Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
12 сентября 2022

Полезность МИС определяется ее информативностью и удобством для врача

Ямало-Ненецкий автономный округ еще в 2018 году принял решение о централизованном переходе от множества МИС к единому решению. Практическим опытом делится Елена Лось, заместитель главного врача по информационным технологиям ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница».

– Расскажите, пожалуйста, о вашей больнице: какова ее структура, сколько в ней работает специалистов и сколько из них пользуются МИС?

– ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская ГБ» – единственная многопрофильная больница в Муравленко. К ней прикреплено все население нашего города – 33 тысячи человек. В ее составе: круглосуточный стационар на 227 коек, дневной стационар на 69 коек, детская и взрослая поликлиники, женская консультация и стоматологическая поликлиника. Кроме того, к ней относятся отделение скорой медицинской помощи на четыре бригады, клинико-диагностическая лаборатория и отделения лучевой и функциональной диагностики. В больнице работают 145 врачей и 393 человека среднего медперсонала. Сегодня все они – пользователи «ЕЦП.МИС».

– Как развивалась цифровизация больницы?

– В нашем учреждении МИС использовались давно. Предыдущая система работала с 2012 года. Это была КМИС, реализованная на платформе IBM Lotus Notes. Но разработчик, понимая, что не сможет соответствовать требованиям приказа Минздрава России к государственным информационным системам в сфере здравоохранения от 24.12.2018 № 911н, ушел с рынка. Решение о переходе на новую МИС было принято на уровне региона.

– Расскажите о техническом оснащении больницы.

– Наша больница старается участвовать во всех пилотных проектах – это дает поддержку со стороны МИАЦ и округа в плане технического обеспечения. И эта поддержка весьма существенная, своими силами мы бы не справились. Первое и самое важное – в округе централизованно были проведены работы по созданию локальной вычислительной сети внутри больниц и развернута единая корпоративная сеть масштаба округа. Мы получили 130 моноблоков, четыре планшета для отделения скорой медицинской помощи, сетевой координатор и т.д. Сейчас ожидаем внедрение электронной очереди в двух поликлиниках, поставку МФУ, принтеров и моноблоков. Техническое оснащение – важный фактор эффективной цифровизации медучреждения.

– Как выстраивалась работа с коллективом при переходе на новую МИС?

– Поскольку мы не первый раз внедряем МИС, алгоритм перехода у нас уже отработан. Мы всегда начинали с параклинических отделений и стационара. Обучение коллектива мы проводим своими силами, точнее силами отдела вычислительной техники и информационной безопасности. Разработчик оказывал нам поддержку, организовывая аудиоконференции по вопросам и направлениям, в которых мы не могли разобраться сами. Взаимодействие всегда проходило через МИАЦ. Сегодня обучение проводится на постоянной основе. Это и очное обучение, и внутренний чат, где в круглосуточном режиме можно проконсультироваться по всем вопросам работы в МИС, и создание видеоинструкций для пользователей.

– Какие локальные нормативные правовые акты были приняты в больнице, чтобы организовать работу в МИС?

– На уровне округа была создана рабочая группа, которую возглавил директор департамента, я вошла туда в качестве члена рабочей группы. Основные НПА по работе с МИС согласовываются на уровне этой рабочей группы и утверждаются на уровне Департамента здравоохранения ЯНАО. Это позволяет всем медорганизациям внедрять МИС равномерно и двигаться в одном направлении. У нас был выпущен внутренний приказ по больнице, которым каждому отделению были определены его функции работы в медицинской информационной системе.

– Как проходит обучение работе с МИС?

– В 2021 году я и наши программисты прошли очное обучение на базе учебного центра компании-разработчика в Перми. Также МИАЦ на постоянной основе организует онлайн-обучение по разным направлениям, которое проводят сотрудники учебного центра. На мой взгляд, в коллективе необходимо найти врачей, которые заинтересованы во внедрении нового, а дальше процесс развивается в геометрической прогрессии. У нас так и было: врачи видели преимущества новой МИС и сами просили перевести на нее, так как больнице всегда сложно работать в двух системах. Переход с одной МИС на другую у нас занял шесть месяцев.

– По каким критериями оценивается эффективность работы в медицинской информационной системе?

– Врачи должны работать в единой системе, правильно вводить первичную информацию, причем самостоятельно и именно во время приема, а не с помощью операторов. Дальше на основе этой информации формируются реестры, статистическая отчетность, передаются данные в федеральный регистр электронных медицинских документов (РЭМД) и вертикально-интегрированную МИС (ВИМИС) согласно требованиям Минздрава. Например, реестры счетов по ОМС мы сдаем за один, максимум два дня, то есть первого числа каждого месяца вся необходимая информация уже занесена в МИС, пользователи закрыли и проверили свои случаи. Все врачи имеют электронную подпись. Сегодня в РЭМД мы передаем 27 СЭМД. С мая 2021 года по июнь 2022 года в РЭМД было передано и успешно зарегистрировано более 400 тысяч документов, в том числе 246 тысяч протоколов лабораторных и инструментальных исследований, 75 тысяч протоколов консультаций врачей-специалистов. Передача свидетельств о рождении и справок на оружие при межведомственном взаимодействии с ЗАГС и Росгвардией у нас тоже происходит через МИС, а не через веб-сервисы, разработанные ЕГИСЗ.

Что касается статотчетности, то здесь еще есть над чем работать. В предыдущих МИС был инструмент, с помощью которого мы могли сами оперативно делать необходимые отчеты. В текущем решении его нет, но разработчик знает об этих сложностях, и мы вместе ищем варианты решения.

– Благодаря чему удалось добиться положительных результатов? 

– Основные факторы успеха – это информативность и удобство МИС для пользователя. Врачи поняли, что МИС им действительно полезна. Например, они могут видеть результаты лабораторных и инструментальных исследований, что существенно облегчает работу.

Большое значение имеет и административный ресурс. Я как заместитель главного врача по ИТ присутствую на всех совещаниях, аудиоконференциях и планерках, постоянно в курсе всех новых задач и требований, которые ставятся как перед больницей, так и перед округом. Это позволяет своевременно и быстро адаптировать функциональность МИС, оперативно взаимодействовать с вендором и работать на опережение. Например, так мы сейчас формируем реестры счетов. Разработчик вносит изменения намного быстрее, чем ТФОМС. И ТФОМС на реестрах, созданных с помощью МИС, тестирует новые изменения в протоколах информационного взаимодействия и тарифном соглашении.

Важна и позиция директора Департамента здравоохранения ЯНАО и главных врачей – они поддерживают создание единой МИС в округе. Ее плюсы уже видны: это единая ЭМК пациента, которая доступна всем ЛПУ округа и позволяет оперативно решать вопросы маршрутизации пациентов.

– Обмениваетесь ли вы опытом с коллегами из других медицинских организаций? Как выстраивается коммуникация с ними?

– Конечно, мы делимся с коллегами из других больниц опытом работы с медицинской информационной системой. У нас создан внутренний чат, в котором мы общаемся в режиме онлайн и консультируем друг друга. Весь округ использует одно решение, и у всех типовые ошибки, с которыми мы можем справляться без участия разработчика. Кроме того, проводим выездные мероприятия сотрудников ИТ-служб округа. В последний раз это была Ноябрьская ЦГБ. На таких мероприятиях можно на месте адаптировать бизнес-процесс. Это хорошие мозговые штурмы в реальной ситуации и с реальными условиями работы МИС.

Цифровизация медицины, несомненно, будет продолжаться. Наш опыт показывает, что нерешаемых проблем нет. Главное – сплоченная команда и эффективный инструмент.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!