Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2008
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  04 марта 2008

Барселона в ритме Mobile World Congress

В сутках, как известно, 24 часа. Современному человеку их катастрофически не хватает. Бешеный темп жизни ведет к «всеобщей мобилизации». Интернет, развлечения, широкополосный доступ – таковы вызовы мобильного мира, собравшегося в феврале в столице испанской Каталонии на Mobile World Congress (MWC).

БарселонаДа, именно так: 3GSM Congress с этого года называется Всемирным мобильным конгрессом. Смена вывески отражает сложившиеся реалии: ведущие игроки рынка заняты строительством всепроникающих мобильных экосистем, в которых человеку будет удобно, а технологии (будь то GSM, CDMA, 3G/UMTS) лишь одна из их со-ставляющих.

Из средства голосовой коммуникации мобильная связь превращается в способ мгновенной доставки практически любой информации в любую точку планеты. Связь, работа, финансовое обслуживание, развлечения, творчество, общение – все это умещается в заднем кармане брюк, дамской сумочке, рюкзачке первоклассника. Но мобильность не ограничивается каким-то одним устройством, технологией или услугой – она приобретает всеобъемлющий характер.

Об эволюционном характере происходящих у нас на глазах изменений говорили на конгрессе много.

К.-Х. СванбергК.-Х. Сванберг, президент и СЕО Ericsson, напомнил три события, которые изменили мир телекома: мобильная революция, широкополосный доступ в фиксированных, а теперь и в мобильных сетях, плавный переход к которому, по словам главы Ericsson, может обеспечить технология HSPA, представляющая собой естественную эволюцию стандарта GSM/WCDMA, а затем и LTE. Наконец-то операторы реализуют свою мечту о мобильном широкополосном Интернете – присоединяется к нему глава Vodafone A. Сарин. С. Трухильо, гендиректор австралийской Telstra, запустившей в коммерческую эксплуатацию сеть NEXT G, говорит о новой эре в телекоммуникациях, поскольку доходы от трафика данных превысили доходы от SMS.

Мобильный Интернет, мобильное ТВ – это уже сегодня.

Но не везде. В зависимости от территории, уровня экономического развития, открытости общества, ментальности возможны разные уровни потребления мобильных услуг. Учитывая это, игроки рынка продвигают как суперсовременные технологии и услуги, так и базовые. Понятно, что на MWC правят бал преимущественно те, которые «супер».

LTE, WiMAX или UMB?

Какая технология возглавит гонку лидеров 4G: WiMAX (2007 г. стал для нее рубежным: на рынок вышел первый коммерческий продукт), LTE (Long Term Evolution) или UMB (Ultra Mobile Broadband)?

Каждый уважающий себя производитель инфраструктурного оборудования счел своим долгом отметиться на территории WiMAX и в то же время подчеркнуть: ему есть что показать по LTE, которая обещает более простой и в четыре раза более быстрый, чем у самых продвинутых 3G-технологий (30 Мбит/с), доступ в Интернет через мобильное устройство.

Свои предпочтения в этом вопросе поспешила обозначить Ассоциация GSM (GSMA). Ее исполнительный директор Р. Конвей заявил на конгрессе, что WiMAX останется нишевой технологией, лишь дополняющей LTE. Считая, что противоборство стандартов – путь в никуда, А. Сарин призвал мобильную индустрию продолжить поиск общих стандартов, имея в виду возможность для WiMAX стать частью LTE.

Несмотря на существенные различия, у LTE и WiMAX есть нечто общее, считает Д. Молони, вице-президент подразделения домашних и мобильных сетей Motorola. 80% функциональности стандартов-конкурентов пересекаются. А «чисто IP-технологии» делают их идеально подходящими для интеграции с фиксированными широкополосными каналами. Так что теоретически унифицировать стандарты можно, но в ближайшее время это вряд ли будет сделано «по политическим причинам».

LTE «вживую»

LTE-сети будут готовы для коммерческого использования лишь в 2009 г. (в отличие от WiMAX, уже работающих в реальных условиях), однако ряд вендоров (Alcatel-Lucent, Ericsson, Nortel, Nokia Siemens Networks и др.) провели на MWC презентации этой технологии «вживую».

