Рубрикатор |
Статьи |
Александра КРЫЛОВА  | 19 января 2017 |
Индустрия 4.0: вопросы для будущего
Истощение резервов для экстенсивного роста классических промышленных производств ставит на повестку дня вопрос о новых бизнес-моделях, основанных на цифровых технологиях.
Как решать его производственным компаниям из разных отраслей?
Без стратегии нельзя
Аудиторско-консалтинговая компания Ernst&Young связывает Индустрию 4.0 с применением киберфизических систем. А это означает, что все вычислительные и другие ИТ-системы на переживших четвертую промышленную революцию предприятиях будут глубоко интегрированы в физические производственные процессы. При этом, по словам Михаила Трегубенко, директора отдела консультационных услуг EY, работать будут эти системы в масштабе времени, максимально приближенного к реальному. Информационные системы, всевозможные датчики, различные производственные узлы и элементы производства будут связаны на таких предприятиях с помощью стандартных интернет-протоколов и работать в единой цепочке создания ценности. А она, согласно концепции Индустрии 4.0, будет выходить за пределы предприятия и горизонтально интегрироваться с системами бизнес-партнеров, поставщиков и, что важно, встраиваться в глобальную цепочку создания продукта. Еще одним ключевым качеством систем эпохи Индустрии 4.0 является возможность их гибкой адаптации к часто и быстро изменяющимся условиям.
Как производственным компаниям подготовиться к переходу на новые бизнес- и технологические рельсы, удержаться на рынке и в перспективе 3--5 лет получить весомые конкурентные преимущества? В ответе на этот вопрос М. Трегубенко на Международном конгрессе Intelligent manufacturing & industrial IoT в конце прошлого года дал несколько практических рекомендаций: во-первых, разработать стратегию включения цифровых технологий в свой бизнес, во-вторых, заранее сформулировать для себя ожидаемый результат, в-третьих, исходя из внутренних подходов к инвестиционным проектам, провести пилоты. И уже на их основании выстроить road-map действий, которые позволят компании и в новых условиях оставаться релевантной рынку, отвечать на действия конкурентов и быть готовой к приходу в его сегмент новых игроков.
Над чем надо думать?
Почему сейчас так важен переход к Индустрии 4.0, и как должны меняться бизнес-модели в промышленности? Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запал», специализирующийся на проведении исследований и выработке рекомендаций по широкому кругу социально-экономических вопросов, и его партнеры основным мотивом для внедрения технологий индустриального интернета вещей считают исчерпание потенциала быстрого роста и большой отдачи от использования конвенциональных технологий. По словам Владимира Княгинина, председателя правления фонда, если капитальные вложения в НИОКРы в области традиционных технологий дают все меньше отдачи, необходимо задумываться о переходе на новый технологический уровень.
И тут каждой производственной компании предстоит найти для себя ответы на несколько принципиальных вопросов. Начиная с того, готова ли она к переносу центра прибыли в предиктивные системы, к такому изменению бизнес-модели, при котором основным источником дохода станет не реализация продукции, а предсказательная аналитика? Насколько быстро она сможет перейти от алгоритмического, нормативного, к событийному управлению, стержнем которого является поток самых разнообразных событий с участием вычислительных систем и/или людей? Будет ли осуществлена в процессе перехода к Индустрии 4.0 «привязка» всех узлов и компонентов производства к платформе одного из ведущих международных поставщиков, в большинстве своем уже представленных на российском рынке?
По словам В. Княгинина, промышленные компании, которые задумываются о внедрении платформенных решений для управления производственными процессами, должны понимать, что оно будет иметь следствием переход к сервисной модели, при которой ценностью становится сама платформа, с «зацепленными» на нее десятками тысяч самых разных устройств. Отдельно рассматривать надо и вопросы о доступе заказчиков, партнеров и поставщиков к таким платформам и об этапах жизненного цикла проекта, на котором такой доступ может быть предоставлен. А также о том, кто в компании должен быть ответственным за перевод производства на рельсы Индустрии 4.0? ИТ-директор? Собственники предприятия? Специалисты, глубоко разбирающиеся в производственных процессах?
Начать с себя, чтобы предлагать другим
Успешные проекты в области внедрения технологий и идеологии индустриального интернета в развитых странах показывают, что довольно часто в этой гонке вырываются вперед и начинают задавать тон инфраструктурные компании. «МегаФон» в качестве резерва для трехкратного увеличения свободного денежного потока определил оптимизацию бизнес-процессов и их автоматизацию, сделав ставку на большие данные и их предиктивную аналитику.
