Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2023
Николай НОСОВ  21 декабря 2022

Домен здоровья

Цифровизация поликлиник и интеграция медицинских систем позволят вырабатывать оптимальные решения в сфере здравоохранения благодаря качественному сбору первичных данных и их анализу с помощью систем искусственного интеллекта.

Первичное звено

Цифровизация разных сегментов экономики идет неравномерно. По уровню внедрения информационных технологий лидируют банки, не сильно уступают им СМИ, а вот, медицина, как заявил на городском форуме профессионалов «Моя поликлиника» председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко, «на последнем месте». Один из тормозящих факторов — трудности сбора первичной информации. Однако, если нет данных для обучения системы искусственного интеллекта, не будет и решений, помогающих врачу при постановке диагноза и назначении лечения. Без первичных данных нельзя оценить скорость распространения заболевания по стране, правильно спланировать закупку лекарств, подготовить места в стационарах, выявить факторы, влияющие на болезнь, и разработать профилактические мероприятия.
Выступает Герман Клименко

В регионах внедрение информационных технологий идет по-разному. Лидирует Москва, в которой на основе цифровизации полностью перестраивается система здравоохранения. С августа 2022 г. все детские медучреждения столицы работают в цифровом формате. Взрослые, по словам начальника Управления мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Натальи Катаевой, перейдут на такой режим в ближайшие два года. «Тонны бумаги уезжают в архивы. И скоро все взрослые поликлиники также будут работать в безбумажном формате. Уже сегодня создано почти 18 млн электронных карт, доступ к которым открыт у 9 млн москвичей», — сообщила Н. Катаева.
Форум «Цифровая поликлиника»

«Один из самых популярных у москвичей сервисов — это «Электронная медицинская карта», в котором содержится более 330 млн протоколов осмотров врачей. На втором месте лабораторный сервис — там собрано около 320 млн результатов анализов», — отметил главный врач московской городской поликлиники № 220 Андрей Федорук.

В Москве реализуется масштабная, охватывающая более 200 городских поликлиник программа модернизации первичного звена здравоохранения. Стандартизирован процесс записи на прием по телефону — пациент общается с чат-ботом, который собирает первичную информацию, и врач заранее знает, с чем будет иметь дело. Электронные рецепты избавляют пациентов от необходимости носить с собой бланки, достаточно иметь QR-код (на смартфоне или в распечатанном виде) — и в аптеке человек получит выписанное лекарство. Телемедицинские консультации доступны горожанам с ОРВИ и подтвержденным COVID-19, они могут лечиться на дому. С февраля 2022 г. такой формат консультаций заменил 380 тыс. московских пациентов 600 тыс. визитов в медучреждения.

Конечно, не так все радужно, как рисуют на конференциях чиновники. Общение с чат-ботом не доставляет радости пациентам и нередко заканчивается ничем. Можно скачать мобильное приложение «ЕМИАС: Телемедицина», но на практике чаще всего взаимодействие ограничится телефоном. Впрочем, прогресс в цифровизации виден, запись к врачу через интернет работает, время ожидания приема в очереди сократилось. И главное — автоматизация процессов сломала предубеждения медицинских работников, показала преимущества информационных технологий и позволила наладить сбор первичных данных.

Централизация или децентрализация

Незадолго до начала пандемии в медицинских кругах шла дискуссия о принципах построения единой информационной системы здравоохранения в стране. Одна группа, которую условно можно называть «московской», выступала за централизованную унифицированную систему — использование всеми медорганизациями ограниченного набора типовых хорошо интегрированных медицинских информационных систем (МИС) — и предлагала создавать системы централизованно сверху. Но в итоге победила децентрализованная «питерская» модель — деньги на разработку МИС выделили регионам, и они, учитывая местную специфику и уровень цифровизации, осваивали инвестиции самостоятельно.
Выступает Павел Пугачев

«Теперь привести региональные МИС к единому знаменателю очень сложно. Тем не менее за последние два года удалось сделать многое. Пандемия COVID-19 помогла — она продемонстрировала, для чего нужны федеральные сервисы», — пояснил заместитель министра здравоохранения РФ Павел Пугачев. Например, когда потребовалось в масштабах страны вести мониторинг заболеваемости, встал вопрос сбора информации о вакцинированных или перенесших заболевание гражданах, оказавшихся временно в других регионах и соответственно попавших в чужие базы данных. Эта информация интересовала не только региональные власти, пытавшиеся оценить уровень коллективного иммунитета, но и самих граждан, желавших получить столь нужный QR-код.

Объединение баз данных дает полную картину о заболеваниях в стране, освобождает человека от привязки к конкретной поликлинике. В идеале человек должен иметь возможность прийти на прием к врачу в любом регионе страны, показать свой цифровой профиль здоровья и на основании его получить курс лечения. 

