Rambler's Top100
Статьи
Михаил КУЗНЕЦОВ  30 августа 2018

Ориентир на риски меняет российское образование

Растет вариативность запросов рынка, меняются программы вузов. Программа «Цифровая экономика» выдвигает новые запросы к образовательной системе. В последние годы все чаще говорят о риск-ориентированном подходе к образованию — но что это такое?

Согласно данным Росстата, на начало учебного года 2017/2018 в средних школах обучались 15,7 млн детей. По сравнению с 2016, количество школьников выросло на 3,2% (это 486 000 человек). В 2015 году появилась законодательная инициатива (294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), повернувшая подход к регулированию частных и государственных организаций на «риск-ориентированность». В 2016 году постановление «о применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля» прокомментировал Председатель Правительства Дмитрий Медведев: «Суть состоит в том, чтобы направить основное внимание контрольно-надзорных органов туда, где риск нарушений очевидно выше. Это должно избавить добросовестных представителей бизнеса от излишней административной опеки… Это, действительно, часть масштабной работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций государства. Документы готовились с участием бизнес-сообщества и членов Экспертного совета».

Этот документ призывал при проверках и контроле ориентироваться на реальные данные. С 2018 года на новую модель переходят все контрольно-надзорные органы: к примеру, Федеральная антимонопольная служба в феврале 2018 года перешла к новому принципу проверок. Теперь антимонопольная служба ориентируется на категории риска компании, и в зависимости от этого приходит с проверками. Категорий риска три: средний, умеренный и низкий. В данном случае, они зависят от объёмов выручки и сферы деятельности. Федеральному регулятору несложно получить все необходимые данные для ранжирования организаций.

Базовое понятие документа трактуется следующим образом (по сравнению с ГОСТ 2011 года никаких изменений не произошло): «Риск – это следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей». Очевидно, что подобная формулировка носит максимально общий характер, поэтому в качестве дополнения приводится ряд примечаний.
  1. Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение (позитивное или негативное) от ожидаемого результата или события.Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т. п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).
  2. Риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий или их сочетания.
  3. Риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения обстоятельств) и соответствующей вероятности.
  4. Неопределенность — это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его последствий и их вероятностей.
В случае образования, всё сложнее. Коммерческие компании можно проверять согласно однозначно сформулированным законодательным нормам, касающимся финансовых показателей, соответствию Трудовому и санитарным кодексам. Конечно, школы (и частные, и государственные) тоже должны быть чистыми, работники должны получать заработную плату, а условия их труда – соответствовать всем нормам. Но всё это не касается самого главного: в школах учат детей, а значит понятие качества работы образовательных учреждений выходит за рамки законодательства.

Кластеры, факторы и школы

В чём цель школьного образования? Подготовка к вузу или развитие личности? Воспитание патриотизма или изучение иностранных языков? Заучивание истории или освоение новых технологий? Ответ на этот вопрос у каждого свой. Но все родители, отдающие ребёнка в первый класс, сходятся в одном: сложно определить, что ждёт их чадо в стенах школы.

Однако новые технологии и риск-ориентированный подход есть не только в контроле бизнеса: сфера образования постепенно тоже открывается нововведениям. Речь не о том, что ученику можно будет сидеть на уроке, уткнувшись в экран смартфона и игнорировать учителя. Изменится сам подход к урокам и даже к проверкам в школах.

Конечно, есть образовательный стандарт (ФГОС от 1.03.2012), согласно которому в качестве целей общего среднего образования понимается освоение ребёнком классических школьных предметов и дисциплин, физическое и нравственное развитие. Во всём мире – Россия не исключение – всегда почитали учителя, как человека, несущего детям знания и вдохновляющего их на открытия и самостоятельный поиск своего пути – о какой бы сфере жизни ни шла речь.

