Rambler's Top100
 
Статьи
Константин ТИМОФЕЕВ  23 июня 2020

Зачем нужна цифровая трансформация в современной медицинской среде?

Цифровая трансформация в сфере здравоохранения идет медленно. Между тем сегодня, в эпоху цифровых технологий, мы видим, как самые разные по своей специфике и масштабу отрасли уже используют преимущества, которые предоставляют им большие наборы данных.

Достижения в сфере ИТ открывают новые возможности для работы: люди лучше приоритизируют рабочие нагрузки и концентрируются на повышении своей квалификации. Банковские выписки стали безбумажными, розничная торговля и туризм широко распространены в интернете. Однако здравоохранение отстает по темпам цифровизации, и специалисты-медики вынуждены иметь дело с неадекватными ИТ-системами и тратить время на бумажную работу.

Реальная трансформация или обновление фасада?

Хотя в цифровой медицине достигнут определенный прогресс, он не носит трансформирующего характера. Во многих случаях все сводится к простому преобразованию аналогового формата в электронный. Электронные справочные материалы, электронные рецепты и электронные записи в здравоохранении, возможно, и претерпели какие-то изменения, однако в действительности это просто перенос того, что когда-то было аналоговыми формами и процессами, в «цифру». И даже собственно цифровые формы, использущиеся в Европе, составляют всего 3% бумажных.

В сфере здравоохранения многие процессы по-прежнему испытывают на себе последствия «цифрового разрыва» – устаревшие информационные технологии и разрозненные системы в этих средах часто работают против того, для чего они внедрены. Простой пример: больница, где для работы с данными пациентов пользуются несколькими разными системами и их неполная совместимость негативно сказывается на работе персонала. 

Подчас в здравоохранении самым большим препятствием на пути к подлинной цифровой трансформации становятся те, для кого ставки слишком высоки, хотя их осторожный подход к изменениям оправдан: простои и риски безопасности в работе врача недопустимы.

Цифровую трансформацию – в жизнь!

Отрасли здравоохранения необходимо исследовать применимость новых цифровых технологий для улучшения медицинской помощи, снижения рисков и сокращения расходов. Если отрасль хочет ускорить цифровую трансформацию, нет никаких сомнений в том, что нужно эффективно и максимально широко задействовать ИТ в сфере здравоохранения (health IT, HIT), модернизируя технологии, автоматизируя процессы и оптимизируя ИТ-операции.

Однако этого нельзя достичь сразу. Поэтому ИТ-директорам или техническим директорам медицинских организаций и муниципальных департаментов здравоохранения нужно разработать «планы наступления», детализирующие пути к цифровизации. Первый шаг – исследование текущего состояния: какова целостность ИТ-инфраструктуры, где технологии могут наилучшим образом поддерживать те или иные области, где именно их не хватает. Это означает модернизацию инфраструктуры, включая серверы, системы хранения и сетевое оборудование, – вплоть до ИТ-устройств, необходимых персоналу.

После этого можно понять, как наилучшим образом применять цифровые технологии – от предиктивной аналитики и искусственного интеллекта/машинного обучения до носимых устройств и необходимой поддержки от поставщиков HIT, специалистов и партнеров.

Цель такого плана – воплотить технологию в жизнь и выяснить, как она будет принята «на передовой». Шаг, о котором часто забывают, хотя это самая сложная часть цифровой трансформации в здравоохранении, – вызов привычной человеческой рутине. Важно доказать, что люди не должны работать по старинке. 

Будущее здравоохранения – сейчас

Всемирная организация здравоохранения ожидает,что в ближайшие 15 лет из-за увеличения численности и старения населения спрос на специалистов-медиков возрастет. И если мы не достигнем целей ООН в области устойчивого развития, нам будет не хватать 18 млн врачей. Если мы хотим, чтобы медицинские работники были готовы отвечать растущим потребностям в уровне ухода за пациентами, технологии должны помогать решать проблемы, а не создавать их. 