Ericsson RBS 6000Для медиадемонстрации решения LTE/SAE на стенде Ericsson использовались мобильные устройства, реализующие разработки Ericsson Mobile Platforms – подразделения Ericsson. Сетевое оборудование поддерживает скорости передачи данных в многопользовательском режиме до 160 Мбит/с на соту. Платформа работает с мобильными устройствами, сопоставимыми по размерам с современными сотовыми телефонами и уже сегодня обеспечивающими скорость передачи данных в восходящем и нисходящем каналах не менее 25 Мбит/с. LTE/SAE позволяет уменьшить задержку сигнала в канале связи, а значит, повысить качество звука, увеличить емкость и пропускную способность сети. Дополнительные мультимедийные возможности для мобильного видео, блогов, игр с высококачественной графикой, профессиональных услуг – все это станет доступно в тестовых образцах LTE/SAE уже в этом году, а начало продаж намечено на 2009 г.

Совместное R&D-предприятие, специализирующееся на LTE, организовали Alcatel-Lucent и NEC, о чем и было объявлено на MWC. По словам главы Alcatel-Lucent П. Руссо, LTE будет запущена в Японии в следующем году.

Что касается операторов, то China Mobile, крупнейший в мире по числу абонентов и рыночной капитализации оператор сотовой связи, приурочил к MWC объявление о поддержке LTE. Договор с Ericsson на поставку оборудования Super 3G/LTE в рамках проекта развития базовых станций LTE заключила NTT DoCoMo. Vodafone планирует запустить сеть 4G на базе LTE в 2010 г.

Google Android: пока тест

Плата AndroidНа фоне подчеркнутого соперничества стандартов 4G-оборудования конкуренция операционных систем в глаза не бросалась – возможно, потому, что пока статус-кво не нарушен: Symbian и Windows Mobile по-прежнему примы (пусть даже обещанный запуск Windows Mobile 6.1 с поддержкой System Centre Mobile Device Manager не состоялся). В один ряд с ними пытается встать продукт с открытым исходным кодом, продвигаемый Open Handset Alliance под эгидой Google, в который входят 34 компании из разных стран.

Google Android ждали. Тестовые образцы решения можно было увидеть на стендах NEC, Qualcomm, Texas Instruments, ARM Holdings. Qualcomm показала плату для макетирования Android на базе своего чипсета 7200, состоящего из модема UMTS и процессора ARM с тактовой частотой 500 МГц на базе ядра ARM 11. Однако вопросов к разработчикам еще достаточно.

Британский производитель процессоров ARM Holdings продемонстрировал первый мобильный телефон на платформе с открытым исходным кодом. О планах выпуска в этом году таких аппаратов объявили T-Mobile, Sprint Nextel, HTC, Motorola и др.

Впрочем, мы начали с технологий скорее по привычке. Своим ростом в не очень благоприятных для глобальной экономики условиях мобильная индустрия, считает Р. Конвей, во многом обязана социальным сетям и сфере развлечений. Для объединения усилий в области интерактивного медиа GSMA запустила инициативу Mofilm.

Чего хочет потребитель

Наиболее востребованным средством получения информации, как показывает исследование CNN, свыше трети респондентов считают ТВ, а почти половина (44%) начнет пользоваться мобильным ТВ в ближайшие два года. Об этом же говорил на форуме К.-Х. Сванберг (Ericsson): на смену традиционному способу просмотра ТВ-программ идет интерактивный, а за ним – персонализированное ТВ. С изменением темпа жизни и появлением нового поколения людей (digital natives), которые уже родились в обнимку с компьютером, возник совершенно другой стиль потребления цифрового контента, в том числе телевизионного. Чтобы вложить в единицу времени больше активности, приходится делать что-то параллельно, значит, нужны услуги on-demand, интерактив, User Generated Content.