Создание цифрового профиля здоровья — одна из приоритетных задач, поставленных президентом перед Минздравом на декабрьском заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Цифровой профиль включает информацию о страховке, сведения из медицинских карт, назначения врачей, список основных проблем, которые могут вызвать неприятности со здоровьем или привести к тяжелому заболеванию, госпитализации или летальному исходу. Обладателю цифрового профиля, прошедшему обследование и сдавшему анализы в одной медицинской организации, необязательно делать это еще раз при обращении в другую. 
Стенд «Цифровая медицина»

«Наша задача — создать домен здравоохранения. Уйти от отраслевых колодцев, когда есть Федеральный фонд ОМС, Росздравнадзор, Минздрав», — заявил П. Пугачев. По сути, домен — единая система, объединяющая решения разных департаментов, создаваемая по единым правилам, использующая общие справочники и единый массив данных. Ядром домена должны стать электронная регистратура, федеральные реестры электронных медицинских документов, медицинских организаций, медицинских работников и единая нормативно-справочная информация.

Интеграция МИС 

Работы по интеграции систем идут. В 2021 г. в законодательстве появились изменения — ГИС ОМС стала частью цифрового контура здравоохранения, ведется ее трансформация и унификация систем, находящихся в территориальных контурах. 1 декабря 2022 г. начал работать Единый регистр застрахованных лиц (ЕРЗ), и гражданам стали доступны цифровые полисы ОМС. Теперь для получения помощи в медицинской организации достаточно предъявить паспорт или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет).

Все новорожденные граждане с 1 декабря 2022 г. будут автоматически вноситься в ЕРЗ на основании свидетельства о рождении, выданного органами ЗАГС. Лица, получившие гражданство Российской Федерации, с того же срока будут автоматически вноситься в регистр на основании сведений, переданных органами внутренних дел.

В 2022 г. полностью в цифровом виде стали передаваться в Росгвардию медицинские справки для получения лицензии на владение оружием. Следующий шаг — выдача цифровых справок для МВД, формирующихся на основе данных обследования. За такими справками в поликлинику ходить не надо, что упрощает жизнь.

Далеко не все посещают районные поликлиники. Многие пользуются отраслевыми или коммерческими медицинскими учреждениями, ведомственными поликлиниками и больницами. В них накапливаются огромные объемы медицинских данных, которые представляют интерес как для государства, так и для граждан, желающих получить максимально полный цифровой профиль здоровья. 

Работы по интеграции этих данных тоже ведутся. «Мы включили в лицензионные требования вопросы цифровизации. С 1 сентября 2021 г. независимо от того, частная медорганизация или государственная, она должна использовать медицинскую информационную систему, обеспечивающую взаимодействие с ЕМИАС. Государством за два года сформировано большое количество стандартизованных медицинских документов, которые в цифровом структурированном виде позволяют обеспечить такое взаимодействие», — пояснил П. Пугачев.

Для получения качественных структурированных данных участники системы здравоохранения должны использовать единую нормативно-справочную информацию. Разработку федеральных справочников Минздрав России ведет совместно с Департаментом здравоохранения Москвы.

Воспоминания о будущем

Население страны стареет, люди стали больше интересоваться своим здоровьем, спрос на медицинские услуги растет, врачей не хватает, а число высококвалифицированных экспертов узких специальностей можно пересчитать по пальцам. Помочь могут цифровизация, внедрение телемедицины и систем искусственного интеллекта.

Динамика цифровизации положительная. По данным П. Пугачева, количество документов, формируемых в цифровом виде, за два года выросло в 67 раз. 95% государственных медицинских организаций внедрили МИС и начали передавать данные. 
 
Пандемия доказала необходимость использования телемедицины, причем не только в труднодоступных уголках страны. Пока, согласно закону, первичный прием должен быть очным, но если смотреть на изменения в законодательстве опережающего нас в области телемедицины Китая, то и это требование не является бесспорным. В любом случае уже сейчас после первичного приема врач может перевести дальнейшее общение с пациентом в удаленный формат, выслушивая жалобы, корректируя лечение и выписывая лекарства. Во многих коммерческих поликлиниках это уже происходит.
Стенд «Телемедицина»

И, конечно, большие надежды связаны с искусственным интеллектом. Сервисы, работающие на основе машинного обучения, уже умеют читать и понимать текст, голос и видео. За 2021 г. с помощью умного помощника «ТОП-3», разработанного компанией «СберЗдоровье» совместно с правительством Москвы, столичные врачи поставили более 3 млн предварительных диагнозов. Цифровой ассистент врача помогает анализировать жалобы пациентов во всех взрослых поликлиниках столицы. Сервис автоматически формирует направления на диагностику, благодаря чему время на оформление назначений сократилось в 10 раз. 

Около 40 сервисов искусственного интеллекта в Москве помогают врачам в обработке лучевых исследований по 17 направлениям. С 2023 г. в столице вводят специальный тариф на анализ рентгеновских снимков с помощью систем искусственного интеллекта в рамках ОМС, что позволит шире внедрять технологии ИИ и не зависеть от грантовой поддержки. 

По мнению Г. Клименко, в ближайшие десять лет ИИ не заменит врача, но врач, использующий ИИ, будет существенно эффективнее врача, не использующего современные цифровые технологии. Что будет через десять лет — покажет время.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!