Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Тимур АЛИМХАНОВ  29 апреля 2022

Малый бизнес в ИТ. Как выжить в 2022-м

Текущая ситуация заставила меня задуматься о том, как малым и средним по размерам ИТ-компаниям пережить сложные времена и на что надеяться в ближайшем будущем. 

Ничто не вечно под луной. Даже смузи

Одна из больших проблем ИТ-бизнеса – это избалованность сотрудников, которая влечет за собой повышенные корпоративные издержки. Сегодня трудно представить, что хороший программист согласится работать в офисе класса ниже «B+», не имеющем собственной кухни со смузильней. Владельцы бизнесов, устроив охоту за головами, соревновались друг с другом в создании наиболее привлекательных условий для сотрудников. В результате определенный дефицит трудовых ресурсов превратил программистов в настоящих небожителей. Но ничто ни вечно под луной, и момент, когда им вместе с работодателями придется спуститься на землю, уже настал. Снизилась деловая активность, часть крупных заказчиков приостановила свою деятельность или заметно уменьшила объем заказов. События отчасти напоминают времена моей студенческой молодости. 

В 2010 г., когда я был студентом второго курса, все мои одногруппники кинулись изучать программные продукты «1С». В то время был невиданный подъем данного направления, и профильные специалисты ценились буквально на вес золота. Они считались голубой кровью, заказчики и руководители сдували с них пылинки, предлагали самый лучший кофе и чай с молоком и сливками. В те годы один из выпускников нашего вуза брал за час работы 3 тыс. руб. при том, что решение задачи должно было занимать минимум 10 ч. Я спросил у него: «А если придет человек с задачей на 5 ч или меньше?» Товарищ мне ответил, что даже разговаривать не будет с таким клиентом.

Прошла пара лет. Программистов, специализирующихся на продуктах «1С», заметно прибавилось, и мой собеседник вынужден был снизить ставку до 2 тыс. руб. в час, по которой он успешно работал в течение многих лет и был востребован.
Сейчас ситуация во многом повторяется. После нескольких хлебных лет мы столкнулись с неопределенностью. Но именно от нас зависит судьба наших компаний: продолжать держать условную ставку в 3 тыс. руб. в час и пить смузи как ни в чем ни бывало, либо адаптироваться к реалиям рынка. Я ничего не имею против чудесного напитка, нашей компании под силу обеспечить его своим программистам и сегодня. Но именно он служит символичным элементом портрета программиста в его среде обитания, которую, возможно, пришло время изменить. 

Рынок дает шанс. Резервы роста

К чему я рассказал эту историю? Я думаю, владельцам ИТ-компаний, как и потенциальным заказчикам, не стоит беспокоиться. Сейчас прекрасное время. Да, из страны уехала часть программистов, но многие остались. Именно они будут активно развивать свой бизнес и занимать освободившиеся ниши. Нам, владельцам ИТ-компаний, следует сохранять хладнокровие и оглядеться по сторонам. Рынок открывает новые возможности, и скоро потребность в профессионалах сильно вырастет.
Я вижу следующие шаги, которые помогут компаниям нашего профиля. Часть из них подсказало государство.
  • Брать на работу головастых студентов и заниматься их системной подготовкой, как это делают крупные компании. Нам самим нужно воспитывать новое поколение, не внушая им, что они небожители и самые желанные люди на планете. Давайте подсчитаем, во что обойдется взращивание одного программиста. Взяв студента второго-третьего курса вуза с минимальными базовыми знаниями, за пару лет из него можно вырастить добротного профессионала, способного справиться с большинством стандартных задач. При зарплате 30 тыс. руб. в месяц за два года расходы составят 720 тыс. руб. Прибавим еще 30,2% налогов и сборов. Получается почти миллион – 937,44 тыс. руб. На первый взгляд, не очень выгодно. Но он же будет вам зарабатывать денежки! Исходя из нашего опыта, один сотрудник с зарплатой в 30–40 тыс. руб. может приносить компании порядка 150 тыс. руб. чистой прибыли после вычета всех налогов. Получается не так уж плохо. Придется решать много рутинных проблем воспитания кадров? ДА! Но на выходе будет отличная команда.
  • Действующим сотрудникам повысить зарплату за верность. Речь идет не о двукратном повышении. В текущих реалиях достаточно 5–10% и более человеческого отношения к персоналу. По наблюдению моего бизнес-партнера Романа Саркисова, многие программисты работают не за деньги, а за интересные задачи и возможность постоянного саморазвития. Деньгами мы их сами избаловали. Программисты – это люди, которые хотят интересных задач.
  • Перераспределить бюджеты. Сократить корпоративные расходы. Например, для 10 человек снять офис площадью около 20 кв. м, перевести часть сотрудников на удаленный режим работы и начать инвестировать в рекламу.
  • Обратить внимание на регионы. В нашей команде 70% сотрудников не из Москвы. Разберем ситуацию на примере двух компаний: нашей и условного среднего агентства «Х», специализирующегося на разработке интернет-ресурсов. Цены у нас одинаковые. Но копнем чуть глубже, посмотрим на стоимость аренды.
 
StepUp разбросана по всей стране, и программисты еще с 2015 г., до того, как пандемия научила всех пользоваться зумом и скайпом, работают кто дома, кто в коворкинге. Единственная недвижимость, которую мы арендуем, – это офис площадью 12 кв. м. Кто-то скажет: «Несолидно». И будет отчасти прав. Но когда началась эпидемия, а затем спецоперация, расходы на содержание офиса не стали для нас тяжким финансовым бременем.

Агентство «Х» тратит на аренду офиса ежемесячно 300 тыс. руб. Это не большие деньги в мире ИТ, но для компании со штатом 15–20 человек все же деньги. Ей, как представителю малого бизнеса, стало немного некомфортно. Потому что в случае непредвиденных событий на рынке и в обществе, тем более в ситуации неопределенности, которую некоторые и вовсе назвали паникой, заказчики в первую очередь уменьшают бюджеты на маркетинг и разработку. И для владельцев компании «Х» расходы на офис снижают маржинальность и запас прочности, необходимый, чтобы пережить сложные времена.

Предложенные меры позволят сохранить бизнес и заложить фундамент будущего роста. Готовьте собственные кадры, сохраняйте существующую команду. Оптимизируйте расходы и не выпендривайтесь – сейчас не время пыжиться и снимать офис в 200 «квадратов», в этом нет смысла. Мы – игроки ИТ-рынка, и своим примером должны показывать, как можно зарабатывать большие деньги, имея сотрудников в разных концах мира, не просиживая в режиме 24/7 в огромном красивом и очень дорогом офисе.

По моему скромному мнению, если мы сохраним холодный ум и перегруппируемся, то нам не придется говорить о выживании.

Тимур Алимханов, соучредитель и управляющий партнер ИТ-компании Stepup24
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!