Телефон-ключ от NTT DoCoMoРынок переживает процесс перераспределения ролей, когда каждый игрок, от вендора до сервис-провайдера, уверен, что именно он знает путь к кошельку абонента. Если раньше вендоры занимались только технологией, отдавая реализацию услуг на ее основе на откуп оператору, то сегодня они работают над идеологией услуг, предлагая готовые решения, изначально ориентированные на конечного пользователя. Более того, они весьма успешно осуществляют их интеграцию.

Готовое решение для медиакомпаний, которые хотят делать персонализированное ТВ, продемонстрировала на своем стенде Ericsson. В нем использованы компетенции компаний Redback, Marconi, Entrisphere и TANDBERG Television, что позволило создать полный пакет услуг в области мобильного ТВ и IPTV. Поэтому, наверное, из 120 операторов, продвигающих сегодня услуги мобильного ТВ, 50 используют оборудование Ericsson. В решении, в частности, реализована возможность доступа к одному и тому же контенту с разных устройств: телевизора, ПК, мобильного телефона.

Приложения, способные изменить способы доступа к мобильным развлечениям, показала Cisco: мобильное ТВ в стандарте DVB-H; трехэкранное видео – IP-решение, позволяющее переносить контент между телевизором, компьютером и наладонником; VoIP для мобильных операторов; портал для родителей, позволяющий им отслеживать трафик на телефонах их детей, а также ограждать их от нежелательного контента и т.д.

В гонке за потребителем с не меньшим энтузиазмом участвуют производители телефонов, уже изначально включающие в выпускаемые ими абонентские устройства самые экзотические на первый взгляд сервисы. Есть телефон со встроенным шагомером, измерителем давления, пульса, калорий...

Обилие свежеиспеченных абонент-ских устройств на мобильной выставке смотрелось вполне естественно. Удивило, правда, отсутствие новых моделей от Motorola. Но самое интересное в этом сегменте рынка, пожалуй, то, что мобильные телефоны постепенно превращаются в мини-компьютеры. iPhone, всего за год сумевший отвоевать 20% рынка смартфонов в США благодаря отнюдь не революционной функциональности, а удобству и лояльности к пользователю, указал путь другим производителям, хотя подражательными их модели называть нельзя.

Xperia X1 от Sony Ericsson с Windows Mobile 6, трехдюймовым сенсорным дисплеем, 3,2-мегапиксельной фотокамерой поддерживает все виды беспроводной связи. К сожалению, у Xperia X1 всего около 400 Мбайт памяти (у iPhone – 16 Гбайт).

Похож на iPhone и KF-700 с 3-дюймовым сенсорным дисплеем от LG. Им можно управлять сразу тремя способами: посредством экрана, клавиатуры и колесика на задней крышке.

Сенсацией стал nuvifone – смартфон с чипом для приема спутниковых сигналов от производителя навигаторов Garmin. Конечно, сегодня трудно представить себе телефон без GPS, но в этом во многом пока загадочном устройстве интересно то, что продаваться оно будет без привязки к сети сотового оператора.

На чем может заработать оператор?

В первую очередь на качестве. Важную роль в повышении уровня клиентской лояльности, а значит, доходности бизнеса играют потребительские характеристики услуги. Высокое качество звука в мобильных сетях (лучше даже, чем в фиксированных) обеспечивает технология Femtocell. Пилотный проект сервисов, ориентированных на домашних и корпоративных пользователей 3G Femtocell, анонсировала Vodafone в сотрудничестве с Alcatel-Lucent и Huawei. Тестовый образец потребительского 2G/3G-устройства на базе этой технологии демонстрировался на стенде Ericsson.

Всерьез заявляют о себе как о провайдерах Интернета операторы мобильной связи: для сохранения доли рынка, подчеркивает А. Сарин, им необходимы новые, интересные сервисы. Думая, как привязать абонентов, как повысить их лояльность на таком высококонкурентном рынке, операторы находят на первый взгляд нестандартные решения. А если использовать телефон как платежные приложения? Люди довольно легко меняют оператора, но редко меняют банк. И, когда телефон становится картой и на него распространяются все банковские ограничения, сменить его будет на порядок сложнее. В случае же потери или кражи телефона платежный механизм можно заблокировать. Услугу, представленную на стенде, сегодня тестирует Telefonica.

