Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  11 февраля 2019

Искусственный интеллект из облака

Технологии машинного обучения и искусственного интеллекта вошли в повседневную жизнь. Предоставление ИИ по сервисной модели в составе «умных» приложений – новый акцент облачной стратегии компании Oracle.

В 2017 году одно из направлений развития искусственного интеллекта – машинное обучение – находилось на пике завышенных ожиданий кривой зрелости (Hype cycle) перспективных технологий Gartner, причем аналитики прогнозировали выход на плато продуктивности в течение двух-пяти лет. Однако жизнь внесла свои коррективы, и машинное обучение исчезло с графика осенью 2018 года. Это уже не перспективная, а рабочая технология – ее преимущества стали очевидными и признаны всеми.

Кривая зрелости технологий Gartner

На пике завышенного ожидание по-прежнему находится Deep Learning, более сложная форма машинного обучения, основанная на обучении представлениям, а не специализированным алгоритмам для конкретных задач. Выход на плато продуктивности прогнозируется в течение двух-пяти лет, но и текущие достижения впечатляют. В 2016 году программа AlphaGo DeepMind смогла победить чемпиона мира по игре го, а в 2017-м система искусственного интеллекта Libratus Poker AI выиграла  у профессиональных игроков в покер. В автономном автомобиле работает множество моделей искусственного интеллекта: одни различают дорожные знаки, а другие – переходящих улицу пешеходов и т.п. Системы Deep Learning добавляют цвет к черно-белым фото и видео, пишут в стиле заданного автора текст, различают диалекты языка.

Александр Толокольников

«Самая яркая история прошедшего года – превращение нейросетей из чего-то сложного и интеллектуального в простой прикладной инструмент», – начал свое выступление на бизнес-форуме Oracle Modern руководитель департамента цифровых интерфейсов Tele2 Александр Толокольников. А поскольку технологии стали доступны, появилось много платформ, на которых можно собрать приложения, и для них уже сформировался рынок, самый массовый сегмент которого – рынок чат-ботов. Даже простой чат-бот, созданный компанией Tele2, отметил эксперт, позволяет решить половину вопросов клиентов.

Компания МТС использует машинное обучение, чтобы оценить, будет ли вовремя выполнен заказ. При этом задействуются не нейронные сети, а регрессионный анализ, который позволяет создать интерпретируемую модель и выявить внутренние и внешние факторы (например, курс валют), влияющие на сроки выполнения заказа. «Можно рассматривать эту функцию как augmented intelligence – дополнительный интеллект для сотрудника, который позволяет лучше принимать решения о том, ускорять или замедлять поставку», – пояснил директор департамента логистики МТС Шамиль Хайретдинов.

«Увеличение ваших аналитических возможностей на 5% ведет к росту прибыли на 95%», – заявил старший вице-президент Oracle по продажам бизнес-приложений в Европе Леопольдо Боадо. Но для построения точных моделей нужны данные, которые можно собирать в рамках платформ, интегрирующих каналы взаимодействия с клиентами и подрядчиками. Одна из таких платформ – облачная платформа искусственного интеллекта Oracle AI. Три основных ее элемента – собирающие сведения адаптивные интеллектуальные приложения; определяющие, что надо знать клиенту и что делать дальше, системы интеллектуального пользовательского опыта; оказывающие помощь диалоговые агенты. «Мы сопровождаем пользователя во время его путешествия по платформе Oracle. Мы знаем, кто вы, что вам нужно знать, что нужно делать дальше и как помочь», – пояснил Леопольдо Боадо.

Выступает Леопольдо Боадо

Основной подход – интеграция ИИ в имеющиеся приложения, что зачастую незаметно для конечного пользователя. Новые «умные» системы управления ресурсами (ERP) и эффективностью предприятия (EPM) предоставляют расширенные возможности контроля доступа, позволяют по-новому подойти к вопросам автоматизации процессов и управлению эффективностью. «Умные» системы управления человеческим капиталом (HCM) помогают выбрать лучших кандидатов, системы управления цепями поставок (SCM) – выбрать и оценить поставщиков.

Oracle Cloud обеспечивает взаимодействие с 1,5 млрд клиентами в год, а системы клиентского опыта (СХ) делают им целевые предложения и дают рекомендации по продуктам.

«Интеграционная шина от Oracle стоит как крыло звездолета», – посетовал директор по ИТ компании «Уралкалий» Кирилл Епифанов. Но затраты часто окупаются, все зависит от масштабов бизнеса и стоящих перед ним задач. Так, интеграция сервисов на единой цифровой платформе Oracle Commerce позволила оператору Tele2 провести цифровую трансформацию бизнеса и утроить аудиторию.

Язвительная «Алиса» от «Яндекса» понимает  речь и способна вести диалог, системы распознавания покупателей в магазине увеличивают продажи алкоголя, чат-боты выясняют симптомы и оценивают побочные эффекты при приеме лекарств в медицине. «Умные» системы стремительно проникают в нашу жизнь и становятся важнейшей частью стратегии цифровой трансформации компаний. Согласно исследованию Ovum ICT Enterprise Insights Survey, в 2019 году 60% компаний намерены широко использовать ИИ и это только начало.

…Раздается телефонный звонок. Бегу через квартиру и хватаю трубку. Девушка заученным голосом объясняет, что это не реклама и начинает что-то предлагать, четко реагируя на мои реплики. Интересно, на какой платформе реализован этот чат-бот, но еще больше хочется узнать, где взяли мой телефон, и послать девушку куда-нибудь подальше. Но не ругаться же с программой. Хотим того или нет – системы искусственного интеллекта вошли в повседневную жизнь.


 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!