Рубрикатор |
Статьи |
Евгений КУДРЯВЦЕВ  | 30 декабря 2020 |
Как адаптировать бизнес к условиям кризиса с помощью облачных технологий
Беспрецедентная приостановка деловой активности, локдауны и самоизоляция в 2020 году напомнили российским компаниям о казавшемся очевидным и потому поднадоевшем правиле из мотивационных выступлений – «меняйся или умри».
Бизнес был вынужден перейти от цифровой трансформации на словах к внедрению технологий на деле – не для того, чтобы в перспективе сократить затраты и увеличить прибыль, а чтобы просто не остановить производство и продажи. Причем действовать пришлось в сжатые сроки и при дефиците квалифицированных ИT-специалистов. Многие компании осознали, что строительство или модернизация сетевой инфраструктуры, создание баз данных или разработка собственного ПО – процессы не только крайне затратные, но и нередко технически неосуществимые силами самой организации, особенно в кризисных условиях. С этого момента аббревиатуры IaaS, PaaS и SaaS приобрели популярность в бизнес-среде.
«Удаленка» как наше всё
По очевидным причинам самой распространенной проблемой у компаний оказалась организация удаленной работы сотрудников. Создание частной инфраструктуры для VDI предполагает закупку и настройку целой фермы серверов, что оборачивается затратами в несколько сотен тысяч долларов. Кроме того, понадобится штат сотрудников для обслуживания оборудования. На этом фоне легче по достоинству оценить преимущества облачных платформ, которые позволяют организовать виртуальное рабочее пространство преимущественно на базе имеющегося у компании парка компьютеров. При этом развертывание системы займет несколько недель, а не месяцев – вместе с настройкой среды виртуализации. После чего сотрудникам раздают токены с реквизитами для доступа к системам, сертификаты для установления VPN-соединения и загрузочные образы клиентского терминала. Важно также, что подключение к рабочим машинам происходит через защищенный VPN-канал и криптошлюз. Администраторы компании, в свою очередь, могут своевременно и централизованно обновлять ПО и сертификаты безопасности на виртуальных машинах, что необходимо, когда сотрудники работают из дома, используя различные устройства. Также не надо беспокоиться о производительности домашних компьютеров сотрудников, поскольку на работу с VDI «возраст» ПК не влияет.
Согласно опросу PwC, 78% руководителей считают, что вызванные пандемией COVID-19 изменения, в частности переход на удаленный режим работы, не обратятся вспять после отмены всех ограничений. По данным сервиса Superjob, 37% сотрудников хотят продолжать работать удаленно и после окончания пандемии. Уже сейчас ясно, что удаленная работа не экзотика, а новая реальность для бизнеса, в которой можно как минимум сократить расходы на аренду офиса, закупку техники и электричество.
Легкое масштабирование в действии
В период пандемии работа в одних отраслях была на несколько месяцев попросту заморожена, а в других шел колоссальный рост. В то время пока авиаперевозчики практически вхолостую эксплуатировали собственные дата-центры, не имея возможности совершать полеты, ритейлеры в спешке запускали и расширяли сервисы доставки, наращивали базы клиентов, собирая огромные массивы данных.
Облачные провайдеры оперативно предоставили одним необходимые вычислительные мощности для запуска новых продуктов, а другим – возможность оптимизировать ИT-инфраструктуру с учетом актуального спроса и ситуации на рынке. С помощью инструментов виртуализации бизнес-процессов компании смогли либо перенаправить средства на развитие новых сервисов и стимулирование продаж, либо сократить издержки, чтобы пережить сложный период на рынках. Таким образом предприятия, переходя к использованию SaaS- и IaaS-сервисов, становятся более гибкими в управлении и могут более адекватно реагировать на неблагоприятные рыночные условия.
Надежность – чужими руками
Для любой компании важно, чтобы сетевая инфраструктура работала надежно и без сбоев. Общеизвестно, что в 21-м веке потеря данных или сбой канала связи всего на несколько часов влекут за собой многомиллионные убытки. Создание собственной сети хранения данных предполагает выделение специального помещения с оборудованием, немалые расходы на электричество и зарплату администраторам, которые проводят профилактические работы с отключениями и обновлениями.
