Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03-04 2017 |
Николай НОСОВ  | 25 апреля 2017 |
Digital Transformation или смерть
Компании, не задействованные в цифровой трансформации бизнеса, обречены на поражение в конкурентной борьбе и уход с рынка.
Эта мысль проходила красной нитью через большинство выступлений на пленарном заседании конференции Cloud & Digital Transformation 2017, организованной «ИКС-Медиа» (см. с. 16). Можно быть сколь угодно успешным, но если не следить за существующими трендами и новыми технологиями, удержаться на плаву не удастся. Широко известный пример – компания Kodak, в свое время обладатель самого дорогого бренда в мире, не осознавшая тренд перехода на цифровую фотографию и в итоге пять лет назад пришедшая к банкротству.
Модели организации
Сегодня существуют три модели организации ИТ-инфраструктуры. Первая – классическая модель использования постоянно устаревающего физического оборудования, с жестко фиксированными процессами и ограниченными возможностями перемен. Классическая модель трудно поддается цифровой трансформации, что хорошо понимают работающие с ней структуры – в основном крупные компании с большой инерционностью.
Вторую модель применяют компании, рожденные облачными технологиями. Для них использование облачных сервисов и инфраструктур является естественным и необходимым. Это гибкая модель, хорошо приспособленная к изменениям и любому развитию. На нашем рынке ее выбирают в основном предприятия сектора SMB. Примером может служить компания «Автоматические шлагбаумы», которая полностью перенесла свой бизнес в облака. Облачная инфраструктура, как рассказал руководитель компании Денис Колмогоров, трансформировала монтажников шлагбаумов в ИТ-компанию по интеграции парковочных решений в облаке, причем вполне успешную.
Есть и компании, которые обеспечивают максимальную гибкость. Так, Selectel, как рассказал директор компании по продуктам Александр Тугов, предлагает виртуально-приватное облако – по сути публичное, но предоставляющее клиенту возможность тонкой настройки без использования жестких шаблонов, как в Microsoft Azure или AWS.
Третья модель – смешанная, в ней используются облачные решения и физическое оборудование. Как отметила Ольга Туник, руководитель по управлению продажами корпоративным клиентам в России и СНГ компании Interoute, именно бимодальная модель, обеспечивающая интеграцию облака и физического оборудования, применима в большинстве существующих компаний и наиболее удобна для дальнейшего развития.
Действительно, глупо в угоду моде отказываться от уже купленного железа и работающих программ. Если приложения хорошо работают и всех все устраивает, то не всегда разумно переносить их в облако. Нет смысла и развертывать частное облако, если это экономически нецелесообразно. Необязательно все ломать до основания, постепенная цифровая трансформация часто более надежна. Главное – правильно выбрать точки роста и лучшие решения, причем для конкретного бизнеса и для конкретного предприятия.
Революция сегодня
Цифровая трансформация может произойти очень быстро – особенно если встает вопрос жизни и смерти предприятия. Интересный пример привел Сергей Зинкевич, эксперт по гибридным облакам компании КРОК. Заказчик был сложным: компания, погнавшись за дешевизной, в тендере на поставку оборудования выбрала малоизвестную демпингующую фирму, которая оборудование поставила, но не оформила все документы передачи. Через два с половиной года поставщик обанкротился, а заказчик неожиданно узнал, что скоро приедут судебные приставы и заберут совершенно необходимое для функционирования его бизнеса оборудование, формально принадлежащее банкроту.
Появилась задача немедленной миграции всех систем, так чтобы в пятницу сотрудники закончили рабочий день как обычно, а в понедельник вышли работать уже на новой инфраструктуре. Единственно правильное решение в таких условиях – срочный перенос систем в облако. Компания КРОК справилась с задачей, а заказчик не только сохранил непрерывность своих бизнес-процессов, но и перешел на новую сервисную модель. Теперь запуск новых сервисов занимает часы, а не недели, как раньше.
Особенности построения частного облака
Все же приведенный пример цифровой трансформации за 48 часов – скорее исключение, вызванное форс-мажорными обстоятельствами. Обычно цифровая трансформация идет не так быстро, особенно в крупных компаниях.
