Rambler's Top100
 
Статьи
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ  25 декабря 2020

Как выбрать МИС: обмен данными с государством и другие функции

Еще недавно полноценную медицинскую информационную систему внедряли в основном крупные и многопрофильные клиники. Сегодня наличие такой системы – необходимое условие для работы и в сегменте коммерческой медицины. Почему?

Медицинская информационная система (МИС) лежит в основе управления всеми процессами современной клиники – это медицинская ERP. МИС координирует работу отделений клиники, автоматизирует и упрощает работу медперсонала, содержит в себе финансовый блок и подсистему управления взаимоотношениями с пациентами.

Что происходит на рынке частной медицины 

Исследования рынка показывают:
  • Ожидания пациентов в отношении уровня сервиса растут. Пациенты все чаще выбирают клиники, в которые можно записаться онлайн или в которых можно получить историю болезни и результаты обследований в электронном виде. 
  • Страховые компании ужесточают требования к программам ДМС и отдают предпочтение клиникам с прозрачными рабочими процессами.
  • Лидеры рынка коммерческой медицины активно используют источники финансирования, связанные с государством, – ОМС, программы высокотехнологичной медицинской помощи и государственно-частное партнерство – как дополнительный источник дохода и канал привлечения пациентов в клинику. 
  • Государство вводит новые меры контроля: коммерческие медорганизации должны стать частью единого цифрового контура (ЕЦК) в здравоохранении. За непередачу сведений в государственные информационные системы предусмотрены санкции вплоть до лишения лицензии.
  • Усиливается конкуренция за врачей и пациентов, в том числе со стороны государственных клиник.
Лидеры рынка уже внедряют цифровые сервисы для того, чтобы привлекать и удерживать клиентов, оптимизировать расходы, сотрудничать с партнерами по рынку и государством. Основа любой цифровизации – МИС. Она должна быть достаточно гибкой и адаптивной, чтобы расти вместе с клиникой. Кроме того, необходима возможность подключать дополнительные модули и функции. Поэтому мы рекомендуем обратить внимание на разработчиков, которые имеют опыт работы в клиниках вашей специализации и широкий список партнеров, с которыми система может быть интегрирована в будущем. 

Зачем передавать данные в ЕГИСЗ?

Сегодня и государственные, и частные организации, имеющие специальную лицензию, обязаны передавать данные об оказанной медицинской помощи в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Такие требования содержатся, например, в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ и Постановлении Правительства № 555. Они действуют с 1 января 2019 года, т.е. уже практически два года. 

Отказ от передачи сведений в ЕГИСЗ – это нарушение требований к оказанию услуг по лицензируемому виду деятельности, за которое контролирующие органы могут оштрафовать. Пока такие случаи происходят редко. Однако скоро ситуация изменится. Например, в ближайшее время могут вступить в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают реальные санкции. 

Организации частного сегмента здравоохранения в будущем, возможно, даже не смогут получить лицензию на медицинскую деятельность без обмена сведениями с ЕГИСЗ. В 2019 году вопрос законодательного оформления таких требований вошел в перечень поручений Президента РФ. Серьезность намерений государства подтверждают и новые методические рекомендации Минздрава России, опубликованные в августе 2020 года. Они еще раз определяют принципы взаимодействия частных клиник и различных подсистем ЕГИСЗ. 

Внедрение МИС – обязательно? 

Перечень данных, которые клиника должна передавать в ЕГИСЗ, определяется Постановлением Правительства № 555. На федеральном уровне ЕГИСЗ состоит из нескольких подсистем. В некоторые из них медучреждения должны вносить информацию самостоятельно. Например, больницы или клиники должны сами передавать сведения о медорганизации и медработниках. 

В другие подсистемы информация передается автоматически. Так происходит со сведениями об оказанной пациенту медицинской помощи и с информацией, необходимой для онлайн-записи на прием к врачу, если клиника работает в системе ОМС. 

Эта информация «рождается» и хранится в МИС. А значит, наличие в клинике МИС обязательно для интеграции с государственными информационными системами, как и для работы клиники в целом. 

