Rambler's Top100
Статьи
17 сентября 2020

ЦОД не роскошь, а инструмент бизнеса

Дата-центры становятся рыночным продуктом, а приход на этот рынок крупных девелоперов даст мощный толчок развитию и может кардинально его изменить, считает Евгений Вирцер, генеральный директор компании «Свободные Технологии Инжиниринг».

 Команда Евгения Вирцера хорошо известна на российском рынке цодостроения. Создав собственную компанию – «Свободные Технологии Инжиниринг», – они начали работать де-юре с чистого листа. Но с большим опытом реализованных проектов.

– Евгений, какие, по вашим наблюдениям, произошли значимые изменения в области цодостроения за последние 10 лет? 

– Сегодня ЦОД уже не роскошь, а инструмент бизнеса. Как следствие, он становится рыночным продуктом, появляется технологическая конкуренция. При этом нужно учитывать, что стоимость стойко-места не растет, а в некоторых случаях уменьшается, но цена основного инженерного оборудования увеличивается постоянно. Чтобы успешно работать в условиях таких «ножниц», надо использовать более открытые и совершенные технологии. Но тут есть сложности.

Нередко возникают ситуации, когда люди начинают строить ЦОД в неоптимальных, мягко говоря, условиях. Например, купили здание, которое изначально для ЦОДа не предназначалось. Приходится вписывать инфраструктуру ЦОДа в существующие конструкции. В результате решения получаются более сложными и дорогими. А можно было снести купленное здание, построить на его месте новое, спроектированное под ЦОД, и объект получился бы лучше и дешевле. Чем меньше ограничивающих факторов, тем больше возможностей использовать более совершенные технологии и построить идеальный ЦОД.

Еще один важный момент связан с тем, что все стали обращать внимание на энергоэффективность. PUE и другие подобные показатели –  на первой странице любого ТЗ. 10 лет назад никто за редким исключением на PUE не смотрел. Это, конечно, не значит, что сегодня заказчики автоматически выбирают максимально энергоэффективные решения. Но они уже анализируют расклад между CAPEX и OPEX, оценивают общую стоимость владения.

Знаковая тенденция – растущий интерес к теме ЦОДов со стороны девелоперов. Их системный выход на рынок может если не перевернуть его целиком, то точно оказать на него сильное влияние. Мы уже принимаем активное участие в проектировании ряда таких объектов, причем очень масштабных. Один из них – ISTRADIGITAL, где в рамках первого в России многофункционального технологического центра планируется построить ЦОДы общей емкостью 40 тыс. стоек. Другой проект, реализуемый опытным девелопером в области индустриальной недвижимости, предполагает создание на севере Москвы ЦОДа на 5,5 тыс. стоек.

– Какой вы видите роль девелоперов на рынке ЦОДов?

– По большому счету ЦОД – такой же объект недвижимости, как жилой комплекс, бизнес-центр или склад. В чем-то он сложнее, а в чем-то – даже проще. Девелоперы строят ЦОД, а потом либо продают оператору, либо сдают в долгосрочную аренду.

В США, например, рынок строительства коммерческих дата-центров – по большей части рынок девелоперов. У нас это рынок операторов, для которых строительство ЦОДов – обязательное условие ведения основного бизнеса. А для девелоперов строительство ЦОДов и есть основной бизнес. Они профессионалы в строительстве: гораздо более эффективно умеют получать площадки, подводить туда электрические мощности, строить. Операторы строят редко, поэтому, что бы они ни говорили, они не могут быть самыми эффективными в этом деле. Плюс ко всему у девелоперов выстроена схема с финансированием проектов строительства, тогда как для оператора найти деньги на новый объект – задача непростая.

Девелоперы не собираются конкурировать с операторами ЦОДов, они хотят, чтобы те стали их клиентами. Думаю, девять из десяти операторов с радостью зайдут на готовый объект, в котором отсутствуют CAPEX, – спокойно плати аренду и зарабатывай деньги на своих сервисах.

Повторю, приход крупных девелоперов на рынок ЦОДов даст мощный толчок его развитию. Прирост числа стоек будет происходить гораздо более быстрыми темпами, чем сейчас. 

– Процессы на рынке значительно ускорились. Заказчики уже не могут ждать нового ЦОДа два-три года. Что позволяет повысить скорость проектирования и строительства таких объектов?

– Любые инвестиции требуют максимально быстрого начала их возврата. Арифметика простая: построили ЦОД за год, инвестиции начали возвращаться через год, построили за два года – через два и т.д. Да и построенный за два года объект будет дороже такого же объекта, построенного за год, ведь ресурсы заказчика, интегратора и других участников проекта будут расходоваться в течение вдвое большего периода времени.

