Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2023
Анастасия НОЙМАНН  Дина НУРКАЕВА  31 мая 2023

Найди свой ЦОД: чек-лист для потенциальных клиентов

Выбор коммерческого дата-центра для размещения серверного и сетевого оборудования – задача нетривиальная. Площадки отличаются друг от друга размерами, местоположением, уровнем надежности, энергоэффективностью и множеством других параметров. Как не потеряться в этом разнообразии?

  
Дата-центры давно перестали быть прерогативой крупных корпораций. К их услугам прибегают не только экономические гиганты, но и небольшие компании. В одной только Москве существует более 80 крупных дата-центров, в Санкт-Петербурге – около 30. Размещение оборудования в дата-центре снижает стоимость эксплуатации ИТ-ресурсов и повышает безопасность хранения информации. Тем не менее у каждой компании свои задачи и свои требования к ЦОДу, которые определяются масштабом и спецификой ее бизнеса. Например, для запуска процессингового центра банка, базирования критически важных серверов крупного маркетплейса, организации резервного ИТ-кластера или хостинга сайта-визитки нужны разные уровни компетенций и инфраструктурной оснащенности.

Безусловно, необходимый этап поиска – анализ рынка: изучение рейтингов, рекомендаций, ценовых предложений, очное знакомство и т.д. Но изучить предложения и посетить 20 и даже 10 дата-центров – процесс долгий и трудоемкий. Возможно, вашим критериям соответствуют всего три или пять объектов, но как их выявить?

Чтобы сузить круг кандидатов, нужно сформулировать свои ожидания и требования к потенциальному ЦОДу и, исходя из них, решить, какие параметры для вас критически важны, а какие второстепенны. Оптимизировать процесс поиска и сделать правильный выбор поможет чек-лист – список вопросов, который впоследствии ляжет в основу технического задания.

Вопрос 1. Какой объем оборудования вы собираетесь разместить в коммерческом ЦОДе? Планируете ли вы в дальнейшем расширять свое присутствие на внешней площадке?

Если речь идет о больших масштабах, круг поиска будет ограниченным, особенно, если ваша компания быстро развивается и в будущем вы планируете наращивать серверную и сетевую инфраструктуру за пределами офиса. Задавая вопрос о наличии свободных стойко-мест, нужно интересоваться не только текущей емкостью дата-центра, но и его стратегическими планами, а также историей. Если коммерческий ЦОД постоянно строится и расширяется, имеет надежных инвесторов и программу дальнейшего развития – это серьезный аргумент за то, чтобы включить его в список кандидатов.

Поэтому прежде всего нужно выяснить размер ЦОДа: площадь, количество машинных залов и свободных стойко-мест, а также возможности масштабирования объекта – способность дата-центра удовлетворить не только текущие, но и будущие потребности в услугах colocation.

Вопрос 2. Какое именно оборудование вы собираетесь размещать?

Одно дело, если у вас лишь несколько серверов стандартной конфигурации, и совсем другое, если вам нужно поддерживать высоконагруженную СУБД, ядро сети, а возможно, и облачную платформу. Насколько мощное у вас оборудование? Далеко не каждый дата-центр располагает инфраструктурой с гарантированным энергоснабжением до 25 кВт на стойку. Если уровень инженерной инфраструктуры ЦОДа не соответствует планируемым нагрузкам, сбоев в подаче электроэнергии и работе системы кондиционирования не избежать.

В большинстве случаев при проектировании ЦОДа его энергомощность определяется, исходя из прогнозируемого энергопотребления в расчете на одну стойку. Если ваши стойки достаточно высоконагруженные (10 кВт и выше), выбор сузится довольно быстро, а если, наоборот, с невысоким потреблением, то незачем переплачивать за ненужные мощности.

Таким образом, второй критерий выбора ЦОДа – его энергомощность, возможность подключать оборудование для сверхплотных вычислений. Для этого объект должен располагать соответствующей инфраструктурой и большим запасом резервных мощностей.

Вопрос 3. Где расположен объект? Как далеко он находится от вашего офиса? Соответствует ли его расположение нормам строительства ЦОДов?

