Рубрикатор |
Статьи |
Мария ГРИГОРЬЕВА  | 30 ноября 2020 |
Будущее технологий: хаос перемен и порядок адаптации
Пандемия COVID не последняя глобальная встряска. Искать рецепт для каждой конкретной ситуации не имеет смысла – количество переменных в каждом новом случае слишком велико. Единственное решение – быть готовым к изменениям: операционно, культурно, технологически.
Адаптация в новой реальности
Глобализация как стратегия развития мировой экономики сегодня переживает кризис и переосмысливается. Мы закрываем границы, чтобы предотвратить «кругосветное путешествие» вируса. Глобальная встряска привела к изменению культуры и моделей поведения людей. Мы не пожимаем руки, не обнимаемся, а количество деловых и личных встреч сократилось в десятки раз.
Трансформация и изменение культуры – сложный и длительный процесс, требующий выхода из зоны комфорта, а также нестандартных, непривычных решений. Хайп по поводу цифровизации сместился в область разработки эффективной вакцины и лекарства от «короны», а также в создание адаптивных стратегий.
Нам необходимо срочно научиться жить в условиях новой экономики. Устоять, адаптироваться и иметь ресурсы для нового старта – это задача современного бизнеса, которая определит вектор дальнейшего развития технологий.
Сложно отрицать, что если бы за последние 20 лет персональные компьютеры, технологии видео- и аудиосвязи, облачные вычисления и стриминговые сервисы не достигли высокого уровня развития, то жизнь в изоляции была бы гораздо более грустной и менее продуктивной.
Люди выбрали сценарий адаптации, начав проводить в интернете не по 6,5 часов в среднем, как раньше, а по 12. Это пример того, как технологии при грамотном использовании помогают укротить хаос перемен.
В настоящий момент можно выделить пять ключевых направлений, развиваясь в которых, можно решить эту задачу и в будущем.
Бизнес как цифровой организм
Неспособность меняться для бизнеса всегда означала неизбежное отставание. Теперь темпы изменений выросли до предельных значений, и компаниям необходимо быть более гибкими, чем когда-либо в истории.
Имея такое количество доступных технологий, важно уметь оперативно разрабатывать новые бизнес-модели и переключаться на их повседневное использование на практике. Компании должны развиваться как единый цифровой организм, в основе которого лежит уникальная «цифровая ДНК» – индивидуальная сумма культуры, практик и технологий для инновационного развития.
Прорывные идеи витают в воздухе – оператор отелей Mariott с идеей доставки в номера дронами предвосхитил сегодняшнюю востребованность бесконтактного room service.
Текущая ситуация заставляет многих продумывать развитие инноваций в рамках совместной работы в экосистемах. Например, власти многих стран сотрудничают с гостиницами по вопросам размещения врачей для обеспечения непрерывности дежурных смен, а службы такси кооперируются с продуктовым ритейлом для доставки покупок.
Апогей развития концепции «цифровой ДНК» – развитие систем класса «Умный город», где инновационные цифровые технологии позволяют решать социальные проблемы и повышать уровень и качество жизни общества в целом.
Роботы среди нас
Роботизация окружающего мира набирает обороты в связи с COVID-реалиями.
Китайская сельскохозяйственная компания XAG перепрофилировала свои беспилотные летательные аппараты XPlanet и роботы R80 для распыления дезинфицирующего средства в районах, пораженных вирусом.
В Таиланде студенты инженерных факультетов местного университета перенастроили роботов с наблюдения за пациентами, перенесшими инсульт, на измерение температуры и оказание помощи врачам.
В Шэньчжэне стартап YouIbot всего за две недели построил антивирусного робота, дезинфицирующего поверхности и распознающего повышенную температуру тела.
В долгосрочной перспективе экосистема робототехники будет развиваться ускоренными темпами. Роботизация вызовет всплеск развития IoT-устройств и 5G-сетей. Спрос вырастет также на инструменты для телемедицины и обучения с помощью виртуальной реальности.
Тренд уже отражается в показателях рынка труда: на 121% с 2017 года возрос спрос на инженеров-робототехников.
Глубокая персонализация опыта
Успешные компании 21-го века также делают упор на человеческий фактор в цифровых инструментах взаимодействия с аудиторией, создавая двусторонний цифровой опыт. Пользователи ожидают от бизнеса персонифицированных предложений и игнорируют нерелевантную рекламу – вплоть до отказа от сервиса.
Инструменты прогнозирования, активно используя цифровой след, подбирают максимально интересное предложения под «ваши» потребности. Вовлечение клиента в процесс выбора обеспечивает заинтересованность в совместном формировании продукта. Например, стриминговый сервис видеоконтента Netflix позволяет зрителям в некоторых шоу прямо по ходу просмотра принимать решения о дальнейшем развитии сюжета.
Но вовлечение будет успешным только при готовности потребителей делиться персональной информацией. Бизнесу необходимо продумывать новые подходы к безопасности личных данных пользователей.
Однако ситуация здесь, скорее, благоприятная: по данным Accenture, 67% покупателей ожидают, что содержание сайтов адаптируется к их личным предпочтениям, 17% полагают, что персонификация рекламы этична, а 24% согласны с персонификацией предлагаемых им новостей.
«Умные» устройства. Кто ими владеет?
Компании, которые могут реагировать на меняющиеся запросы и ожидания клиентов в режиме реального времени, становятся настоящими партнерами для потребителей. Этого эффекта удается достигать с помощью функционала «умных» устройств.
Однако многие пользователи в процессе эксплуатации осознают, что факт покупки устройства не обеспечивает полного владения им. На планшете или смартфоне обновляется софт, обновляется «прошивка» беспилотника – и вы не можете контролировать эти изменения.
Пользователям необходимо принять тот факт, что «умный» продукт никогда не будет завершен на 100%. Гонка обновлений стала вечным процессом. Производитель в такой ситуации должен найти баланс между минимальными затратами (по срокам и стоимости) и максимальной ценностью релиза новой версии.
На фоне всеобщей волатильности потребность в быстро обновляемых «умных» устройствах стремительно растет. Особенно это необходимо в сфере здравоохранения. Например, производитель «умных» фитнес-колец Oura совместно с UCSF прорабатывает возможность добавить в ПО своего продукта функцию обнаружения ранних признаков заболеваний, в частности COVID-19.
Что берет на себя ИИ?
Потенциал применения искусственного интеллекта (ИИ) сегодня заключается в развитии совместной работы, в дополнении результатов деятельности человека и машины. Важно продумывать задачи и операции, в которых человек может стать частью процесса, с учетом ориентации на доверие и прозрачность работы с ИИ.
Бизнес готов: 79% респондентов Accenture считают, что совместная работа ИИ и человека критична для дальнейшего процветания их компании.
ИИ сегодня также трансформирует подход к организации рабочего инструментария и пространства для сотрудников.
Например, ИИ-инструменты оповещения на производстве помогают сохранить здоровье и информировать людей, тепловизионные камеры с ИИ-алгоритмами помогают выявлять сотрудников с повышенной температурой со скоростью до 200 человек в минуту.
Вводятся новые инструменты бесконтактного распознавания при формальных процедурах подтверждения личности (на транспорте, в документообороте и т.д.).
Суммируя
В беспрецедентно быстро изменяющемся настоящем главным свойством технологий становится человекоцентричность. Чтобы ее добиться, предпримите следующие шаги:
- Используйте все доступные данные для персонификации предложений и проактивно реагируйте на изменяющиеся показатели. Продумайте омниканальную стратегию для более тесного взаимодействия с клиентами.
- Подумайте, какие алгоритмы ИИ и облачные технологии позволят вам чувствовать себя свободными и защищенными при изменениях рынка и бизнеса, обеспечив должный уровень безопасности и непрерывности операций.
- Рискуйте выпускать новые версии, адаптируя свой продукт или сервис по мере изменения запросов клиентов и ситуации на рынке.
- Подумайте, где могут пригодиться роботы, чтобы заменить людей в изоляции.
- Формируйте культуру инноваций и изменений, поддерживайте новое в вашей компании.
Мария Григорьева, управляющий директор в России, Accenture Technology
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!