Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Наталия КИЙ  16 мая 2017

«Связь» без лидеров

«Просто вы дверь перепутали, улицу, город и...». Не хочется продолжать строки Окуджавы, когда идешь по павильонам 29-й выставки с новым–старым названием «Связь». 

Который год, отправляясь сюда, начинаешь помимо воли искать в экспозиции «плюсы» и те «минусы», которые еще можно трансформировать в противоположный по значению знак. Похоже, так делают более 300 компаний, которые занимают экспозиционные площади в «Экспоцентре» на Красной Пресне.

Ты чья, «Связь»?

  

Этот дурацкий вопрос одолевает, когда читаешь состав участников на сайте международной выставки, листаешь официальный путеводитель (как будто есть претенденты выпустить неофициальный, как в былые времена) и проходишь по китайским кварталам. Из 322 участников выставки 111 (больше трети!) – компании из Поднебесной. 204 компании значатся как российские: если исключить из них непрофильных экспонентов в виде журналов, порталов и издательских домов, останется, по моим подсчетам, 190 отечественных стендов. И кое-где в списке участников мелькают одиночные Иран, Индия, Турция, Великобритания, Финляндия, Словения, Литва, Кипр, США, даже Япония и Сингапур, по пару раз Италия, Франция, Германия, Беларусь, Испания и Израиль, Южная Корея. Но все равно, как ни считала, даже с учетом национального павильона Азербайджана обещанных организаторами на открытии 27 стран-экспонентов насчитать не смогла. А страновое доминирование на «Связи» очевидно – Россия и Китай. Так что замечания про «пора учить китайский» несут в себе все меньше иронии.

Ты про что, «Связь»?

Всего два задействованных в экспозиции павильона (против семи в золотые времена, свидетельствуют о небольших по преимуществу стендах более 300 участников. Но не это главное.

Большая часть площадей отдана компаниям, представляющим средства связи, инструменты для создания инфраструктуры связи, интеграторские решения, программное обеспечение, дата-центры – последние два новые для выставки направления. Конечно, приятно видеть внушительные экспозиции старожилов российского рынка «Натекса», «Информсвязи», обновляющегося «Мориона». Однако интеграторов из топ-10 российского рынка в экспозиции обнаружить не пришлось, как и лидеров рынка дата-центров. Как и крупных зарубежных поставщиков сетевого оборудования для операторов связи, что строят сети 4-го и 5-го поколений. Давно нет здесь и самих операторов связи, которые передают в руки пользователя новые технологии и возможности бизнеса, предоставляя массовые услуги телекоммуникаций.

  

Если связь рассматривать по прямому назначению – как услугу, то этой ее стороне на выставке отдают должное только спутниковые поставщики услуг, из года в год мужественно хранящие верность месту: ГП «Космическая связь», «Газпром – Космические системы», «Интерспутник», Eutelsat. Одно из объяснений – близость выставки «Навитех» и навигационного форума, проходивших в смежных со «Связью» залах. В этом году – еще и 50-летний юбилей ГПКС. Один из последних проектов «Космической связи» – предоставление спутникового широкополосного доступа в интернет в Ка-диапазоне, история которого в России началась пять лет назад, а в ГПКС – с 2015 г. Система высокоскоростного доступа в сеть организована на базе космических аппаратов «Экспресс-АМ5/АМ6» (с соотношением абонентов по спутникам 86% и 14%) и оборудования VSAT с участием партнеров, в частности, группы компаний Altegrosky. Как сообщили заместитель гендиректора ГПКС по инновационному развитию Евгений Буйдинов и гендиректор Altegrosky Сергей Пехтерев, в клиентской базе спутниковой системы высокоскоростного доступа превалирует сектор В2С, емкость начала загружаться после 50%-ного снижения цен в сентябре 2016 г., в результате чего рост абонентов за прошлый год составил 100%. На каждую из 3 800 станций VSAT в проекте приходится около 50 пользователей.

   

Ты когда, «Связь»?