Для многих клиентов расстояние от офиса до площадки имеет принципиальное значение: они хотят иметь возможность в любой момент добраться до дата-центра быстро, в том числе общественным транспортом. 

Кроме того, местоположение – весомый фактор как для бюджета, так и для безопасности оборудования и хранящихся на нем данных. С одной стороны, чем дальше ваш офис и дата-центр находятся друг от друга, тем дороже обойдется аренда каналов связи. С другой стороны, чем дальше ЦОД от резервной площадки, тем устойчивее вся ИТ-система.

Подыскивая ЦОД, нужно внимательно изучить его «окружение». Дата-центр не должен находиться вдали от транспортных магистралей, чтобы не затруднять доступ к оборудованию и не раздувать бюджет на строительство или аренду каналов. Вместе с тем есть жесткие правила, согласно которым ЦОДы должны располагаться в местах, удаленных от аэропортов, военных баз, топливохранилищ и других объектов критически важной для города инфраструктуры. Если поблизости от дата-центра прорвет городской теплоотвод, это может грозить затоплением и порчей оборудования. Также нежелательно, чтобы ЦОД находился в офисном здании. Оптимальным вариантом считаются дата-центры, расположенные в отдельно стоящих промышленных сооружениях.

Поэтому, выбирая между качеством услуг дата-центра и его близостью, вам, возможно, придется принять компромиссное решение. Если же у подходящего по качеству услуг и другим параметрам провайдера в управлении не один, а несколько объектов, это значительно упростит поиск территориально приемлемой площадки.

Вопрос 4. Какое время непрерывной работы (uptime) пригодно для решения ваших задач?

Условия договора с коммерческим ЦОДом предусматривают максимально возможное время простоя инфраструктуры из-за аварии или перебоев в электроснабжении. Этот параметр напрямую связан с надежностью дата-центра и может сильно варьироваться. Например, провайдер IXcellerate гарантирует доступность своих услуг (показатель отказоустойчивости) на уровне не менее 99,982%, что означает не более 95 мин простоя в год. Чем выше показатель отказоустойчивости, тем лучше защищены ваши данные.

Если у вас в команде есть достаточное количество профильных экспертов, надежность объекта можно оценить собственными силами. Можно привлечь для этой задачи внешних консультантов, а можно довериться сертификатам независимых аудиторов, которые по инициативе оператора ЦОДа оценивают его соответствие международным нормам и присваивают тот или иной уровень надежности. Система классификации представляет собой метод оценки объектов на основании ожидаемой производительности и безотказности их работы и имеет четыре уровня (Tier/Class/Rate):
  • Tier I – базовая инфраструктура без резервирования (доступность сервиса – 99,671%);
  • Tier II – инфраструктура с резервными мощностями только для активного оборудования (доступность сервиса – 99,749%);
  • Tier III – полное резервирование инфраструктуры без прерывания работы на время ремонта (доступность сервиса – 99,982%);
  • Tier IV – отказоустойчивая инфраструктура, в которой используются двойное резервирование и дублирование рабочей системы (доступность сервиса – 99,995%).
В случае аварии, например, потери одного или сразу обоих энерговводов, в дата-центрах уровня III и IV включатся дизель-генераторы, и дата-центр продолжит работу в автономном режиме до тех пор, пока проблема не будет устранена.

Выбор дата-центра того или иного уровня Tier зависит от требований к отказоустойчивости, от того, насколько критичны для компании возможные перерывы в работе и доступность данных. Необязательно переплачивать за максимальную надежность сервисов ЦОДа, если компания в состоянии справиться со случайным сбоем сервера в нерабочее время. Но если ваш бизнес функционирует круглосуточно и любой простой может привести к уходу клиентов и финансовым потерям, выбор высоких уровней уже оправдан.

Вопрос 5. Как обеспечивается коннективность? Какие задачи в сфере телекоммуникаций или обмена трафиком нужно решать с помощью ЦОДа?

Одна из ключевых характеристик дата-центра – это качество связи. Доступность ЦОДа и высокоскоростные соединения уже стали практически нормой для любого бизнеса. Большинство дата-центров резервируют линии связи за счет установления соединений с двумя или тремя операторами на случай сбоев. Но этого достаточно далеко не всем. Для компаний, оперирующих большими объемами данных, необходимы более надежные и разнообразные сетевые соединения с внешним миром – серверами своих клиентов, партнеров, провайдеров облачных сервисов и т.д.

