Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Николай НОСОВ  02 декабря 2022

Поддерживать – лучших из отечественных

Государство интенсифицирует переход на российское ПО. Правительство будет определять, какие объекты относятся к КИИ, а находящиеся в реестре российского ПО продукты должны будут поддерживать лучшие ОС, которые назовут до конца года. На очереди – облачные платформы и системы виртуализации.

«Обратного отскока» не будет

«Работает – не трогай» – широко распространенный в ИТ-среде принцип. Если программный комплекс успешно выполняет бизнес-задачи, то его замена неизбежно несет с собой риски. Особенно, если это хорошо проверенное в мире решение, признанное лидирующим в отрасли, а менять его предлагается на российское, менее известное, с менее широким функционалом и скромным портфелем успешных внедрений. Неудивительно, что до февральских событий импортозамещение шло туго.
Теперь все изменилось, число консерваторов резко уменьшилось и продолжает уменьшаться. «Приходит осознание, что отсидеться не удастся, что все это надолго и что обратного отскока не произойдет, – признал на TАdviser Summit глава Минцифры России Максут Шадаев и добавил: – Кроме финансовой мотивации и грантов лидерам, готовым стать первыми во внедрении российских решений, мы должны и остальных аккуратно направлять в сторону импортозамещения».

Стимулировать импортозамещение

Один из рычагов воздействия на бизнес – законодательство о КИИ. 30 марта 2022 г. вышел Указ Президента РФ № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который запрещает организациям, осуществляющим закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ, без согласования с уполномоченным ведомством покупать иностранное ПО для использования на значимых объектах критической информационной инфраструктуры. С 1 января 2025 г. иностранное ПО на этих объектах запрещается использовать  и заказчикам, и органам государственной власти. 

Однако у бизнеса осталась лазейка. «Сейчас объекты КИИ определяет их владелец, и то, как он классифицирует, что относится к КИИ, а что нет, – его ответственность. Но зачастую компании минимизируют количество систем, которые определяют в качестве КИИ, поскольку это дополнительная ответственность. Разбираясь, какие системы являются критичными, мы поняли, что значительная часть систем не классифицирована как КИИ», – пояснил М. Шадаев.

Поэтому министерство подготовило поправки в закон № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ». Согласно этим поправкам правительство сможет для каждой отрасли определять типы информационных систем, которые в обязательном порядке будут относиться к КИИ, а также устанавливать сроки перехода на российские решения. «Мы подходим к этому с осторожностью, сроки должны быть увязаны с готовностью решений», – подчеркнул министр. Поправки будут внесены на рассмотрение Госдумы в конце текущего года или в начале следующего.

Выбрать лидеров

В идеале реестр российского ПО должен выглядеть как экосистема совместимых друг с другом продуктов. Решения постоянно развиваются, изменяются, и поддержка всех представленных в реестре российских продуктов, например операционных систем, выглядит избыточной задачей, сопряженной с неэкономной тратой ресурсов. Но и ограничивать выбор одной операционной системой нельзя – это убьет конкуренцию на рынке ОС и приведет к стагнации продукта. Минцифры предлагает компромиссный вариант – опираясь на мнение бизнес-сообщества, выделить три-четыре наиболее зрелые российские операционные системы и обязать российских разработчиков обеспечивать совместимость с ними. Рычаг у министерства есть – не соответствующие его требованиям продукты будут исключаться из реестра российского ПО. Лучшие операционные системы назовут до конца года. 

В первом квартале следующего года появится и требование к процессорам. Здесь сделать выбор министерству будет проще. Не вызывает сомнений, что в список попадут российские процессоры «Байкал» и «Эльбрус». Впрочем, М. Шадаев отметил, что есть и другие кандидаты. Возможно, он имел ввиду китайские процессоры – в ноябре на российском рынке появились ноутбуки и стационарные компьютеры «Тонк» на базе китайских чипов KaiXian KX-6640MA – импортозамещающего ответа американским компаниям Intel и AMD. Причем компьютеры продаются с предустановленной российской операционной системой «Ред ОС». 

В будущем ограничения коснутся систем виртуализации и облачных платформ, число которых в реестре российского ПО перевалило за десяток. «Если требовать от всех продуктов в реестре обеспечения совместимости со всеми операционными системами, то это приведет к избыточным тратам ресурсов, чего мы стремимся избежать. Поэтому отрасли надо выбрать три ОС, с которыми будут работать, в перспективность которых верят. На первом этапе потребуем обеспечить совместимость с ними. То же происходит с системами виртуализации и облачными платформами. Будем выявлять сильнейших и консолидировать вокруг них другие активы. Мы видим, что рынок находится на той стадии развития, когда должно происходить укрупнение. Один из больших плюсов – мы ограничиваем для госкомпаний объемы инвестиций, которые направляют собственным дочкам, и каждая из них не будет создавать свою систему виртуализации», – пояснил М. Шадаев.

Много лет с высоких трибун говорили, что рынок сможет отрегулировать себя сам, что пускай растут все цветы. Однако в условиях резких перемен, требующих оперативных решений, хочется ускорить процессы естественного отбора, быстрее выявить лидеров и очистить для них грядку. Тогда им будет проще расти – главное, не ошибиться с выбором.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!