Опытом построения корпоративной облачной платформы поделился Александр Степанов, менеджер практики технологической стратегии компании Accenture. У крупного заказчика, имевшего свыше 25 тыс. запросов на обслуживание в месяц, были проблемы: более 60% оборудования не поддерживалось производителем; более 30% оборудования критичных для бизнеса систем не имело технической поддержки; оборудование давно не модернизировалось и не справлялось с резко возросшей в прошлом году нагрузкой со стороны бизнеса. Появилась потребность в новой инфраструктуре.
«Перед нами стояла задача определить оптимальный вектор развития ИТ-инфраструктуры. Мы выбрали кардинальный пересмотр подхода к ИТ, внедрение облачной платформы и изменение процессов взаимодействия бизнеса и ИТ», – рассказал А. Степанов. Технологическими плюсами, склонившими выбор в пользу облачного решения, были ускорение обработки запросов на ИТ-ресурсы, возможность динамического перераспределения мощностей между потребителями, простота повторного использования ИТ-ресурсов под актуальные задачи, возможность масштабирования вычислительных ресурсов без нарушения уровня сервиса.
К экономическим преимуществам выбора облачной платформы были отнесены финансовая прозрачность взаиморасчетов бизнес-подразделений с ИТ, возможность точного биллинга и аллокации расходов на ИТ-инфраструктуру по факту использования (pay as you go), отнесение затрат на использование ресурсов на потребителей – бизнес-подразделения, внедрение формализованного и унифицированного каталога услуг ИТ-инфраструктуры с предопределенной стоимостью сервисов.
Работы начались в октябре 2016 г., полтора месяца ушло на разработку технико-экономического обоснования и спецификацию оборудования – бизнесу надо было подробно разъяснить ценность перехода к облачным технологиям. Эта работа очень важна, отметил А. Степанов, так как «большинство ИТ-проектов разбивается из-за отсутствия веры в преимущества для бизнеса». Четыре месяца потребовалось на разработку технической документации и на построение модели учета потребления ресурсов и аллокации затрат. В настоящее время оборудование поставлено и инсталлировано, развернуто частное облако и стартовала миграция в него информационных систем.
Рабочее место в облаке
В облака мигрируют не только системы, но и рабочие места пользователей. «VDI меняет ИТ-ландшафт в условиях существующих тенденций цифровой трансформации бизнеса», – отметил Андрей Коновалов, начальник отдела виртуализации компании «Инфосистемы Джет».
Тема VDI (Virtual Desktop Infrastructure) отнюдь не новая, технология достаточно широко используется на рынке. В зависимости от требуемого количества виртуальных рабочих мест (ВРМ) существует три сценария внедрения VDI у заказчика. Самый простой – небольшой проект с виртуализацией 20–50 рабочих мест сотрудников, он, как правило, не вызывает проблем. В бизнес-процессах ничего не меняется, используются те же инструменты управления и администрирования рабочих мест, что и для обычных рабочих станций.
Внедрить систему на 200 пользователей уже не так легко: появляются требования к доступности, мониторингу, резервному копированию и функционалу. Но больше всего проблем вызывают крупные внедрения, когда количество виртуальных рабочих мест превышает 2000. VDI становится бизнес-критичным сервисом – от его доступности зависит работа большого количества сотрудников компании. Появляются требования и к катастрофоустойчивости внедряемой системы.
В одном из реализованных компанией «Инфосистемы Джет» крупных проектов катастрофоустойчивость обеспечивалась за счет использования двух ЦОДов, работающих в активном и пассивном режиме. В случае недоступности основного ЦОДа глобальный балансировщик Citrix NetScaler переключал пользователей на резервный. В другом реализованном компанией проекте ЦОДы работали одновременно, а катастрофоустойчивость наиболее критичных рабочих мест обеспечивалась при помощи распределенного кластера.
Пользователи оценили преимущества новой технологии. С введением VDI удалось полностью автоматизировать процесс развертывания и обновления ВРМ из единого образа, упростить поддержку рабочих мест, заменить часть физических рабочих станций на тонкие клиенты. Особенно это было важно в проекте с банком, который интегрировал в себя подразделения других финансовых организаций и получил в наследство зоопарк разнообразной техники, которую теперь приходилось обслуживать. Использование VDI позволило решить проблему, и сотрудники новых присоединенных организаций безболезненно перешли к стандартным рабочим местам.
А. Коновалов выделил тенденции, которые изменят VDI в ближайшем будущем. Первая – ускорение графики внутри виртуальных рабочих станций, это важно для запуска ресурсоемких приложений, 3D-cистем, графических редакторов, инструментов обработки мультимедиа, воспроизведения HD, ради снижения нагрузки на центральные процессоры. А с этим бывают проблемы, особенно если много пользователей одновременно запускают приложения, требующие больших вычислительных ресурсов.
Вторая – увеличение числа мобильных устройств и использование их для работы в облаке. За счет технологии VDI мобильные устройства получают возможность работать с устаревшими приложениями, а сами становятся тонким клиентом, с помощью которого пользователь может получить доступ к корпоративным приложениям из любой точки мира в любое время.
Третья тенденция – рост интереса к гиперконвергентным системам, которые позволяют совмещать вычислительные ресурсы и системы хранения в рамках одного конструктивного блока, тем самым гарантируя горизонтальное линейное масштабирование. Гиперконвергентные системы особенно интересны для построения частных и гибридных облаков у заказчиков в стадии роста, когда нужно иметь возможность быстрого наращивания вычислительных мощностей.
ЦОД из коробки
Споры о преимуществах и недостатках публичных и частных облаков идут давно. У каждого из решений есть свои области применения. Если смотреть на общемировой рынок, там публичные облака развиваются быстрее, в России же пока больше внимания уделяют частным. Компромиссным вариантом являются гибридные облака, которые сейчас в тренде, в них в первую очередь идет миграция традиционных приложений. Причем гибридные облака все чаще строятся на конвергентных структурах.
«Все большую популярность получает покупка готовой инфраструктуры, когда вам ставят готовое решение, которое остается только включить и работать», – отметил Павел Борох, менеджер по маркетингу корпоративных решений в России, Казахстане и Центральной Азии компании Dell EMC. Согласно приведенному им прогнозу среднегодовой темп роста (CAGR) расходов на конвергентные и гиперконвергентные инфраструктуры в течение ближайших пяти лет составит 10%.
Развертывание приложений, ориентированных на использование в облаке (Cloud Native), – одно из требований к системам, вызванное цифровой трансформацией. Другие требования к современным инфраструктурам, сформулированные П. Борохом, – это использование флеш-систем, возможность горизонтального масштабирования, использование программно определяемых решений, а также надежность, отказоустойчивость и ИТ-безопасность.
Гибридная облачная архитектура подразумевает использование публичного облака провайдера и частного облака заказчика, размещенного в его ЦОДе. Конвергентная инфраструктура является кратчайшим путем к построению такого дата-центра. Если клиенту трудно сразу оценить свои потребности в вычислительных мощностях, он может начать работу с одним модулем, а потом по мере необходимости расширять свою инфраструктуру.
Мобильный мир
Новый мир – это мобильный мир. В эпоху цифровой трансформации сотрудники, как правило, не сидят на одном месте в офисе, но при этом должны всегда оставаться на связи. Использование мобильных устройств несет новые возможности для бизнеса, но при этом появляются и новые угрозы информационной безопасности.
У корпоративных пользователей высоки требования к информационной безопасности операционных систем, к возможностям удаленного доступа к ним ИТ-администратора, к управлению политиками безопасности, к тому, что называется MDM (Mobilе Device Management). И компания Samsung откликнулась на этот запрос рынка. Все модели ее смартфонов и планшетов, выпускаемые в 2017 г., будут иметь встроенную аппаратную платформу безопасности и управления Knox, предназначенную для защиты корпоративных данных. Специальный регистр определяет, были ли несанкционированные изменения в ОС, а если были, то он «пережигается» без возможности отката устройства. К такому же результату приведут попытки рутирования устройства.
