Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
06 октября 2017

Увидеть все и сразу

Аналитика дает возможность оценить ситуацию мгновенно: достаточно взглянуть на те или иные показатели в графическом виде. Об этом – Григорий Гинзбург, руководитель Центра компетенций «Здравоохранение» ГК Softline.

– Аналитическое обеспечение информатизации здравоохранения сталкивается с двумя проблемами – недостаточной востребованностью систем аналитики и недостатком квалифицированных или как минимум заинтересованных специалистов, способных задавать системе «правильные» вопросы. Без корректной постановки задачи любая аналитическая система бесполезна: она является лишь инструментом и не работает без участия человека. Руководители здравоохранения как заказчики должны сформулировать, что именно они хотят анализировать и какой результат хотят получить от такой системы.

Невостребованность аналитики связана в том числе и с тем, что для нужд здравоохранения в первую очередь закупаются медикаменты, оборудование, а со стороны ИТ – МИС, ЛИС или экспертные системы. Решения, связанные с аналитикой, закупаются по остаточному принципу.

– Григорий, как вы считаете, какие структуры должны инициировать превращение статистики и мониторинга в аналитику?

– Такими структурами должны быть органы управления, т.е. департамент, министерство здравоохранения или МИАЦ (медицинский информационно-аналитический центр). Именно министерство ставит МИАЦам задачи по подготовке отчетности, анализу первичных и статистических данных.

В редких случаях инициатором превращения статистики и мониторинга в аналитику может быть главный врач, который хочет понимать, какую позицию занимает его медорганизация относительно других. Как правило, это связано с наличием набора показателей, по которым он обязан отчитываться. Благодаря аналитической системе он имеет возможность сравнивать показатели своей организации с другими, использовать результаты анализа для принятия управленческих решений или для красивого отчета перед руководством.

– Какая аналитическая информация необходима для регулирования информатизации здравоохранения, нормативного правового обеспечения этой сферы деятельности на уровне отрасли, региона, отдельного МИАЦа, ЛПУ?

– В первую очередь необходим анализ использования всей совокупности ИТ-ресурсов в ЛПУ, в регионах и на федеральном уровне. В каждом регионе создается огромное количество информационных сервисов, различных систем, баз данных, модулей и т.д. Часть из них используется активно, часть – время от времени, а некоторые не используются никогда. Существуют реестры систем, но никто не анализирует, кто и как их использует. Это касается анализа использования не только систем, но и инфраструктуры – сетей, ЦОДов и т.д.

По итогам такого исследования можно будет сделать вывод о том, как использовать системы более эффективно, поскольку многие из них дублируют друг друга. Или, например, свежепостроенный ЦОД может быть загружен лишь на 10% своих возможностей, в то время как небольшая серверная – на 100%, что в любой момент грозит ее отключением.

–Расскажите, о специфике анализа данных о показателях здоровья пациентов в системах поддержки принятия врачебных решений.

– Основная специфика в СППР заключается в том, что решение всегда принимает врач. Система способна снизить риск возникновения ошибок, связанных с человеческим фактором: врачебные, допущенные по невнимательности, от усталости и т.д. Также система позволяет повысить точность диагностики, оставляя решение за врачом.

– Если говорить об аналитике для телемедицины: каких данных и инструментов не хватает?

– На рынке не хватает прежде всего сертифицированных устройств для оказания телемедицинских услуг и специализированных систем, которых, в отличие от МИС, пока крайне мало.

– Для каких сфер здравоохранения наиболее актуально использование технологии больших данных?

– Одна из важнейших возможностей Big Data – анализ колоссального объема данных и выявление закономерностей. Например, существует региональный архив медицинских снимков. Технологии Big Data способны «просматривать» весь этот архив и выявлять на основе анализа данных пациентов с подозрением на те или иные заболевания. Такие пациенты впоследствии могут быть приглашены на прием к профильным специалистам. Также есть возможность выявлять тенденции по заболеваемости на разных уровнях – региональном или федеральном.

– Какие аналитические данные и процессы требуются для нормативного правового обеспечения информатизации здравоохранения и стандартизации?

– Медицинские учреждения ежегодно сдают «Медстат» – государственную медицинскую статистическую отчетность, которая содержит в себе обезличенные статистические данные по всей стране. Показатели, входящие в «Медстат», меняются Минздравом практически ежегодно.

Нельзя сказать, что медицинское сообщество удовлетворено такой формой отчетности. В частности, нередко можно услышать, что от «Медстата» пора отказываться в пользу статистической обработки и анализа первичной информации.

С одной стороны, сам переход к анализу первичной информации декларируется Минздравом; с другой стороны, пока этот переход официально никак не закреплен, и на сегодняшний день в рамках всей страны ни информационные системы, ни люди не готовы к такому переходу.

Обязательным условием для перехода к такой схеме работы является сбор достоверной и полной информации в МИС на локальном, региональном и федеральном уровнях. Таким образом, в единый федеральный сервис отправлялось бы 100% актуальных и прошедших проверку данных из регионов, используя которые Минздрав мог бы формировать отчетность буквально одним нажатием кнопки. К сожалению, это неосуществимо в текущих реалиях, когда даже «Медстат» не всегда содержит достоверную информацию, а данные, содержащиеся в нем, зачастую подгоняются вручную.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!