Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09-10 2016
Заурбек АЛЕХИН  Дмитрий БАСИСТЫЙ  08 ноября 2016

Не экономьте на объединении управления ремонтами и управления техническим обслуживанием

Почему управление техническим обслуживанием и управление ремонтами не следует стремиться объединить, а надо рассматривать как отдельные процессы эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОДа?

 Заурбек АЛЕХИН, независимый консультантДмитрий БАСИСТЫЙ, независимый консультант 

Терминологический стереотип

В настоящее время при эксплуатации ЦОДа все большее внимание уделяется задачам технического обслуживания и ремонта инженерного оборудования. При этом нередко срабатывает сложившийся стереотип, под влиянием которого две названные задачи – техническое обслуживание и ремонт – воспринимаются как единое целое, некий «ТОиР». Тем не менее в действительности речь идет о разных задачах, и их смешивание в ряде случаев может привести к негативным последствиям.

Ситуация еще более запутывается при попытке структурного описания организации эксплуатации в виде операционной модели, поскольку помимо собственно процесса технического обслуживания и процесса ремонта в рамках модели должны быть явно обозначены соответствующие им процесс управления техническим обслуживанием и процесс управления ремонтами. В статье мы постараемся описать особенности данных процессов.

Два процесса: выделяем и сопоставляем параметры

 О п р е д е л и м с я   с   т е р м и н а м и

Техническое обслуживание – комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

Управление техническим обслуживанием – обеспечение планирования, управления и координации взаимодействия в ходе реализации задач технического обслуживания оборудования и систем инженерного обеспечения ЦОД.

Проект государственного стандарта «Центры обработки данных. Инженерная инфраструктура. Операционная модель эксплуатации. Спецификация»

Управление ремонтами – обеспечение организации эффективного осуществления ремонтов оборудования и систем инженерного обеспечения ЦОД.

Проект государственного стандарта «Центры обработки данных. Инженерная инфраструктура. Операционная модель эксплуатации. Спецификация» 
В целом рассматриваемые процессы управления с точки зрения функций и основных исполняемых мероприятий идентичны. В рамках каждого из них должен быть реализован ряд шагов:
  1. планирование работ;
  2. формирование перечня задач, подлежащих исполнению в тот или иной период;
  3. назначение исполнителей на отдельные задачи;
  4. контроль исполнения работ;
  5. учет информации о выполненных работах;
  6. инициирование материально-технического обеспечения работ;
  7. отражение/учет информации об изменении состояния оборудования/систем по результатам исполнения работ.

Разными будут лишь объекты управления. Поэтому в первую очередь необходимо изучить различия технического обслуживания и ремонта.

Итак, что есть техническое обслуживание, что есть ремонт, что у них общего и в чем между ними разница?

Два процесса: детальный анализ параметров

Основные параметры и их значения для каждого из видов деятельности приведены в таблице. Уже после беглого взгляда становится ясно, что у каждого из рассматриваемых направлений есть своя специфика. Остановимся на этом более подробно и обозначим влияние специфики на соответствующий процесс управления.

Цель. Интуитивно понятно, что ремонтируют обычно изделие, которое уже не функционирует исправно или скоро перестанет это делать. Именно поэтому его работоспособность необходимо восстановить. В отношении технического обслуживания приоритетом является создание условий для снижения вероятности выхода из строя еще вполне нормально функционирующего изделия. Отсюда следует, например, вывод о необходимости своевременного выполнения работ: для случая, когда изделие нормально работает, те или иные задержки в проведении обслуживания хоть и нежелательны, все же не ведут к потенциально катастрофичным последствиям. Чего нельзя сказать о затягивании исполнения ремонтных работ, поскольку последние, повторимся, выполняются либо когда изделие уже не способно нормально функционировать, либо оставшийся ресурс незначителен и данная способность близка к исчерпанию.

Возможные операции. Как правило, во время ремонта производится замена отдельных частей изделия. При техническом обслуживании обычно ограничиваются заменой расходуемых материалов и быстро изнашиваемых частей. С точки зрения процессов управления специфика ремонтов заключается в более масштабном наборе задач, подлежащих исполнению, и в большей сложности отдельных задач. Очевидно, что отдельные операции, совершаемые в ходе ремонтных работ, будут идентичны операциям, совершаемым в ходе технического обслуживания. В целом набор операций технического обслуживания можно с некоторой натяжкой считать подмножеством ремонтных операций.

Результаты. По своему характеру проведение технического обслуживания не может обеспечить повышение ресурса изделия, а значит – гарантировать его функционирование в течение какого-либо срока. С другой стороны, именно в результате ремонта у эксплуатанта изделия возникает уверенность в надежности его функционирования на определенный период, как правило, явно обозначаемый в гарантийных обязательствах. Эта особенность одновременно диктует дополнительные требования к процессу управления, поскольку ответственность в данном случае обозначена явно, требуя повышенной точности и аккуратности при проведении работ.

Сложность. Из сказанного выше понятно, что сложность исполнения технического обслуживания ниже, чем сложность исполнения ремонтов. Это означает соответствующую более высокую сложность процесса управления ремонтами, в том числе большее количество точек контроля, большее число подлежащих контролю операций и т.д.

Продолжительность. Ввиду более высокой сложности ремонтных работ по сравнению с работами по техническому обслуживанию продолжительность этих работ в целом будет больше. Усугубляющим фактором при этом может быть необходимость формирования дополнительных резервных систем и каналов распределения (если по каким-либо причинам они в ЦОДе не предусмотрены). Это также увеличивает продолжительность и сложность исполнения работ. Большая продолжительность работ означает, что цикл у процесса управления ремонтами более длительный, чем у процесса управления техническим обслуживанием. Продолжительность работ влияет и на горизонт планирования.