По словам Александра Башмакова, технического директора компании, разработав большую математическую модель утилизации сети, оператор получил возможность управлять загрузкой сетевой инфраструктуры, выявлять вероятные «узкие места» и принимать превентивные меры по расширению емкости и пропускной способности сети. За первый год применение этой модели позволило «МегаФону» сэкономить 20 млрд руб., к тому же, что немаловажно, оператор смог накопить компетенции в области обработки больших данных и ныне, услуги по их анализу второе по значению после услуг связи направление корпоративного бизнеса компании. К примеру, в рамках стратегического сотрудничества с ПАО «Россети» «МегаФон» устанавливает на объектах партнера так называемые "мегабоксы", которые позволяют осуществлять удаленный мониторинг таких объектов энергетики, собирать информацию об их состоянии, анализировать ее и в обработанном виде передавать клиентам. «Основная выгода индустриального интернета вещей для любой компании, в том числе промышленной, скрывается именно в результатах анализа собранной информации», – отметил А. Башмаков на том же Международном конгрессе Intelligent manufacturing & industrial IoT.
Как стать частью глобальной цепочки
Разные отрасли отличаются друг от друга степенью готовности к внедрению технологий индустриального интернета вещей. В телекоммуникациях и медиа, в торговле, на транспорте, в энергетике, – словом, там, где они могут обеспечить быстрый эффект, такие технологии уже сегодня востребованы. «В промышленности все сложнее: и бизнес-модели, и бизнес-процессы, а самое главное – сами изделия, которые выпускают предприятия авиастроения, космической отрасли, электроники, за последние десять лет стали невероятно сложными», – констатировал Виктор Беспалов, генеральный менеджер Siemens PLM Softwareв России и в СНГ. И довольно трудно объяснить заказчику из этих отраслей, что даст ему переход к Индустрии 4.0, в условиях, когда есть next (а не best) practice, то есть каждый успешный пример внедрения уникален.
А между тем российские производственные компании, в первую очередь, из высокотехнологичного сегмента машиностроения – авиации, автомобилестроения, двигателестроения, чьи стратегии предполагают выход на зарубежные рынки, – стоят сегодня перед теми же вызовами, что и их западные коллеги. И преодолеть их намного легче, опираясь на такие преимущества технологий Индустрии 4.0, как сокращение времени вывода новых продуктов на рынок, правильное управление планированием в условиях постоянно меняющегося спроса, удовлетворение специфических требований очень узких сегментов рынка, и это повышение эффективности, в т.ч. использования ресурсов. По словам В. Беспалова, сегодня в этом направлении уже двигаются многие флагманы российской промышленности, например, КАМАЗ, «Вертолеты России» и совместное предприятие Группы СИНАРА и компании Siemens "Уральские локомотивы".
«Мы увидели, что конкурентоспособны и успешны сегодня те предприятия, которые встроены в международную систему компетенции и поставок, – рассказала Ольга Прокофьева, член совета директоров ГК «Энергия», – потому что в современном мире неважно, где расположено предприятие, важно, с какой скоростью и с какой себестоимостью оно выпускает свою продукцию». В этом свете свои ожидания от индустриального интернета вещей диверсифицированный холдинг связывает со скоростью производственных процессов, сроками отгрузки готовых компонентов, складскими запасами, программами к поставкам. «В конечном счете, именно в этих аспектах индустриальный интернет вещей способствует созданию продуктов и для B2B, и для B2C-рынков с более низкой себестоимостью» – констатировала О. Прокофьева.
За последний год ГК «Энергия» уделяла внимание формированию собственных компетенций в области интернета вещей и выбрала несколько стартапов Фонда «Сколково», работающих по тематике анализа BigData, созданию датчиков для сектора B2B, в которые планирует активно инвестировать. Более того, по словам О. Прокофьевой, благодаря инвестициям в две молодые инновационные команды из Израиля, ведущих разработки для космической отрасли, ГК «Энергия» готовится к выстраиванию собственной спутниковой системы связи стандарта М2М для интернета вещей. «Ее cоздание позволит упростить коммуникацию и организовать единое виртуальное пространство, – сказала О. Прокофьева, добавив, что в рамках предприятий холдинга уже проведен подобный пилотный проект.
Будущее уже здесь?
При подведении черты под дискуссией оказалось, что для перехода ведущих российских промышленных предприятий к Индустрии 4.0 уже многое есть. На рынке, несмотря на санкции, проявляют активность ведущие международные поставщики платформенных решений, таких, как IBM, Honeywell, PTC, Siemens PLM Software, Dassault Systems. Есть провайдеры SaaS-решений в области анализа больших данных для различных отраслей, одним из которых является Yandex Data Factory. Доступны для интеграции в производственный цикл разнообразные сенсоры и датчики и сети связи – проводной, мобильной, спутниковой, по которым можно собирать их показания. Более того, как говорилось выше, понимание неизбежности перехода к Индустрии 4.0, и интерес к возможным его стратегиям есть у крупных промышленных предприятий.
Словом, пора пробовать.