Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Александр БАРСКОВ  | 23 января 2025 |
Моновендорный ЦОД или комплексный подход
Понимание сути и ценность комплексного решения для инженерной инфраструктуры ЦОДов меняются. Продуктовое наполнение остается актуальным, но все более важными становятся вопросы экспертизы и сервисов поставщика.
Для работы размещаемых в ЦОДах ИТ-систем инженерная инфраструктура должна обеспечивать три ключевых ресурса: технологическое пространство для размещения ИТ-оборудования, электроэнергию для его электропитания и охлаждение для отвода тепла. В инженерную инфраструктуру могут входить несколько десятков различных подсистем, но названные три – основные.
Ключевым элементом системы электропитания ЦОДа являются источники бесперебойного питания (ИБП), обеспечивающие «очистку» электричества и автономное электропитание в случае отключений в электросети (обычно в течение 5–10 мин). За это время установленные на площадке генераторы (как правило, дизельные) должны запуститься и выйти на рабочий режим. