Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Владимир КАРАГИОЗ  10 марта 2020

Как оказаться в мультиоблаке

К переходу на мультиоблачные решения компании подталкивают разные факторы – и наличие теневых ИТ, и стремление обеспечить гибкость и отказоустойчивость своей ИТ-инфраструктуры, а также ее территориальную близость к пользователю.

Что такое мультиоблако?

Российский рынок мультиоблачных решений с некоторой задержкой повторяет глобальную траекторию практически повсеместного перехода на мультиоблака – по данным международных исследований, это сделали уже 84% крупных компаний. Исследовательская и консалтинговая компания Gartner называет мультиоблако одним из четырех больших облачных трендов в 2020 году.

Мультиоблачность – это подход, при котором задействуется более одного облачного сервиса от нескольких облачных провайдеров, публичных или частных. Организации обычно развертывают мультиоблачные среды для решения определенных ИТ-задач или достижения бизнес-целей. Например, они могут стремиться к повышению гибкости, снижению затрат на ИТ-сервисы, уходу от жесткой привязки к поставщику решений либо использованию облачных услуг местных операторов (последнее особенно актуально для глобальных компаний, поскольку один облачный провайдер может быть не в состоянии охватить все регионы присутствия организации, либо предлагаемый ею функционал варьируется от региона к региону). Бизнес-цели могут включать стимулирование и ускорение инноваций, запуск новых усовершенствованных услуг и в конечном счете увеличение прибыли, завоевание большей части рынка и потребительских симпатий.

Мультиоблако – это не только стратегия, но и выбор ресурсной базы, поэтому важно четко понимать, с чем вы имеете дело. Для этого необходимо провести учет своей текущей инфраструктуры, как физической, так и облачной. Кроме того, нужно оценить свои вычислительные потребности, чтобы решить, достаточно ли тех мощностей, которые у вас есть, или же пришло время нарушить статус-кво ради другой комбинации систем, которая даст лучший результат, и включить дополнительные частные или публичные облака от разных поставщиков.

Мультиоблако может представлять собой смесь компонентов публичного и частного облаков. Первые предоставляются сторонними поставщиками вроде Amazon Web Services, Microsoft Azure, Google Cloud Platform, Alibaba Cloud, IBM Cloud и др. Под частным облаком обычно понимается внедрение облачных технологий внутри компании или в контролируемых ею дата-центрах для того, чтобы сделать вычислительные ресурсы доступными в рамках всей организации, независимо от местоположения.

Пример мультиоблачного решения: компания вкладывается в расширение облачной инфраструктуры. Она уже перешла от серверов на «голом железе» к виртуализированным рабочим нагрузкам и теперь присматривается к публичному облаку, но не для всего подряд, а лишь для одного клиентского приложения с часто меняющейся аудиторией активных пользователей. Изучив рынок, организация выбирает облачного провайдера, который подходит ей по ряду параметров – SLA, безопасности и уровню доступности сервисов, – чтобы разместить на его мощностях свое приложение. Все проходит успешно, и компания довольна своим выбором. Но со временем клиенты начинают запрашивать новые функции, которые есть только в проприетарном приложении какого-то другого поставщика. Для интеграции этих функций нужно не только приобрести данную платформу, но и разместить ее в публичном облаке поставщика платформы, если компания хочет сохранить масштабируемость. В итоге у нее образуется мультиоблако.

Причины перехода

К мультиоблаку организации приходят по разным причинам. Это может произойти в том числе и непреднамеренно: через так называемое теневые ИТ или через привязку к публичным/частным облакам тех или иных корпоративных приложений. Другой причиной может стать желание реализовать дополнительную защиту от сбоев или улучшить пользовательский опыт. В любом случае для большинства современных организаций переход на мультиоблако либо уже свершился, либо вот-вот произойдет (уже включен в бюджет и план на следующий, а то и на нынешний год). Рассмотрим основные причины:
  • Теневые ИТ все чаще становятся фактором появления мультиоблака. «Железо» и софт, развертываемые подразделениями компании независимо от головной ИТ-команды, в определенный момент могут потребовать больше внимания и контроля. И о миграции инфраструктуры и данных на основную систему (давайте представим, что мы говорим о публичном облаке) здесь не может быть и речи. Поэтому все эти «теневые» ИТ-системы просто агрегируются в состав уже имеющегося корпоративного облака, что приводит к возникновению мультиоблака.
  • Гибкость. Невозможно найти какое-либо одно облачное решение, которое идеально подойдет для всего. Хостинг проприетарного приложения лучше всего выполнять в соответствующем проприетарном облаке, при архивации данных на первый план выходит цена облачных сервисов, а для задач с резкой сменой нагрузки – масштабируемость.
  • Территориальная близость. Чтобы сократить время отклика облака на запросы пользователей, находящихся за многие тысячи километров от основного дата-центра компании, часть рабочих нагрузок можно вынести на мощности региональных облачных провайдеров, расположенных гораздо ближе к конечному пользователю. В этом случае сервисы предприятия могут сохранить высокую доступность, а также будут соблюдены законы о суверенитете данных, которые все активнее принимаются в разных странах мира.
  • Отказоустойчивость. Мультиоблако помогает защититься от последствий серьезных аварий, позволяя организовать доступное и хорошо масштабируемое резервное копирование данных, рабочих процессов и систем на случай выхода из строя основного облака.
В результате сегодня компании на российском рынке для разных видов нагрузок задействуют разные публичные и частные облака. Мультиоблачная стратегия позволяет им выбрать оптимального на данный момент по цене поставщика облачных услуг, добиться независимости от технологий конкретного облачного провайдера и обеспечить доступ к динамическим вычислительным возможностям в дополнение к собственной инфраструктуре.

Среди факторов, характерных для России, следует отметить ограничения, связанные с законом «О персональных данных». Сегодня, пока гиперскейлеры не открыли собственные дата-центры в России, для большинства компаний гибридное облако наиболее целесообразно.

Дизайн или редизайн приложений для работы в мультиоблачной среде потребует от архитекторов и специалистов по DevOps навыков работы с современный инструментарием разработки, тестирования и развертывания приложений, новых архитектурных навыков, например построения микросервисных архитектур. 

Linux и контейнеры – те самые технологии, которые размывают привычные границы облаков, превращая мультиоблачные и гибридные среды из теоретической абстракции в повседневную реальность. При этом, разумеется, законодательные требования, отраслевые и внутрикорпоративные нормы накладывают некоторые ограничения, поэтому многим отечественным компаниям будет непросто пройти фазу гибридного облака.

Владимир Карагиоз, руководитель группы архитекторов по решениям, Red Hat
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!