Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 09-10 2015
Евгения ВОЛЫНКИНА  10 ноября 2015

До тектонических сдвигов все еще далеко

Технические трудности информатизации здравоохранения либо уже преодолены, либо преодолимы. Сложнее обстоит дело с отставанием нормативной правовой базы, разработкой справочников и регламентов. Но и в этих направлениях наметились обозримые сроки решения проблем.

Два года назад, после освоения 30 бюджетных миллиардов рублей, потраченных по программе информатизации здравоохранения на инфраструктуру, специалисты предупреждали, что видимого для простого пациента эффекта этих вливаний следует ждать очень не скоро. За прошедшее время горизонт визуально ближе не стал, хотя работы не прекращаются. На прошлогодней, 15-й по счету, ежегодной конференции «Информационные технологии в медицине» (ИТМ) директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елена Бойко объявила о смене вектора развития медицинских ИС – подход к их внедрению должен был стать персоноцентрированным, т.е. планировалось активно развивать технологии, позволяющие врачу работать более эффективно и больше времени уделять пациенту (к таким технологиям, в частности, были отнесены интегрированные электронные медицинские карты (ИЭМК), интероперабельность ИС и электронный документооборот).

Е. Бойко: «Иногда в регионах разрабатываются уникальные системы, которые можно тиражировать на всю страну»

Выравнивание базы

Оценить последствия изменения вектора смогли участники нынешней ИТМ-2015. Как рассказала Е. Бойко, в конце 2014 г. совместно с региональными органами управления здравоохранением был проведен анализ итогов базовой информатизации, который показал, что неоднородность развития регионов и по инфраструктуре, и по реализованным системам и сервисам сохраняется и для выравнивания нужно принять специальные меры. В I квартале 2015 г. был разработан проект Дорожной карты развития ЕГИСЗ субъектами РФ на 2015–2018 гг. В апреле 2015 г. этот документ был одобрен правительственной подкомиссией по развитию электронного здравоохранения, и на основе утвержденной формы дорожной карты все субъекты, исходя из собственного текущего состояния информатизации, запланировали мероприятия, которые позволят им в 2018 г. достичь заданных значений контрольных показателей. Соглашения о реализации дорожных карт были подписаны между Минздравом и всеми субъектами РФ. По идее в 2018 г. мы должны получить достаточно однородную картину развития информатизации здравоохранения на всей территории страны.

В медицинских организациях всех регионов уже внедрены или внедряются МИС, главной функцией которых является ЭМК. До сих пор в такой сильно регулируемой отрасли, как здравоохранение, нет официальных требований к функционалу МИС, но ситуация скоро должна измениться. Поручение министра здравоохранения Вероники Скворцовой разработать единые требования к МИС учрежденческого и регионального уровня было дано по сути экспромтом на совещании с разработчиками МИС в январе 2015 г. В феврале была создана соответствующая рабочая группа. Результат ее трудов – проект Требований к медицинской информационной системе медицинской организации – сначала прошел обсуждение на Экспертном совете Минздрава, а в мае этого года был опубликован на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ для общественного обсуждения. Так что в обозримом будущем следует ожидать утверждения Требований в виде методических рекомендаций Минздрава. Кроме того, идет работа над требованиями к региональным МИС, которые должны обеспечить интеграцию всех МИС медицинских организаций на территории каждого субъекта и их взаимодействие с лабораториями, станциями скорой помощи, аптеками и другими организациями здравоохранения.

К концу 2015 г. Минздрав планирует выпустить типовые требования к ИС для обработки данных льготного лекарственного обеспечения (пока льготные электронные рецепты выписываются в 75% ЛПУ, имеющих на это право) и типовые требования к ИС диспетчеризации скорой помощи. Кстати, такие системы диспетчеризации санитарного автотранспорта есть сейчас только в 64 из 85 регионов страны. Выравнивать регионы нужно и по другим ИС: только в 75 субъектах РФ есть региональный сегмент ЕГИСЗ, ЭМК есть в 51 регионе, в 47 субъектах существует центральный архив медицинских изображений, в 35 внедрена система непрерывного обучения медперсонала компонентам ЕГИСЗ. Зато практически однородна ситуация с развитием систем интеграции между МИС и ИС территориальных фондов ОМС – их почти нет. В 12 субъектах РФ сейчас запущены лишь пилотные проекты по организации такого межведомственного взаимодействия.

