Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лидия ПОЗДНЯКОВА  11 января 2024

Профессиональное выгорание в ИT: как заметить и предотвратить

Профессия ИT-специалиста сегодня считается одной из самых востребованных, престижных и высокооплачиваемых в мире. Но несмотря на достойную зарплату, удобный график, возможность работать удаленно, представители цифровых профессий весьма подвержены риску выгорания. 

Исследование профессионального выгорания программистов провели, в частности, ученые из Томского государственного университета. Они опросили 85 ИТ-специалистов – мужчин в возрасте от 19 до 55 лет – и обнаружили, что у 68% респондентов степень профессионального выгорания была высокой и крайне высокой, а у 25% – средней. И только у 5% айтишников этот показатель был низким. Аналитики также отметили, что выгорание – ключевой фактор текучести кадров среди представителей цифровых профессий. 

Причина – сплошной дедлайн?

Термин «синдром эмоционального выгорания» ввел в 1974 г. американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Позже его коллеги предложили определение синдрома выгорания. Под ним ученые понимают состояние нарастающего психоэмоционального истощения, которое проявляется хронической усталостью, деперсонализацией, низкой самооценкой. Такие люди теряют баланс между работой и личной жизнью, сомневаются в себе и своих профессиональных достижениях, находятся в постоянном стрессе. Каждый день они ощущают как сплошной дедлайн. 

Нужно понимать, что не все подобные состояния относятся к выгоранию. Иногда человеку кажется, что он выгорел, хотя на самом деле он просто потерял мотивацию или временно разочаровался. Тогда достаточно взять небольшой тайм-аут, чтобы переосмыслить ситуацию. Но в некоторых случаях выгорание путают с более серьезным симптомом – депрессией, когда человеку требуется помощь специалиста.

«Сделайте нам кнопочку красной, но лучше – зеленой»

За девять лет работы в ИТ я чаще всего сталкивалась с выгоранием у разработчиков и инженеров. Среди причин этого – повышенный уровень стресса и давления из-за необходимости соблюдать сроки, размытых, постоянно меняющихся требований заказчиков, желающих сегодня видеть кнопочку красной, завтра – зеленой, послезавтра – оранжевой, а потом заявляющих: «Или нет, пусть будет черная». 

Это особенно критично, если перед специалистом стоят сложные исследовательские задачи, требующие незаурядных способностей. Кроме того, зачастую разработчики чувствуют высокую ответственность за конечный продукт, поскольку им пользуется широкий круг людей.

Однако сказать точно, в каких отделах сотрудники выгорают больше, в каких меньше, практически невозможно. С этой проблемой может столкнуться каждый работник. Многое зависит от руководителя. В первую очередь страдают те направления, где работа спланирована неоптимально. Именно неграмотное планирование ведет к постоянным стрессам, переработкам, режиму вечного дедлайна. 

Здесь речь идет не только о загрузке, но и о неправильном распределении задач. Например, одному сотруднику постоянно поручают лишь монотонные, рутинные задачи, в которых нет элементов новизны. Нередко слышу от коллег, что они выгорели, занимаясь только багами (ошибками и дефектами в программном обеспечении) без возможности делать что-либо новое. 

«Иногда рутина убивает людей, – говорит QA-инженер Виктор. – Сидишь, делаешь одно и то же и в результате теряешь к этому интерес. И уже готов уйти в другое место даже на меньшую зарплату просто потому, что там интереснее». 

Бывают и противоположные ситуации, когда сотрудник перегружен сверхсложными задачами. Из-за этого его мозг начинает «кипеть», и ему трудно брать новые вершины. 

Многое зависит от ситуации внутри команды, от того, как там выстроены коммуникации, насколько людям в них комфортно. К выгоранию могут привести нехватка информации, отсутствие обратной связи, когда человек не чувствует, что его работа ценна и важна. Он не понимает собственных задач, не может связать их с глобальными целями, к которым движется компания. 

Услышать звоночки

Существуют более десятка маркеров, которые могут сигнализировать о выгорании. Это падение рабочей эффективности, негативное отношение к любым задачам, которые специалисту приходится выполнять. Перекладывание ответственности на других, нежелание развиваться, агрессия также могут говорить о том, что человек находится в состоянии выгорания. Постоянные больничные, раздражительность, усталость, бессонница – тоже сигналы того, что сотрудник не в порядке, поскольку выгорание проявляется не только на психоэмоциональном уровне, но и на физическом. 

Мой опыт показывает, что большинство проблем можно решить, если заметить их на ранней стадии. Мы однажды работали с сотрудником – специалистом отдела разработки, – у которого за четыре месяца существенно упали показатели эффективности. Побеседовав с этим человеком с глазу на глаз, мы выяснили, что у него комплексное выгорание. Он постоянно чувствовал сонливость, усталость, часто болел, опаздывал на работу. Ему сложно было сосредоточиться на любой более или менее сложной задаче.

Мы обсудили его режим труда и отдыха. Выяснилось, что человек начинал работать около 11 часов утра и ему требовалось много времени на раскачку. Причина была в том, что он не высыпался, поскольку до трех-четырех часов ночи смотрел сериалы и фильмы. Поэтому в первую очередь мы занялись нормализацией баланса рабочего времени нашего коллеги. Убедили его в том, что он должен ложиться спать не позднее определенного часа. 

Следующим шагом стало комплексное медицинское обследование, поскольку у человека начались проблемы со здоровьем (сильные боли в области шеи). Договорились с ним, что в течение рабочего дня он будет делать перерывы на зарядку. 