Квалификация исполнителей. Техническое обслуживание в ряде случаев может быть сведено к простейшему контролю технического состояния, очистке и смазыванию изделия. В отличие от ремонта, часто предполагающего частичную или полную разборку изделия, квалификация исполнителей для операций технического обслуживания может быть существенно ниже.

Проверка квалификации. Поскольку для технического обслуживания допустима более низкая квалификация исполнителей, требования по контролю этой квалификации менее строгие. Поэтому в процессе управления техническим обслуживанием возможны подготовка и привлечение исполнителей с достаточными для данных работ навыками без проведения специализированного обучения. Напротив, в рамках управления ремонтами должны быть предусмотрены специальные шаги по проверке квалификации исполнителей, в том числе путем получения надлежащим образом оформленных подтверждающих документов. Отдельным пунктом стоит контроль за фактическим проведением работ: они должны осуществляться только допущенными исполнителями.

Специальные требования к исполнителям. Помимо общих требований к квалификации исполнителей со стороны производителей оборудования и/или регуляторов могут выдвигаться требования по сертификации, наличию лицензий и т.п. Такие требования обычно связаны с необходимостью обеспечить надлежащее качество работ, но в ряде случаев они могут являться способом ограничения конкуренции. Однако вне зависимости от их природы эти требования должны быть учтены в процессах управления. Опять-таки, исходя из сложности выполняемых работ, требования к исполнителям для проведения ремонтов, как правило, более серьезные. И это должно найти свое отражение в соответствующих процессах управления.

Используемые запасные части. В рамках технического обслуживания обычно заменяются отдельные комплектующие, которые быстро изнашиваются, если для этого не требуется выполнения сложных операций. Снабжение такого рода запасными частями – рутинная процедура, поскольку все участники знают потребности и необходимость наличия запасов. В случае ремонта речь может идти об уникальных, дорогостоящих компонентах систем, приобретение которых требует не только существенных денежных затрат, но и длительного времени. Таким образом, в рамках управления ремонтами должны быть предусмотрен контроль своевременного обеспечения запасными частями для выполнения ремонтных работ. В ряде случаев это может быть связано с организацией взаимодействия со смежными процессами.

Материалы. Различие в материалах, расходуемых в ходе технического обслуживания и в ходе ремонта, как и в случае запасных частей, обуславливается объемом исполняемых работ и затрагиваемых элементов систем. Хотя в ряде ситуаций речь может идти о редко используемых материалах, в целом существенных различий потребностей в материалах быть не должно. Поэтому с оговоркой на отдельные уникальные ситуации изучаемые нами процессы управления по данному параметру должны быть идентичны.

Параметрическое сравнение технического обслуживания и ремонта

Параметр

Техническое обслуживание

Ремонт

Цель

Поддержание работоспособности или исправности изделия

Восстановление работоспособности или исправности изделия и/или восстановление ресурсов изделия

Возможные операции

Мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т.д.

Разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.д.

Идентичность операций

Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания

Особенность

Выдача специальных гарантий на последующий срок эксплуатации изделия, как правило, не предусмотрена

Как правило, должны выдаваться определенные гарантии на последующий срок эксплуатации или наработку изделия

Сложность

Низкая или средняя

Средняя или высокая

Продолжительность

Низкая или средняя

Средняя или высокая

Квалификация исполнителей

Низкая или средняя

Средняя или высокая

Проверка квалификации

Простая

Строгая

Специальные требования 
к исполнителям

От отсутствия до отдельных требований к квалификации исполнителей или организации

От повышенных требований к квалификации исполнителей до требований к сертификации организации

Используемые запасные части

Не используются либо используются быстро изнашиваемые

Все возможные, в зависимости от типа ремонта и текущего технического состояния изделия

Материалы

Основные расходуемые материалы

Все расходуемые материалы


И все-таки различия есть

Мы рассмотрели основные параметры технического обслуживания и ремонта и их влияние на соответствующие процессы управления. Следует признать, что, несмотря на идентичность состава решаемых задач, между процессами имеются существенные различия, требующие специфичного подхода к их реализации.

В частности, процесс управления ремонтами ориентирован на более длительный производственный цикл, организацию и контроль исполнения более сложных операций специалистами более высокой квалификации. Дополнительно в рамках данного процесса должны быть предусмотрены как процедуры контроля своевременности снабжения необходимыми запасными частями, так и мероприятия по привлечению к проведению работ организаций и отдельных исполнителей, имеющих соответствующие допуски и сертификаты со стороны производителей оборудования.

Важно также помнить о том, что в результате ремонта у эксплуатирующей организации должна возникать уверенность в надежности функционирования оборудования в течение следующего (относительно) продолжительного периода, подтвержденная соответствующим гарантийным обязательством. В отличие от технического обслуживания, где гарантии не предусмотрены, данные обязательства имеют юридическую силу, и работа с ними требует дополнительных мероприятий в рамках процесса.

С учетом сказанного рекомендуется не только обозначать, но и реализовывать данные процессы операционной модели как обособленные. Слияние процессов управления техническим обслуживанием и управления ремонтами в единый процесс ввиду существенности их различий несет значительные риски, которые при неблагоприятном развитии событий могут привести к убыткам, намного превосходящим экономию от их объединения.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!