Федеральные обязанности

Немало предстоит сделать и на федеральном уровне. Пожалуй, самое сложное и тяжело идущее направление – это пресловутое нормативно-правовое обеспечение информатизации. Например, для нормативно-правового обеспечения развития ЕГИСЗ, по мнению Минздрава, необходимо внести поправки в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», и это планируется сделать в 2016 г. (правда, что по поводу этих планов думает Госдума, пока неизвестно). Также пока нет нормативных документов, определяющих ведение медицинской карты в электронном виде. Вернее, есть принятый в 2006 г. ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения», который по понятным причинам устарел (даже название для электронной истории болезни теперь в ходу другое – электронная медицинская карта, хотя ее определение пока так и не утверждено официально). Автор этого ГОСТа, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра, руководитель рабочей группы «Электронная медицинская карта» Экспертного совета по ИКТ Минздрава РФ Борис Зингерман  предложил проекты двух новых стандартов – «ЭМК. Основные принципы, термины и определения» и «ЭМК в медицинской организации». Три года назад появился проект третьего стандарта, касающегося ИЭМК. До недавнего времени все они лежали без движения, и экспертное сообщество спорило о том, каким способом проще и быстрее сделать их официальными нормативными документами – путем принятия ГОСТа или через приказ Минздрава, и каждый путь выглядел долгим и тернистым. И вот приятный сюрприз – Минздрав заявил о планах утверждения этих документов ведомственным приказом еще до конца 2015 г.

На 2016 г. федеральным центром запланированы и работы по легализации электронного документооборота в здравоохранении. В этом вопросе Минздрав также намерен действовать путем внесения изменений в действующие нормативные документы, что должно подвести правовую базу под обработку и хранение медицинских документов и обмен медицинской информацией между лечебными учреждениями в электронном виде.

Т. Зарубина: «В нескольких регионах ЭМК базового уровня внедрена во всех государственных и частных ЛПУ. Год назад этого не было»

Как отметила главный внештатный специалист по внедрению современных ИС в здравоохранении Минздра­ва России, заместитель директора ЦНИИОИЗ МЗ РФ Татьяна Зарубина, не менее важна для функционирования электронного документооборота и развития ЕГИСЗ нормативная справочная информация, в связи с чем в 2015 г. в ЦННИОИЗ для ревизии, модернизации и разработки справочников создана специальная регламентная служба, которая уже подготовила несколько федеральных справочников, в том числе МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра).

Летом 2015 г. стартовал еще один новый проект Минздрава. Он предусматривает создание Федеральной системы дистанционных медицинских консультаций и образования, которая названа телемедицинским сегментом ЕГИСЗ. Для первой очереди этого сегмента, для которого будет создан единый архив медицинских изображений и документов, уже отобран 21 федеральный медицинский центр. Специалисты этих центров будут консультировать врачей региональных клиник. Но самое главное, что этот проект, возможно, произвел все-таки небольшой тектонический сдвиг: Минздрав наконец-то занялся разработкой номенклатуры телемедицинских услуг и регламента оказания телемедицинских консультаций (800 тыс. телемедицинских консультаций, которые, по официальным данным, были проведены в 2015 г., обошлись без этих «условностей»). Потом планируется рассмотреть тарифы ОМС (!) на телемедицинские услуги. То есть все то, о чем давно говорили не большевики, а специалисты по телемедицине, имеет некие перспективы скорой реализации. Кстати, некоторые регионы уже решили часть проблем телемедицины на своих территориях и, например, начальник Красноярского краевого МИАЦ Сергей Евминенко считает, что для внедрения телемедицинских консультаций не так важно решение вопроса с их оплатой, как наличие четкого регламента их организации.

Всем миром

Информатизация здравоохранения в этом году получила двух внештатных помощников – Фонд развития интернет-инициатив и Институт развития интернета (ИРИ), которые выступили с законопроектами и инициативами по ряду проблем развития телемедицины и электронного здравоохранения. Например, ИРИ по поручению Президента РФ разработал программу развития российского интернета, в которую, как отметил председатель совета ИРИ Герман Клименко,  вошли, в частности, предложения по развитию телемедицины, дистанционного медицинского образования, систем сбора и обработки медицинской информации, включая данные ЭМК пациентов медицинских организаций всех видов и форм собственности. Во всяком случае ЕГИСЗ изначально задумывалась как система для всех лечебных учреждений страны. Пока к ней подключены только государственные медицинские организации, но, по словам Е. Бойко, в законопроекте по внесению изменений в ФЗ № 323 указано, что с 2018 г. все частные ЛПУ обязаны будут предоставлять в ЕГИСЗ часть своей информации.

  

В общем, силами разных участников процесс движется в намеченном направлении. Насколько это направление правильное и насколько результат удовлетворит миллионы российских пациентов, пока сказать сложно, но все по традиции хотят сделать «как лучше». Да и эффект от запланированных даже на ближайшие сроки мер не будет мгновенным, так что с тектоническими сдвигами придется подождать.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!