Сервисы, связанные с платежными транзакциями, с контролем трафика, состояния дорог, традиционные услуги на базе LBS продвигает NTT DoCoMo. Японская компания интересна нетрадиционными бизнес-моделями своих сервисов – сегодня они выглядят необычно. Но то, что мы увидели на ее стенде, вполне возможно, лет через пять будет и у нас.

В частности, NTT DoCoMo реализует такие сервисы, которые позволяют вместить в телефон, а он у человека всегда под рукой, все, что он с собой носит: от кредитных карт до ключей. Для этого в телефон должен быть ин-сталлирован чип с функциональностью идентификатора – так реализуется идея телефона, которым можно открывать сейф.

Ветераном рынка можно назвать видеосервис новостей iReport, запущенный CNN International еще в 2006 г. Ролики для него снимают сами пользователи. В течение первого года работы сервиса пользователи из 189 стран добавили 50 тыс. (!) сюжетов.

Как превратить разговор в деньги

Ведущие операторы понемногу начинают понимать, что, если они не возьмут рекламные деньги, их возьмет кто-то другой. Чтобы вписаться в эту цепочку ценностей и получить дополнительные доходы, сначала нужно изменить бизнес-модель, сделать новые вложения и, возможно, даже создать новый бизнес, ориентированный на рекламу, заточенную под человека, который будет ее потреблять, и под продукт, который, как нам хочется думать, нужен потребителю.

Имея перед глазами заразительный пример Google, которая в 2007 г. на продаже рекламы только в Великобритании заработала $2,53 млрд, мобильные операторы консолидируют усилия в этом направлении. Vodafone, Telefonica, T-Mobile, FT-Orange и 3 в рамках GSMA Mobile Advertising Programme сформировали рабочую группу, которая должна принять общие критерии использования мобильной рекламы.

След оператораНа стенде Telefonica прошла презентация концепции мобильной рекламы в рамках услуги мобильного ТВ (провайдер end-to-end-решения – Ericsson). Суть ее в том, что во время просмотра клипа или другой программы мобильного ТВ абонент может остановить кадр, чтобы рассмотреть в деталях понравившуюся ему вещь («Какие классные кроссовки у Рональдо!») и получить информацию о ее потребительских характеристиках, в том числе о цене. Тут же можно и купить ее. Решение такой «щадящей» рекламы пока только тестируется, но выглядит очень привлекательно: захочешь расстаться с деньгами хотя бы ради того, чтобы посмотреть, как это все работает.

Впрочем, проверять размеры и печатать ценники не очень вписывается в бизнес-кейс оператора, а вот контент-провайдеры, которые сегодня жалуются на падение потребления, вполне могли бы этим заняться. Вопрос в том, кто первым добежит до потребителя.

Среди готовых решений – платформа Amdocs ACE (Amdocs Advertising, Commerce and Entertainment), позволяющая превратить разговор в деньги.

. . .

Выпуская детские телефоны, мобильные устройства для тех, кто заботится о своем здоровье, смартфоны с функциональностью платежей и т.д., предлагая услуги, позволяющие уложить в единицу времени больше активности, и вендоры, и операторы стараются удержать свою нишу и ищут новые источники дохода. Mobile World Congress-2009 покажет, кто окажется шустрее и первым придет к финишу…

Mobile World Congress (до 2008 г. 3GSM Congress)

Организатор – GSM Conference, 100%-ная «дочка» GSM Association

Восемь площадок на 59 тыс. м2

Число посетителей: более 55 тыс.

Количество компаний-участниц: более 1400 (в 2007 г. – 1300)

На конференциях выступили 230 топ-менеджеров, присутствовали 8 тыс. делегатов


«ИКС» о глобальных тенденциях телекома. 2007: № 4, с. 22–24; № 3, с. 4–5, 16; № 2, с. 74; № 1, с. 4–5, 16–17; 2006: № 4, с. 30–32; 2005: № 6, с. 83; № 4, с. 88
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!