Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2017
Назар ГОЛОВКОВ  14 июня 2017

Не подрядчик, а партнер

О драйверах передачи операторских сетей в управление вендорам и о деталях этого процесса – Назар ГОЛОВКОВ, эксперт по сервисным решениям Huawei.

Назар ГОЛОВКОВ

С конца нулевых годов бизнес телекоммуникационных компаний во всем мире ощутил на себе действие факторов, затрудняющих его дальнейшее развитие. В этих условиях операторы связи стали осознавать потребность в оптимизации операционных расходов, их большей предсказуемости. Появилась заинтересованность в повышении эффективности организационной структуры компании, качества услуг, предоставляемых пользователям, в ускорении темпов вывода новых продуктовых предложений на рынок.

Одним из способов решения всех названных задач стала передача части рутинных технических функций эксплуатации сети на аутсорсинг. Понятно, что на это решились далеко не все операторы. Многие не смогли преодолеть опасения потерять контроль над сетью и ее управляемостью как раз в тот момент, когда рынок диктует новые требования. Но это не помешало поставщикам услуг аутсорсинга эксплуатации сетей развиваться и совершенствовать свои методики, подходы и платформы на опыте тех операторов, которые справились со страхом неизвестности. И на определенном этапе произошел выход на новый уровень: модель отношений между оператором и поставщиком услуг аутсорсинга вместо классической «заказчик – подрядчик» стала партнерской. Так появились управляемые услуги, Managed Services, тщательно продуманные для того, чтобы снять обеспокоенность партнера.

Крупные поставщики телеком- и ИТ-оборудования и решений стремятся развивать средства автоматизации этого направления своей деятельности и продолжают его поддерживать. Так, компания Huawei ежегодно инвестирует порядка $1 млрд в год в проработку платформ, позволяющих автоматизировать большинство процессов, в создание центров экспертизы.

Была проработана многоуровневая структура управляющего комитета, состоящего из представителей оператора и вендора. Создана и система ключевых показателей, по которым можно оценить качество управляемых сервисов, – KPI и KQI. Первые относятся к функционированию сети оператора, а вторые – это показатели качества услуг для конечного абонента. Иными словами, KQI показывают не только то, как прошел хендовер с одной базовой станции на другую, а насколько быстро у абонента скачивается ролик с YouTube или сколько времени занимает загрузка веб-страницы.

Показателей KPI и KQI может быть довольно много, в последних проектах Huawei их было около 200. Как правило, их задает оператор, но механизмы оценки показателей прорабатываются им совместно с вендором-партнером, поскольку показатели в модели управления оператора немного отличаются от тех KPI и KQI, которые ему нужны при переходе на аутсорсинг.

В модели Managed Services есть различные механизмы контроля оператора за деятельностью партнера. Эта модель чаще всего подразумевает перевод технического персонала оператора в структуру вендора, а у себя оператор оставляет подразделение, в функции которого будет входить контроль. Также в Managed Services предусмотрены механизмы аудита, либо полного, либо выборочного, в зависимости от передаваемых функций и желания заказчика. Безусловно, в каждом случае определяются и прорабатываются механизмы выставления штрафов, а для того, чтобы дополнительно мотивировать поставщика не просто выполнять, а повышать показатели KPI, предусматриваются премии.

Ну и, наверное, самое главное для оператора – это проработка условий выхода из проекта. И если по каким-то причинам проект прекращается, это происходит в соответствии с оговоренной процедурой и с заранее определенными коммерческими условиями выхода. Сначала выявляется причина выхода, потом выполняются заранее прописанные условия. Так, в процедуре определено поэтапно, как будет организован переход персонала обратно к оператору, перевода основных средств. Но могу сказать, что у компании Huawei, на долю которой приходится 30% мирового рынка Managed Services, не было ни одной истории отказа операторов от продолжения сотрудничества.

Сроки перевода основных средств и персонала оператора на Managed Services очень индивидуальны и зависят от объема передаваемых функций. В среднем требуется два-три месяца на подготовку и три месяца на непосредственно сам процесс перехода, т. е. около полугода. По опыту могу сказать, что сам процесс проработки проекта аутсорсинга дает дополнительные плюсы оператору, позволяя ему взглянуть на свою организационную структуру со стороны. Одним из этапов подготовки проекта является процедура due diligence, предварительного аудита, который может выявить определенные недостатки в процессах.

Сегодня операторы связи все активнее вовлекаются в процесс цифровой трансформации, которая требует от них больше гибкости в разработке и выводе на рынок новых продуктов и сервисов. Уже наметился тренд на передачу вендору полного цикла управления сетью, начиная от планирования и строительства сети до ее эксплуатации и оптимизации. И поскольку такой подход позволяет операторам концентрироваться на бизнесе, а вендорам – привнести дополнительную эффективность в передаваемый объем работ, этот тренд будет только расти.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!