«Нужно обязательно делать паузы в работе: можно в магазин сходить или убраться, заняться чем-то, что приносит удовольствие, – говорит специалист клиентской поддержки eXpress Фёдор. – Мне очень помогают регулярные занятия спортом, хожу в тренажерный зал. У нас сидячая, малоподвижная работа, и спорт позволяет мне поддерживать себя в хорошей физической форме». 

Кроме того, мы дали сотруднику возможность съездить в отпуск, сменить обстановку. А будущую рабочую загрузку мы начали планировать, ориентируясь на его потребности и пожелания, так как выгорание было в том числе профессиональным. Человек устал от однотипных задач, которые ему выполнять делать день за днем. К тому же у него произошел достаточно стрессовый переход с одного стека технологий на другой. Мы выделили время на дополнительное обучение, что помогло нашему коллеге справиться с этими проблемами.

Еще мы выяснили, что человеку не хватало взаимодействия и общения с товарищами по команде. Попросили руководителя его отдела почаще давать ему обратную связь.

Также мы порекомендовали уделять время хобби, которые позволяют переключаться, отвлекаться от работы. «Это особенно важно, если работаешь удаленно, – считает QA-инженер Виктор. – На удаленке важно не замыкаться, не сидеть в четырех стенах, находить возможности для общения». 

Профилактика выгорания: советы руководителям 

Есть несколько рекомендаций, которые позволят руководителям компаний заметить выгорание сотрудника на ранней стадии и предотвратить его развитие. Во-первых, не спешите увольнять сотрудника, если его эффективность упала. Важно помочь человеку, поддержать его. Для этого можно подключить HR-специалистов или какие-либо полезные сервисы. 

Уделяйте время каждому сотруднику в рамках встреч с глазу на глаз. Мы эту практику тоже активно применяем. 

По возможности проводите в команде аттестации, которые позволяют оценивать продуктивность каждого сотрудника за определенный период времени и на основании этих данных формировать индивидуальные планы развития на следующий год. 

Используйте технику ситуационного управления. В современных реалиях важно подходить к задачам с точки зрения ресурсов человека: готов он или нет. Необходимо, чтобы руководители анализировали силы и способности своих сотрудников, гибко подстраивались под них и распределяли задачи в соответствии с их компетенциями и интересами развития. 

Стремитесь сохранять в команде баланс времени работы и отдыха, старайтесь грамотно планировать и распределять загрузку. От «нужно и важно здесь и сейчас», безусловно, никто не застрахован, но это не должно быть нормой каждого дня. 
Помогайте сотрудникам развиваться и расти, соблюдайте баланс между рутиной и новыми задачами. Это поможет людям переключаться, «прокачивать» свои сильные стороны. 

Заботьтесь о физическом и ментальном здоровье коллег. В нашей компании это один из приоритетов. У сотрудников есть полисы ДМС, которые охватывают широкий спектр медицинских услуг, в том числе психологическую помощь и поддержку. Возможно, в будущем мы возьмем в штат корпоративного психолога-конфликтолога. 

Важный момент: руководитель должен заботиться не только о сотрудниках, но и о себе. Учитесь делегировать обязанности (и полномочия), потому что отвечать за все процессы в одиночку – непосильная ноша. 

Поддерживайте в команде комфортную рабочую среду, общайтесь с сотрудниками открыто, хвалите их. Людям важно знать, в каком направлении движется компания, какие цели и задачи перед ней стоят. Мы для этого регулярно проводим корпоративные совещания, на которых обсуждаем результаты нашей работы за определенный период. На ближайшей такой встрече будем подводить итоги за прошедший год и ставить задачи на новый. В перспективе хотим сделать дорожную карту нашего продукта, которая будет доступна для всех сотрудников. Это поможет им лучше понимать вектор развития компании. Чтобы наши коллеги были в курсе корпоративных новостей, мы запустили еженедельный дайджест. 

Мы проводим много различных мероприятий – как общих, для всей компании, так и в отдельных командах. Делаем это для того, чтобы узнать друг друга поближе. Периодически проводим творческие встречи, мастер-классы, во время которых можно пообщаться в неформальной обстановке. Планируем повышать вовлеченность людей через систему благодарности и работу с корпоративным магазином промоподарков, где можно купить что-нибудь полезное и приятное и таким образом немного отвлечься. 

Мы постоянно совершенствуем процессы адаптации новых сотрудников. Специально для них запустили чат-бот, с помощью которого они получают всю необходимую информацию о работе в командах, видят свои первые задачи и т.д. Еще у нас есть приветственный чат, в котором мы проводим различные активности, направленные на более оперативное знакомство новых сотрудников с другими подразделениями. 

Устранить дисбаланс 

Для профилактики выгорания мы рекомендуем сотрудникам соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Старайтесь отводить на сон 7–9 часов – именно столько нужно обычно для полноценного отдыха. Выделяйте время на спорт, увлечения. Используйте свой отпуск, не копите его годами! Всегда полезно сменить обстановку и увидеть что-то новое. 

Открыто говорите руководителю о своих потребностях, планах, желаниях. Предлагайте идеи – не нужно этого бояться. Старайтесь развиваться профессионально, постоянно учиться.

Если вы заметили у себя первые симптомы выгорания, проанализируйте, каковы могут быть причины. В зависимости от этого разработайте план действий: возможно, надо взять отпуск, пройти медобследование, начать уделять время вещам, которые приносят радость, помогают перезагрузиться.

Самое главное – если вы заметили проблему, не игнорируйте ее! И не бойтесь обращаться за помощью к коллегам или профильным специалистам.

Лидия Позднякова, HR-директор, платформа корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!