Перенос традиционных, неизменных в течение десятилетий сроков проведения выставки со второй декады мая на последнюю декаду апреля – еще один аргумент не в ее пользу. Значит, на привлекательные майские дни у «Экспоцентра» нашелся более выгодный клиент (скорее всего, выставка «Металлообработка—2017», занимающая восемь павильонов). Или «Связи» пришлось подстраиваться под интересы и возможности других участников Российской недели высоких технологий, в рамках которой она организована.

Не сказать, что все участники, сателлиты, а в итоге и посетители оказались в выигрыше. Изменение сроков поколебало такую надежную в последние два года опору деловой программы выставки, как Большой медиакоммуникационный форум. Его организатор РАЭК (Ассоциации электронных коммуникаций) двумя днями ранее проводил в Подмосковье 21-й «РИФ + КИБ» и на взгляд участников, да и по признанию директора Сергея Плуготаренко, был уставшим. Это выразилось в неэнергичности и немногочисленности спикеров, вяловатых дискуссиях и пустоватых залах форума. Между РИФом и коллегией Минкомсвязи в начале мая выставка «Связь» по собственной воле стала проходным событием и для РАЭК. Что, признаем, не повлияло на уровень доклада С. Плуготаренко, отточенного перед интернет-общественностью и потом блеснувшего актуальностью и системным подходом на итоговой коллегии профильного ведомства. В нем было то, чего не хватало программе выставки, да и коллегии – цифры с анализом, тренды, прогнозы, сценарии с оценкой.

Ловя попутный ветер, РАЭК разумно отказался считать Рунет и одним из первых начал считать цифровую экономику, при этом почти механически распространяя этот термин на интернет-рынок. Поэтому вклад цифровой экономики (читай: интернет-рынка) в ВВП страны оценен в 2,8%, 19% ВВП формирую интернет-зависимые рынки. По версии РАЭК, структура вклада цифровой экономики в экономику России такова: цифровой контент – 63 млрд руб.; электронная коммерция – 1 238 млрд руб.; маркетинг и реклама – 171 млрд руб.; инфраструктура и ПО – 2 000 млрд руб.; кадры – 2,3 млн работников. При этом отдельно посчитанный вклад в ВВП мобильной экономики с учетом косвенного влияния, по данным РАЭК и OC&C Consulting, составил 3,7% в 2016 г. ($ 48,2млрд), а темпы ежегодного роста мобильной экономики составят 10,7%. С учетом одного из самых дешевых доступов в интернет в мире, 50%-ного проникновения смартфонов, 5-го места в мире по объему скачиваемых приложений и – добавила бы я – общей лености населения, не склонного к хлопотам по обладанию частной собственностью Россию ждет ускоренная уберизация разных сфер жизни.

Если верить данным РАЭК, наша страна неплохо выглядит на мировом фоне. Вклад цифровой экономики в ВВП США в 2016 г. оценивается в 5,4%, Индии – в 5%, Китая – в 6,9%. Причем в Китае ожидается взрывной рост в цифровом секторе, который к 2035 г. будет формировать около половины ВВП и охватывать 400 млн человек: к примеру, только китайская бизнес-платформа для электронных платежей Alibaba генерирует более 31 млн рабочих мест. Есть основания для динамичного роста цифровой экономики и в США, где 6 млн американцев могут быть отнесены к самозанятому населению, работающему через цифровые платформы.

* * *

Отвлекаясь от высоких материй мировой экономики и возвращаясь на грешную землю отечественной выставочной деятельности, хочется попросту сказать организаторам и статусным государственным покровителям выставки «Связь», которую продолжают называть крупнейшей в Восточной Европе выставкой продуктов и решений в сфере ИТ и телекома: сделайте же что-нибудь! Чтобы форум соответствовал сектору, чтобы был хотя бы его зеркалом, а потом нашел бы силы вернуться в статус индикатора и драйвера. Или на худой конец смените название на «Средства связи» или «Для связи» – так будет честнее. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!