передачи «больших данных». Дело за организационными решениями.

З а л о г   u b e r ’ и з а ц и и   –   р е г и с т р   м е д п е р с о н а л а

– Тогда про новые методы и средства. Считаете ли вы приемлемым для нашей медицины движение к модели uber’изации – в других сферах нашей жизни к ней логически приводит глубокое проникновение ИТ?

– У этого движения много сос­тавляющих и этапов. Начал бы с диспетчеризации, она касается не только uber’изации, но и навигации гражданина в системе здравоохранения: любой россиянин должен иметь возможность увидеть в интернете правильную подсказку, к кому ему обратиться, куда ему пойти, чтобы получить квалифицированную медпомощь.

К uber’изации в медицине нельзя подходить так же просто, как к вызову такси. Такая модель нужна, поскольку все проблемы, как известно, случаются в пятницу вечером, когда квалифицированную помощь получить бывает сложно, а консультация специалиста необходима. Здесь два пути: оказание телемедицинской услуги по телефону, скайпу, другому каналу либо вызов врача на дом. Чтобы модель так называемой uber’изации врачей заработала, необходимо решить пул задач.

Первая задача – ведение квалифицированного регистра медицинского персонала, что Минздрав пытается делать в течение многих лет, но до сих пор не имеет нормативного документа, определяющего, каким образом врач попадает в регистр. На сегодня этот вопрос открыт. К слову, в законопроекте о применении интернет-технологий и телемедицинских услуг, который мы внесли в Госдуму («О внесении изменений в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и ст. 10 ФЗ «О персональных данных»), содержится требование использования единой системы идентификации медработников, чтобы любой пациент смог проверить статус врача, его дипломы, сертификаты, рейтинг. Более того, сервис, который позволяет обратиться к врачу, обязательно будет проходить через аналогичный регистр. Без этих процедур uber’изацию запустить нельзя. Это с одной стороны.

С другой, чтобы врач начал оказывать медицинскую помощь вне стен медучреждения, как самостоятельный субъект, нужны поправки в законе, определяющие переход к лицензированию врачей – основному принципу uber’изации. Оказание врачом как отдельным от медучреждения субъектом медпомощи на дому, по выезду к пациенту – это непростое решение для большой отрасли.

– Телемедицинские услуги в режиме «врач – пациент», как и модель uber’изации, потребуют новых ИТ-решений, технологической базы. Ожидать ли новый призыв ИТ в здравоохранение?

– Полагаю, призыв будет. Могут потребоваться дополнительные ИС, которые обеспечат диспетчеризацию продвижения пациентов, управление этими потоками. Многие подобные вопросы уже решены у крупных игроков, в том числе у «Яндекса». На мой взгляд, здесь больше потребность в организационных шагах по поводу легитимности того или иного информационного ресурса, его эксплуатации, верификации, достоверности.

Идентификация врача и пациента – серьезный вопрос. На мой взгляд, здесь может помочь портал госуслуг и используемые в нем механизмы идентификации. Через портал госуслуг пациент мог бы получать и доступ к своей ЭМК.

Аналогично можно было бы использовать и доступ к системе ФОМС. Я считал и считаю, что единую государственную ИС надо было строить на базе ОМС. Это позволило бы избежать лишних капвложений, разнородности ИС. Но, к сожалению, в определенный момент начали выстраивать параллельную ИС, получив не самый удачный опыт объединения разных систем. Если, скажем, система ЭМК не работает с финансами, она может «умереть» в любой момент, потому что окажется ненужной.

И С   д л я   s e c o n d   o p i n i o n

– На заседании созданного в апреле с.г. научного совета при советнике президента по развитию интернета Германе Клименко было принято решение о создании отечественной системы поддержки решений врача. Какой резон вкладываться в создание отечественного «Ватсона»?

– Задачу можно рассматривать с точки зрения госуправления и в ракурсе бизнеса. Мы, в Институте развития интернета, придерживаемся однозначной позиции: не просить денег у государства, обоснованно считая, что если дело нужное, оно найдет силы развиваться и коммерциализироваться. ИРИ готов этому помогать, поддерживая те направления и участки здравоохранения, которые на данный момент не находятся в фокусе внимания профильного ведомства, обеспечивающего устойчивое функционирование системы оказания медпомощи в целом.

Мы не говорим, что намерены создать систему, заменяющую врача. Речь об ИС second opinion, второго мнения. Обращаемся к задачам, результаты решения которых будут ощутимы в ближайшее время. Первая – «электронный рентгенолог», совместная работа с Научно-практическим центром медицинской радиологии. Анализ рентгеновских изображений с помощью ИС позволит отработать механизм распознавания патологий органов грудной клетки.

Другой проект – «электронный центр здоровья». Смысл его в том, что большинство современных занятых, мобильных людей недообследованы. Речь идет о качественно новом решении системы датчиков в виде браслетов, миниатюрных носимых конструкций, которые не мешают человеку активно жить. И если мы хотя бы давление и пульс сможем мерить продолжительно и достоверно, шаг к укреплению здоровья нации сделаем.

Третий проект ИС поддержки решений врача, который мы сейчас продумываем, – автоматизация распознавания и патолого-морфологического анализа материалов биопсии. Я пока видел только одно применяемое решение – по распознаванию заболеваний молочной железы.

Необходим единый стандарт обработки данных, тогда появится возможность автоматизированной обработки и обмена данными. Совсем недавно вышла в свет книга «Стандартизация в электронном здравоохранении» за авторством О.Э. Карпова, Г.С. Клименко, Г.С. Лебедева и О.С. Якимова, в которой собраны и описаны все стандарты, действующие в России в текущий момент.

Кстати, на новой кафедре информационных и интернет-технологий Института персонализированной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова мы формируем стенд, на котором будем демонстрировать и внедрять в учебный процесс актуальные разработки в области применения ИС при оказании медицинской помощи, телемедицинские системы, решения для мобильного здравоохранения, приборы диагностики состояния здоровья человека. При кафедре мы организуем лабораторию электронного здравоохранения, которая будет работать с математическими методами, искусственным интеллектом, технологиями Big Data и обработки изображений.

Таким образом, формируется устойчивая конструкция для инновационного развития ИТ и интернета в медицине: научный совет при советнике президента РФ, научная лаборатория ИРИ, кафедра и лаборатория Первого медицинского, МГСМУ им. А.И. Евдокимова, Центр детской гематологии им. Дмитрия Рогачева, Центр медицинской радиологии, другие ведущие медицинские организации.

Беседовала Наталия КИЙ 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!