Рецепты ускорения реализации проектов хорошо известны – это использование модульных, типовых решений, в том числе с высокой степенью заводской готовности (такие решения часто называют префабами. – Прим. ред.). Мы уже активно применяем подобные решения, будем задействовать их еще шире. Плюсы – отличная масштабируемость, высокая скорость выполнения работ, минимизация числа чувствительных к качеству процессов на стройплощадке. Минус – цена, но при более высокой стоимости отдельных элементов общая стоимость объекта может быть существенно ниже. Экономия достигается за счет сокращения операций на площадке – это основной путь к повышению эффективности и качества строительства.

Наша мечта – минимизировать количество людей на площадке строительства. ЦОД – инженерно насыщенный объект, плотность инженерных систем, число пересечений коммуникаций высочайшие. Часто на площадку одновременно выходят электрики, кондиционерщики, пожарники, топчутся на одном месте, мешают друг другу. Возникают проблемы с качеством, срываются сроки. При строительстве ЦОДа из готовых «кубиков» таких сложностей нет.

В качестве примера приведу ЦОД Сбербанка в Сколково, в реализации которого участвовала наша команда. Сроки были сжатые. Поэтому было решено изготавливать коридорные модули (6 x 3 x 3 м) не на площадке, как это обычно делается, а в заводских условиях – параллельно с выполнением строительных работ. Монтаж коммуникаций в модуле проводился в производственном цехе, что повышало качество. Установка готовых модулей на площадке происходила в 10 раз быстрее, чем создание таких же элементов в «полевых условиях». Мы будем стараться использовать эту практику и на новых объектах.

– И все же: как быстро сегодня можно построить крупный ЦОД?

– Скорость реализации сильно зависит от организационных факторов. Скажу так: с момента согласования всех технических моментов с заказчиком, при наличии готовой площадки и финансирования, ЦОД на 2 тыс. стоек можно сделать под ключ за 12 месяцев. Это задача непростая, но выполнимая.

Один из важных моментов, как и в любом сложном деле, – правильный подбор команды. Как уже говорил, ЦОД – насыщенный взаимоувязанными инженерными системами объект. Понятно, что любой технически грамотный и опытный в сфере проектирования и строительства технологических зданий подрядчик сможет спроектировать и построить ЦОД. Другой вопрос, насколько быстро и успешно он справится со всей спецификой, часто спрятанной в мелочах.

– Наверное, сократить сроки реализации проекта позволяют цифровые технологии, например BIM?

– Считаю, что в проектах ЦОДов без BIM уже нельзя. По сути, создается цифровой двойник ЦОДа. BIM-модель построенного объекта включает в себя исполнительные чертежи, схемы, паспорта оборудования, сертификаты и прочие знания, накопленные в ходе строительства. Это помогает службе эксплуатации управлять объектом и пользоваться данными о нем. В одном из проектов мы интегрировали цифровой двойник в систему управления зданием и систему управления эксплуатацией. В будущем есть планы настроить систему обучения и подготовки кадров с применением технологий виртуальной и дополненной реальности.

– Последние год-два заметно оживился региональный рынок. В чем специфика создания ЦОДов в регионах? Хватает ли высококвалифицированного персонала?

– Основные проблемы во многих регионах – невысокий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, а также отсутствие якорных заказчиков, готовых хранить большие объемы данных в коммерческих ЦОДах.

Еще один важный момент – особенности культуры хранения и обработки данных. Многие компании только начинают осознавать, что передача ИТ-ресурсов и сервисов на аутсорсинг не несет дополнительных рисков для предприятия, а наоборот, повышает устойчивость информационных систем. У большинства компаний психология пока на уровне «если я кому-то отдам свои данные, то их или своруют, или потеряют», отсюда бесчисленное количество нелепых серверных в местах, которые для этого не предназначены.

Чтобы в регионах оперативно перейти от слов к делу, все-таки сначала должны появиться качественные ЦОДы, пусть небольшие. Заказчики «руками и глазами» почувствуют, что это удобно, комфортно и безопасно. А что касается персонала – у нас есть регионы с высоким уровнем технических компетенций. Хотя кадровая проблема существует везде, даже Москва не исключение. Опять же модульность и однотипность решений дают возможность сгладить эти сложности.

– Не могу не спросить про влияние пандемии на рынок ЦОДов.

– Большинство компаний, специализирующихся на предоставлении ИТ-сервисов, растут вместе с повышением спроса на «цифру». Понятно, что местами этот рост носит спекулятивный характер, но он есть и, на мой взгляд, будет продолжаться. Конечно, как в любой кризис, надо аккуратнее подходить к оценке платежеспособности заказчиков – денег на рынке становится меньше. Но индустрия ЦОДов точно не относится к пострадавшим отраслям – это не туризм и не ресторанный бизнес.

Если говорить о нашей компании, то нынешнюю ситуацию, как и любой кризис, мы расцениваем как возможность для роста. Мы не закрывались на время пандемии, не считая перехода на две недели в онлайн, поэтому всегда были рядом с нашими партнерами и заказчиками, связь не прерывалась. Оптимизм внушает и постоянно увеличивающееся число проектов с нашим участием.

 
                http://sv-tech.ru
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!