Рубрикатор |
Статьи |
Антон САЛОВ  | 10 марта 2022 |
Облачные итоги – 2021. Госсектор
В ближайшие пять лет госсектор наравне с корпоративным сегментом будет основным потребителем ресурсоемких приложений, для которых требуется облачная инфраструктура. В Россия концепцию гособлака сформулировало профильное министерство, сделав ставку на мультиклауд.
Госсектор привлекает облачных провайдеров не только в России, где бизнес давно уяснил, что основной держатель бюджетов, в том числе в сфере ИТ, – государство. Правда, в России игры в b2g иногда бывают сродни русской рулетке, в которой револьвер заряжен повесткой в суд. В США правила более определенные, и гиперскейлеры борются за госбюджеты не с государством, а между собой, доходя при этом до суда.
Так, в 2019 г. разразилась война за 10-миллиардный госзаказ на создание облака. Контракт выиграла Microsoft, однако Amazon, сославшись на подозрения в том, что на принятие решения оказала влияние администрация Трампа, подала иск в суд. Политическая конъюнктура оказалась подходящей, и в июле 2021-го суд контракт с Microsoft аннулировал.
В августе 2021 г. Amazon получила другой 10-миллиардный облачный контракт, по переносу в облака инфраструктуры и данных Агентства национальной безопасности США. В ответ Microsoft подала жалобу в Счетную палату США, и та согласилась с претензией. Методика выбора поставщика и конкурс направлены на доработку.
В ближайшие пять лет госсектор наравне с корпоративным сегментом будет ключевым потребителем технологий видеоаналитики, искусственного интеллекта и машинного обучения, а для всего этого требуется облачная платформенная инфраструктура. Поэтому крупнейшие гиперскейлеры открыто бьются за госконтракты.
Мультиклауд по-государственному
В России Минцифры в 2020 г. пересмотрело концепцию реализации Государственной единой облачной платформы (ГЕОП). К 2020 г. на рынке появился целый ряд провайдеров, том числе SberCloud, Mail.ru Cloud Solutions (ныне VK Cloud Solutions, VKCS) и M1Cloud, которые были готовы предоставить свою инфраструктуру для государственных информационных систем (ГИС) и не были согласны с монополизмом «Ростелекома» в этой сфере. В ответ на запрос отрасли модель ГЕОП была трансформирована в коммунальное облако. Если раньше предполагалось каждую ГИС создавать на собственной инфраструктуре и в своем контуре безопасности, то теперь они должны будут использовать единую ИТ- и ИБ-среду. Такой подход даст возможность только на ИБ экономить до 30%, а, кроме того, позволит более гибко использовать вычислительные ресурсы и ускорить процесс развертывания ГИС в гособлаке.
Ирония заключается в том, что ИТ-сообщество долго обсуждало концепцию мультиклауда: нужен там биллинг или не нужен, нужно иметь единую панель или не нужно и т.д. А тут оказалось, что самый крупный проект мультиклауда реализует государство. И в его понимании мультиклауд – это совокупность облачных решений разных провайдеров, объединенных единым порталом самообслуживания и единым инструментом управления инфраструктурой, что позволяет управлять инфраструктурой динамически. При этом декларируется принцип открытости, т.е. любой провайдер, соответствующий требованиям, может стать частью гособлака.
Определение хорошее, правда, не дает ответа, как в этом случае быть с PaaS/SaaS. Дьявол, как известно, кроется в деталях. Например, представитель ведомства упомянул в числе требований к провайдеру инфраструктуры для гособлака наличие собственного ЦОДа: это дает определенную гарантию надежности инфраструктуры в рамках сквозного SLA. Логично, но отсекает таких провайдеров, как Softline и VKCS. Первый строит свое облако на партнерских ЦОДах, а второй, хотя и участвует цифровых госпроектах, использует смешанную модель: собственный корпоративный ЦОД на Варшавском шоссе + коммерческие ЦОДы. Согласен, для части гособлака является рискованной ситуация, когда владелец ЦОДа просит облачного провайдера съехать с его площадки – а такие прецеденты известны.
Однако жизнеспособность конструкции вызывает вопросы. И дело даже не в управлении через единый инструмент Terraform с открытым кодом – такой подход вполне профессионален, несмотря на то что не дает гарантии работоспособности импортозамещенного стека проекта. Непонятно, как обеспечить целостность связки абстракции PaaS + SaaS в «Гостехе». Что это за PaaS? Из каких функций состоит? Почему именно из этих? У многих потенциальных бенефициаров свой PaaS: у «Ростелекома», вероятно, на основе решений DataLine, у VKCS – на OpenStack, у SberCloud – Huawei. Если «Яндекс» пожелает присоединиться, то предложит свой стандарт. И как им договориться? Это не уровень гипервизоров. И уже сейчас у традиционных игроков российского рынка ПО для госсектора возникают опасения. Концепция – супер. Но остаются неясности в отношении архитектуры и реализации.
Следующий уровень «Гостеха» не вызывает вопросов. Концепция маркетплейса приложений «Госмаркет» вполне укладывается в логику SaaS или AaaS. Предполагается реализовать открытый маркетпплейс приложений для государственных организаций и предприятий, руководствующихся в части закупок положениями 44-ФЗ. По идее разработчики, соответствующие требованиям, включая присутствие софта в реестре отечественного ПО, размещают свои приложения через портал самообслуживания на платформе оператора «Госмаркета». Этот оператор проверяет приложения на предмет качества и соответствия требованиям. Далее ГБУ, РОИВы и ФОИВы через клиентский портал самообслуживания заказывают те или иные приложения из числа прошедших отбор, в частности по облачной модели в режиме закупки у генпоставщика, что ускорит и упростит закупочные процедуры.
Поддержим родные ИТ
Новая концепция гособлака выглядит в целом жизнеспособной и проработанной с точки зрения профильного министерства, которое активно развивает меры поддержки отрасли. В 2021 г. Минцифры в рамках второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли запустило программу для среднего и малого бизнеса, направленную на стимулирование использования отечественных облачных решений. Предприятия СМБ в рамках этой программы могут приобрести лицензии или подписку по цене на 50% ниже рыночной, а отечественный поставщик/вендор получит компенсацию «выпадающих доходов» от фонда развития ИТ при министерстве. Тем самым стимулируются и развитие отечественных облаков, и мягкое продвижение импортозамещения, и поддержка бизнеса, пострадавшего в пандемию. В программе уже зарегистрировались около 30 облачных вендоров, а за полтора месяца, прошедших с запуска программы в ноябре, было продано 1500 лицензий/подписок. Предполагается в 2022 г. довести это число до 1 млн. В рамках третьего пакета мер поддержки отрасли Минцифры рассматривает возможность по той же схеме предлагать облачную инфраструктуру стартапам. Отличные начинания, молодцы!
Помимо этого, в перечне мер второго пакета поддержки ИТ-отрасти есть запрет федеральным и региональным (в частности, муниципальным) органам власти на строительство собственных ЦОДов без особого обоснования – все должны пользоваться гособлаком в коммерческих ЦОДах. Обоснованием, вероятнее всего, будет являться уровень отчислений в федеральный бюджет. Так, Москва и область для своих информационных сервисов имеют собственные ЦОДы. Но в целом начинание хорошее, заодно и отрасль ЦОДов поддержим, и стимулируем строительство в регионах.
Антон Салов, независимый эксперт, RCCPA