Так, телемедицина может помочь людям получать из дома круглосуточный доступ к неотложной медицинской помощи. В России мы можем наблюдать это пока в основном в платных сервисах телемедицины, например «Онлайн Доктор» или «Доктор рядом». Появляются и социально значимые проекты в этой области: на площадке Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой при содействии Центра диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы и компании «Мобильные Медицинские Технологии» был запущен проект по применению телемедицинских технологий в сфере психического здоровья детей и подростков. 

Мы видим некоторые возможности телемедицины, основанные на применении носимых устройств. Мы используем их, чтобы отслеживать качество сна, контролировать частоту сердечных сокращений или другие медицинские показатели. Цифровая трансформация, если она опирается на широко известные технологии, может быть достаточно простым процессом. Многие из нас уже задействовали телефоны как шагомеры, и их применение для доступа к приложениям для удаленных консультаций не создаст для большинства проблем. Если проблема со здоровьем возникает среди ночи, телемедицина всегда готова дать совет или направить пациента в специализированное учреждение либо в отделение реанимации и интенсивной терапии. 

К сожалению, в РФ цифровизация больниц идет медленно, и цифровых госпиталей мало. Одна из таких больниц – ведомственное ЛПУ в Москве, в котором внедрена система управления и контроля за персоналом и пациентами. Для этого используются беспроводные технологии позиционирования внутри здания, интегрированные с медицинской информационной системой. В результате в больнице появилась возможность анализировать перемещения пациентов и медицинского персонала и нагрузку на персонал, что нашло применение в дифиренцированной оплате труда. Кроме того, в системе есть модуль доказательной медицины, позволяющий на базе статистических данных прогнозировать исход того или иного планового лечения. 

К проактивному здраоохранению

Инструменты искусственного интеллекта и возможности глубокого обучения позволят врачам выявлять заболевания на ранней стадии – за месяцы до того, как у пациентов появятся их симптомы. По данным Digital Authority Partners, 57% компаний считают, что благодаря предиктивной аналитике клиницисты смогут сэкономить 25% своего времени. В случае нехватки времени у клиницистов ИИ даст им возможность работать с интероперабельными данными, чтобы удовлетворить растущий спрос на персонализированное медицинское обслуживание.

В США уже сделаны шаги в этом направлении. Там существуют централизованные медицинские системы с историями болезни пацеинтов, к которым подключен модуль доказательной медицины, прогнозирующий возможные проявления тех или иных заболеваний. Как только подобный факт выявляется, о нем сразу информируются пациент и его лечащий врач. 

Возможность загрузки данных с носимых пациентами медицинских устройств непосредственно в медицинскую карту не только сэкономит время врачей общей практики, но и сделает медицинскую помощь более доступной в долгосрочной перспективе, упростив удаленное обращение за медицинским советом.

Все это приведет к тому, что здравоохранение станет «проактивным», а не «реактивным». Будущее здравоохранения – сохранение здоровья, а не реагирование на болезни. Что это может означать? Диагнозы чаще будут устанавливаться на ранних стадиях заболевания, а профилактические меры будут играть в планах здравоохранения первостепенную роль. Например, аналитики Deloitte описывают такой гипотетический сценарий: вы в ванной смотритесь в «умное» зеркало с тонко настроенными датчиками, которые определяют ваше артериальное давление, частоту пульса и температуру. ИИ будет знать, что высокая температура у вас из-за жаркой погоды, а машинное обучение поможет понять, что это нормальное явление. 

Во всем мире здравоохранение – отрасль с многомиллиардными доходами. Технологии могут изменить методы работы клиницистов и позволят построить клиники следующего поколения. Устранение технологических барьеров и сокращение времени, которое врачи тратят на борьбу с действующими технологиями, означает, что у них станет больше времени для ухода за пациентами и спасения жизней. 

Константин Тимофеев, руководитель направления по продаже OEM/IoT-решений в России и странах СНГ, Dell Technologies 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!