Отдельный продукт Knox Workspace – рабочий контейнер, изолирующий корпоративные приложения от личных. Контейнер устанавливается на мобильный телефон сотрудника, активируется и управляется корпоративным MDM. Ключ шифрования для Knox Workspace хранится в TrustZone – полностью изолированной аппаратной области смартфона. Если устройство пытаются взломать, то доступ к Knox Workspace блокируется. Используются также усиленные методы аутентификации пользователей.
Контейнер совместим с ведущими MDM-решениями, такими как Airwatch компании VMware или XenMobile от Citrix. При этом обычные приложения Android могут работать в Knox Workspace без каких-либо изменений, но совместное использование данных корпоративными и личными приложениями регулируется ИТ-администратором компании.
Компания Samsung создала облачное EMM-решение (Enterprise Mobility Management) Knox Premium, работающее с безопасным рабочим контейнером, которое предоставляет богатый набор политик безопасности, возможность управления потерянными устройствами, их удаленной блокировки и сброса, отчет о местоположении устройства.
Samsung также выпускает на платформе Knox специализированные кастомизированные устройства со строго ограниченным числом функций, например, работающие в режиме киоска.
Доставка приложений: везде и вовремя
Цифровой бизнес подразумевает снижение стоимости транзакций, гибкость предлагаемых рынку продуктов. Значительно сокращается цикл их разработки. Продукты должны становиться более открытыми, иметь стандартные интерфейсы, позволяющие связать их с системой заказчика. Информацию нужно доставлять из разных источников, собирая ее на разных платформах, причем вовремя, а не тогда, когда уже ничего изменить нельзя.
Свои услуги и инструменты в области трансформации бизнеса предлагает компания Citrix, в том числе решения для доставки приложений, мобильности, обмена данными в сети компании-заказчика и обеспечения их безопасности. Одно из решений – использование Citrix Cloud, в котором облако на платформе Microsoft Azure предоставляет вычислительные ресурсы, а компания Citrix – сервисы. Клиент приходит на портал и выбирает нужные ему сервисы из Citrix Cloud на Azure Marketplace.
Решения Citrix XenApp и XenDesktop Service позволяют заказчикам сохранить в облаке полный контроль над приложениями, политиками и пользователями, обеспечивая возможность работы на любом физическом мобильном или стационарном устройстве. А технология Citrix HDX оптимизирует процесс виртуализации, обеспечивая близкую к реальным устройствам производительность удаленных десктопов для пользователей, в том числе при использовании насыщенных графикой 3D-приложений.
Леонид Майзенберг, архитектор Citrix Systems, особо подчеркнул эффективность решений компании в области интернета вещей для обучения и медицины. Citrix Octoblu позволяет создать «умное» пространство для больных, автоматизировать рабочие процессы по уходу за пациентами, упростить оказание им помощи, сделать более комфортным взаимодействие врачей с технологиями.
Цифровая трансформация – российский путь
В нынешнем неспокойном мире, где продолжается война санкций, государство поднимает проблему цифрового суверенитета и продвигает программу импортозамещения, что особенно важно для предприятий, деятельность которых критична для функционирования органов государственной власти и экономики страны.
«Если есть риск санкционного давления, в компании следует использовать только российское ПО», – уверен Сергей Члек, директор по продажам компании «Росплатформа». Предложенная им схема импортозамещения проста – на выпущенное российскими производителями «железо» ставится платформа виртуализации и хранения данных «Росплатформа», на базе которой развертываются созданные отечественными же производителями операционные системы и прикладные программы.
Конечно, к российским компьютерам есть много вопросов – особенно к их элементной базе, но в целом, если не вдаваться в споры о понятии «российское», такая схема работает (к примеру, на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь»).
Есть и другой путь импортозамещения – использование продуктов open source, но они требуют хорошей поддержки. «Без сопровождения специалистов такие решения не работают, а если и работают, то недолго», – считает С. Члек.
* * *
Как подчеркивалось в аудиториях конференции Cloud & Digital Transformation, хотя половина компаний и согласна с тем, что большинству организаций нужна цифровая стратегия для бизнеса, почти каждый четвертый руководитель сомневается в целесообразности большого внимания к цифровым технологиям. Но стремительно меняющийся мир день ото дня сокращает число таких скептиков. Иначе не выжить.