На следующем этапе предприниматель старается выбрать для своего бизнеса надежный дата-центр. Сложность заключается в том, что в России до сих пор нет полной ясности со стандартами надежности для ЦОДов, несмотря на то, что Росстандарт в 2020 году опубликовал два новых ГОСТа. К примеру, дата-центр может гордо сообщать на своем сайте, что соответствует сертификату Tier III или даже Tier IV, но при заключении контракта не объяснит клиенту всех нюансов сертификации. Для каждого уровня надежности сначала нужно получить сертификат на проектную документацию будущего дата-центра, потом сертифицировать уже построенный объект и третий этап – проверить ЦОД в режиме реальной эксплуатации. Далеко не каждый владелец дата-центра проходит все этапы проверки в рамках одного из уровней надежности, поскольку сертифицировать проектную документацию гораздо проще, чем готовый объект. Может быть и так, что компания заявляет о соответствии инфраструктуры дата-центра одному из уровней надежности согласно классификации Uptime Institute Tier, однако это документально не подтверждается. Таким образом, для того чтобы найти надежный центр хранения и обработки данных, помимо финансовых затрат, необходимы определенное время и усилия технических руководителей компании. При этом потребности в мощностях или уровне надежности могут измениться, когда договор с поставщиком услуг уже заключен.
Бесперебойной работы корпоративных систем можно добиться за счет перехода на облачные хранилища данных, надежность которых обеспечивается грамотно спроектированной инженерной инфраструктурой. Данные доступны постоянно, поскольку у всех элементов системы, в том числе серверов и сетевого оборудования, есть резервные копии. При этом облако не привязано к какому-либо конкретному месту на карте, отдельные части инфраструктуры находятся в разных дата-центрах, что минимизирует риски отказа всей системы. Избежать потери данных помогает резервное копирование, график и регламент которого, а также процедуры восстановления данных должны согласовываться с сервисом облачного хранилища.
Облачная гибкость
Облачные инструменты и сервисы, являясь одним из воплощений парадигмы совместного использования, влияют сегодня на бизнес-подходы как крупных корпораций, так и маленьких компаний. На рынке облачных вычислений активно создается программное обеспечение с открытым кодом, и бизнес, начиная внедрять такие продукты, также перестраивается. Корпорации, предоставляя открытые API, обеспечивают удобную интеграцию малого бизнеса в собственные цифровые экосистемы либо могут на равных сотрудничать с конкурентами.
Предрекать конец зависимости бизнеса от вендоров или полный переход на открытое ПО, конечно, преждевременно. Однако в России, как и во всем мире, четко видна тенденция к созданию открытых и гибких бизнес-экосистем.
Помимо массовых виртуальных инструментов, пригодных для предприятий практически любой сферы, становятся популярными и специализированные сервисы для ИT-компаний. К примеру, работая на облачной платформе над очередным проектом, DevOps-разработчики могут не думать об администрировании сервера или сохранности данных, а сосредоточиться на написании кода. Облако позволяет существенно повысить производительность и выпускать готовые приложения или новые версии более оперативно.
Конечно, использование облачных продуктов не обеспечит моментального увеличения продаж или ускорения темпов производства на 100%. Однако грамотный подбор необходимых именно вашей компании инструментов поможет оптимизировать работу. Затраты на закупку современной ИT-инфраструктуры требуются солидные, при этом ее необходимо регулярно обновлять. Поэтому аренда может стать оправданным выбором и сократит издержки. Отказавшись от собственных серверных и сисадминов, можно сэкономить на бесперебойном электроснабжении инфраструктуры и на обслуживающем персонале. Но главное преимущество облачных технологий в условиях кризиса и неопределенности на рынке в том, что они позволяют иметь гибкую инфраструктуру, которую можно оперативно усовершенствовать, изменить или расширить.
Евгений Кудрявцев, руководитель отдела поддержки продаж,
«ТИОНИКС»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!