Облака или свои мощности?

МИС может быть развернута в двух вариантах. Первый вариант – облачное решение, работающее по модели SaaS. В таком случае поставщик предоставляет медучреждению возможность использовать систему, беря на себя все заботы по установке сетевых устройств, работе серверов и даже информационной безопасности. Арендная модель помогает клинике минимизировать затраты: здесь не потребуются крупные первоначальные вложения, связанные с внедрением системы. 

Этот вариант подходит для небольших медицинских организаций. Главное преимущество – сокращение затрат на техническую инфраструктуру и оборудование. Тем не менее совсем без затрат не обойтись: например, для работы в облаке понадобится надежный и стабильный канал связи. Основной недостаток такой системы – невозможность полностью индивидуализировать настройки. Если у клиники появятся особые требования, разработчик не сможет их удовлетворить. 

Для крупных медорганизаций с большим штатом сотрудников или территориально распределенной структурой предпочтительнее развертывать МИС на собственных мощностях. Локальная информационная система предоставляет более широкие возможности: по своему желанию клиника может не только выбирать количество рабочих мест, но и менять настройки, добавлять новые функции. Недостаток – потребуется больше ресурсов: на внедрение, обслуживание, обеспечение информационной безопасности. 

Подробнее о функциях

Медицинские информационные системы различаются своими функциональными возможностями. При этом у локальных и облачных МИС они, как правило, схожи. Базовый набор функций перечислен в Приказе Минздрава № 911н, однако на практике каждая медорганизация сама определяет, какие функции ей необходимы в первую очередь. 

Например, коммерческим клиникам часто важны возможности, связанные с лояльностью клиентов: учет скидок, бонусов, подарочных сертификатов. Также большую роль для них могут играть функции управления финансовыми потоками – учет и анализ услуг, предоставляемых по полисам ОМС и ДМС, а также оплаченных пациентом самостоятельно. 

Однако главная цель МИС – упрощать работу с данными. Поэтому при выборе системы стоит обратить внимание на возможности управления медицинской информацией, представленной в электронной медицинской карте. Помимо передачи этих сведений в ЕГИСЗ, МИС должна обеспечивать создание протоколов диагностики, консультаций врачей и других медицинских документов. 

Опыт и сотрудничество

На рынке МИС присутствуют более сотни разработчиков, которые конкурируют друг с другом и стремятся постоянно улучшать свой продукт. В этих условиях логично обращать внимание на опытных игроков с богатым портфолио реализованных проектов. Выбор такой компании дает гарантию, что поставщик решения не исчезнет с рынка и клинике не придется заново проходить сложный процесс адаптации сотрудников к работе с новой МИС. 

Кроме того, опытные игроки, как правило, имеют много партнеров, что становится большим плюсом: благодаря этому перед организациями могут открываться дополнительные возможности. Например, для частных клиник может быть важно, чтобы разработчик МИС был интегрирован с оператором иной информационной системы, который, скажем, выступает звеном, соединяющим частные клиники с государством в процессе передачи данных. Согласно методическим рекомендациям Минздрава, через такого оператора организация может передавать данные в три подсистемы ЕГИСЗ – федеральную электронную регистратуру, федеральную интегрированную электронную медицинскую карту и федеральный реестр медицинских документов. 

* * *

Разработка единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ, в который будут включены организации государственного и коммерческого сектора, – одна из ключевых целей государства, рассматриваемых в нацпроекте «Здоровье». По планам, представленным в федеральном проекте создания ЕЦК, к 2024 году к МИС должны быть подключены 100% медорганизаций – это один из целевых показателей. Таким образом, взаимодействие с ЕГИСЗ и использование МИС становятся обязательными условиями для работы больниц и клиник. Пока государство не спешит применять санкции за нарушение порядка передачи данных. Однако начинать работать с МИС и подключаться к ЕГИСЗ нужно уже сейчас. 

Владимир Соловьев, директор по развитию направления «Здравоохранение», ГК «Нетрика»
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!