Поэтому ранжировать школы исключительно на основании результатов учеников на экзаменах не всегда корректно: может, детей просто «натаскивали» к сдаче ЕГЭ и ГИА? К тому же, таком случае многие учителя просто вынуждены делать акцент исключительно на этом в ущерб всему остальному: лишние проверки из образовательных комитетов отнимают силы и время.

Риск-ориентированный подход основан на оценке и статистике: специалисты предлагают ранжировать школы исходя из определённых показателей. Эту процедуру можно сделать автоматизированной.

Технологии для оценки рисков

Уже создаются информационные системы, которые реализуют риск-ориентированный подход. Работают они следующим образом. Для начала формируется список образовательных организаций, после чего в открытом дискуссионном режиме собираются показатели, на основе которых будет проводится анализ. Это могут быть результаты экзаменов, количество медалистов, родительские и детские оценки, финансовое состояние заведения или любые другие данные, которые возможно подсчитать. Все эти показатели применяют к каждой школе.

Дальше система автоматически проводит кластерный и факторный анализ, на основе которых рассчитывают те самые риски. В итоге, образовательные организации относят к категориям, и если какой-то школе действительно нужна помощь или проверка, то на неё точно обратят внимание. Напротив, успешную лишний раз проверять не будут: если учителя справляются с задачами, а ученики и их родители всем довольны, то и мешать им не надо – такой подход хирургически аккуратен.

Применение подобных аналитических систем позволит выявить, какие параметры и факторы могут оказаться ключевыми. То есть, какие характеристики учебного процесса или обеспеченности школы влияют на образовательный результат в первую очередь, а какие не так важны. Большой пул актуальных данных – огромное поле для исследований и достаточная доказательная база для ответов на вопрос: «Что больше влияет на результаты обучения, образование педагогов в школе, возраст компьютеров или количество детей в классе?». Такая методика облегчит поиск проблем: имея все данные на все уровнях, можно достоверно сделать вывод, школа виновата в низкой успеваемости, район или, может быть, это был просто сложный экзамен и общий показатель вышел низким? И уже станет понятно, как дальше совершенствовать систему образования.

Оценка рисков — залог прозрачности

Другое преимущество риск-ориентированного подхода в том, что имея все данные в «одном окне», учитель сможет сформировать индивидуальную программу для каждого ученика. Раньше преподавателю для этого нужно было рассчитывать только на свою память и ощущение, а программа была единой. Теперь цифровой подход принесёт с собой некую «демократизацию» и комфорт для обеих сторон образовательного процесса.

Кроме того, в этой единой базе данных будут доступны сведения об инвентаре школ – учебниках, книжном фонде, технических средствах и так далее. Информация о тестах, экзаменах и аттестации тоже будет появляться и храниться онлайн – это упростит работу с ней как ученикам (особенно – выпускникам), так и приёмным комиссиям вузов и средних профессиональных училищ. Оценка коснется и работы педагогов. Система поможет контролировать их квалификацию в открытом для надзорных органов режиме.

Каковы альтернативы?

Риск-ориентированному подходу можно противопоставить так называемое «образование высоких достижений», когда несколько наиболее перспективных, образцово-показательных школ показывают впечатляющие результаты, а остальные «перебиваются», чем могут. Проблема в том, что как бы хороши ни были несколько лучших школ, на всю систему образования в целом это мало влияет. Риск-ориентированный подход позволяет расходовать имеющиеся ресурсы на вытягивание «худших», благодаря чему вся система становится более эффективной.

Риск-ориентированный подход вкупе с IT-решениями могут изменить многое в образовании. Родители получат возможность увидеть все характеристики школы, выбирая место учёбы для ребёнка, а надзорные органы смогут реагировать на действительно существующие проблемы, не создавая трудностей успешным учебным заведениям. Этот подход уже внедряется в некоторых регионах — например, в Петербурге. Движущая сила его внедрения – приоритетная программа реформы контрольно-надзорной деятельности, проходящая в РФ с конца 2016 года и запланированная до конца 2025 года.

Михаил Кузнецов, директор компании «Петербургский ИВЦ» (ГК «Нетрика»)
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!