Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2019 |
Александр БАРСКОВ  | 16 ноября 2019 |
ЦОДы – на экспорт
Для оценки успеха того или иного проекта – будь то государственная программа или бизнес небольшого производителя – в качестве одного из ключевых показателей принято считать долю экспорта.
Подход справедливый: если изделия или услуги пользуются успехом за рубежом, значит, они действительно на уровне «мировых стандартов».
Российское государство работает над созданием условий для развития экспорта. На это нацелена утвержденная Правительством РФ в августе 2019 г. Стратегия развития экспорта услуг. Она рассчитана на период до 2025 г. и предполагает увеличение объема экспорта до $100 млрд. В документе рассмотрены различные группы услуг: транспортные, туристические, строительные, финансовые, медицинские, образовательные и пр. Объемный раздел посвящен услугам в сфере ИКТ. Их экспорт – в соответствии с целевым сценарием развития – должен в 2025 г. достичь $12,15 млрд, а его доля в общем объеме – увеличиться до 12% (в 2017 г. она была равна 8%).
Основную долю в экспорте ИКТ-услуг составляют компьютерные услуги, которые связаны с созданием и внедрением ПО, обработкой и хранением данных, разработкой и размещением веб-страниц и т.д. Объем экспорта таких услуг в 2017 г. достиг своего исторического максимума – $3,4 млрд – и вырос по сравнению с 2001 г. в 35 раз. В сегменте компьютерных услуг наиболее перспективным экспортным кластером разработчики Стратегии видят российскую индустрию ПО.
А что же экспортные показатели нашей индустрии хранения и обработки данных? В целом объем российского рынка услуг коммерческих ЦОДов в 2017 г., по данным iKS-Consulting, составил около $380 млн. А экспорт оценивается аналитиками максимум в $10 млн, т.е. 0,3% общего объема экспорта компьютерных услуг. Весьма скромная цифра.
Впрочем, в доходах некоторых ЦОДов в отдельные периоды времени экспортная выручка доходит до 50%. В основном она идет от зарубежных поставщиков сервисов, которые, стремясь «быть ближе» к российским пользователям, используют инфраструктуру российских дата-центров. Но когда такой поставщик наращивает свой бизнес в России, он зачастую начинает вести его через местную компанию, и тогда получаемые от него деньги перестают быть «экспортными». Таким образом, с развитием рынка этот вид экспортных поступлений может даже сократиться.
Стабильный поток средств от экспорта возможен только тогда, когда ИКТ-сервисы российских разработчиков будут востребованы за рубежом. За сервисами подтянется и инфраструктура. Для их качественного предоставления необходимы будут ЦОДы, приближенные к зарубежным заказчикам. И это станет отличным шансом для выхода российских операторов ЦОДов на международный уровень. Но для глобальной конкуренции надо сначала накопить мощь внутри страны. Так что будущий успех в экспорте определяется текущей работой по развитию внутреннего рынка. А здесь еще поле непаханое.