Высокий уровень связности (коннективности) обеспечивается за счет присутствия в ЦОДе большого количества операторов связи и точек обмена трафиком. Нейтральность дата-центра – или его независимость от какого-либо конкретного оператора – дает его клиентам возможность выбора и подключения к множеству различных сетей и провайдеров телеком-услуг.

Доступ к большому «маркетплейсу» услуг связи позволяет клиентам нейтрального ЦОДа решать любые задачи в сфере телекоммуникаций − строить гибридные ИТ-инфраструктуры, подключать облачные сервисы, предоставлять услуги на мировом уровне, а также локализовать трафик и сервисы в соответствии с особенностями региональных рынков.

Вопрос 6. Как организована защита дата-центра от возможных угроз?

Говоря о безопасности ЦОДа, мы имеем в виду его защиту как от виртуальных, так и от физических угроз.

Виртуальная безопасность – это наличие административных регламентов и технических средств защиты от любых кибератак. К первым относятся правила доступа посторонних лиц на площадку, ко вторым – системы управления информационной безопасностью (SIEM), которые управляют рисками и осуществляют мониторинг угроз для выявления подозрительной активности в сети.

Физическая защита охватывает много факторов, как внешних – например, нежелательное проникновение в ЦОД неавторизованных лиц, так и внутренних – негативное воздействие на оборудование внутри ЦОДа.

Наиболее надежная физическая защита ЦОДа – многоуровневая, с несколькими периметрами безопасности. Чем больше уровней – тем более защищенным считается объект. Базовый уровень предполагает наличие круглосуточной охраны и охраняемого внешнего периметра (забора). Внутри объекта показателем качественной защиты являются тамбур-шлюзы, датчики движения, круглосуточное видеонаблюдение, а также интеллектуальные системы контроля доступа с использованием биометрических технологий. Чем мощнее биометрическая защита, тем выше уровень надежности дата-центра.

Серьезную угрозу безопасности и бесперебойной работе ЦОДа создает неправильный температурный режим. Для устранения этого фактора риска применяются современные системы охлаждения, вентиляции и электропитания, а также системы мониторинга ЦОДа, которые позволяют получать информацию о нештатных ситуациях (возгорание, протечка, задымление). В случае фиксации задымления обязательно должна активироваться система пожаротушения.

Непременно поинтересуйтесь, какие инженерные системы энергоснабжения, охлаждения и пожаротушения установлены в дата-центре, насколько эти технологии современны, каковы регламент и скорость реакции на аварию и ее устранение, а также как организован доступ в машзалы.

Вопрос 7. Насколько оперативно вы хотите произвести инсталляцию в ЦОДе? Нужны ли вам склад и круглосуточный доступ на площадку? Как быстро техподдержка должна реагировать на ваши запросы? Говорит ли персонал по-английски?

Эти и многие другие вопросы относятся к уровню сервиса коммерческого ЦОДа, который определяется количеством инженеров, списком предлагаемых услуг, скоростью реакции на запросы клиентов (декларируемой и реальной) и другими параметрами. Например, на всех площадках IXcellerate время отклика на обращения клиентов составляет, согласно SLA, 30 мин, но фактически не превышает 10 мин, а услуги удаленной техподдержки (remote hands) оказываются круглосуточно. 

Для многих компаний важно иметь возможность работать с собственным оборудованием в любое время дня и ночи, а некоторые даже предпочитают арендовать офис и/или организовать склад на территории ЦОДа. Безусловный плюс при выборе ЦОДа – наличие специалистов, которым можно делегировать работу с оборудованием: администрирование, модернизацию, монтаж и демонтаж, настройку, тестирование, устранение неисправностей и т.д.

Набор и качество услуг, предлагаемых в разных дата-центрах, могут различаться. Составьте список услуг, которые требуются вам, и поинтересуйтесь их наличием у потенциального провайдера.

Вопрос 8. Комфортно ли вам общаться с представителями ЦОДа? Насколько они готовы прислушиваться к вашим требованиям и идти на уступки?

Цифры цифрами, технологии технологиями, но человеческий фактор как пока никто не отменял. Каждому потенциальному клиенту ЦОДа важно лично приехать посмотреть на объект – но не только для того, чтобы заглянуть в технические документы, убедиться, что декларации соответствуют фактам, и своими глазами увидеть, как все организовано. Личное впечатление о людях – сотрудниках дата-центра – может сыграть решающую роль. 

Опыт управленческого персонала, квалификация специалистов, отвечающих за надежность работы инженерной инфраструктуры, имеют огромное значение, но дело не только в профессионализме. С этими людьми вам предстоит работать достаточно долгое время, и желательно иметь уверенность в том, что с ними вам будет комфортно взаимодействовать.

Насколько гибко представители ЦОДа подходят к запрашиваемым условиям размещения? Насколько терпеливо и внимательно отнесутся ко всем вашим требованиям и запросам? Есть ли внутри объекта специальные комнаты для работы и отдыха клиентов? Готовы ли службы ЦОДа принять оборудование нестандартных размеров? Ответы на эти и другие вопросы помогут вам оценить уровень клиентоориентированности потенциального партнера еще до подписания договора.

Вопрос 9. Какова репутация потенциального партнера?

Репутация – неотъемлемый «ингредиент» правильно выбранного ЦОДа. На какие факторы стоит обратить внимание?
  • Время присутствия компании на рынке свидетельствует не только о стабильности ее бизнеса, но и об опыте в предоставлении услуг. 
  • Динамика и стратегия роста: если компания все время развивается, строит новые объекты и имеет планы дальнейшего расширения своей экосистемы, это хороший знак.
  • Финансовая прозрачность и стабильность: кто вкладывает деньги в компанию, какова репутация основателей и инвесторов, есть ли в открытом доступе бизнес-показатели?
  • Клиентская база: с какими клиентам работает ЦОД, какие компании ему доверяют?
  • Наличие сертификатов: Tier, ISO, PCI DSS и др. Сертификация − добровольная процедура, к которой прибегают не все компании, но она является объективным подтверждением того, что ЦОД соответствует всем необходимым стандартам. 

Пример технического задания

Размещение (количество необходимых стойко-мест тех или иных габаритов):
  • Аренда стойко-места под стойку с габаритами 600 х 1070 мм 48U (5 шт.)
  • Аренда стойко-места под стойку с габаритами 600 х 1100 мм 48U (2 шт.)
  • Аренда стойко-места под стойку с габаритами 600 х 1200 мм 48U (1 шт.)
  • Аренда стойко-места под стойку с габаритами 1100 х 1200 мм 48U (1 шт.)
Электропитание (требования по нагрузке и электропитанию):
  1. К каждому стойко-месту подводится два независимых луча питания, каждый на свою группу PDU. Все PDU предоставляет ЦОД согласно тарифам.
  2. Все стойки поддерживают нагрузку до 20 кВт с возможностью использовать тарифный план для стоек на 5 кВт.
  3. АВР в аренду (3 шт.).
Внешние каналы связи (операторы связи, требования к каналам):
  • Оператор 1 – гарантированный канал 100 Мбит/с с выделенным маршрутизируемым «белым» IP-адресом с оборудованием оператора либо исполнителя.
  • Оператор 2 – гарантированный канал 100 Мбит/с с выделенным маршрутизируемым «белым» IP-адресом с оборудованием оператора либо исполнителя.
  • Оператор 3 – гарантированная возможность подключения «темного» оптоволокна.
Инсталляционные услуги: 
  1. Монтаж стойки и комплекта PDU на стойко-месте под ключ.
  2. Подготовка инженерной инфраструктуры стойко-места для размещения стоек с подведением необходимого электропитания и лотками для коммутации.
Дополнительные требования:
  1. Фиксированные цены на предоставление стойко-места и электроэнергии.
  2. Услуга «умные руки».
  3. ЗИП-ячейка для хранения запчастей для «горячей» замены.
  4. Все передаточные документы должны передаваться в электронном виде через систему ЭДО.

Анастасия Нойманн, директор по продажам, IXcellerate 
Дина Нуркаева, директор по маркетингу, IXcellerate
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!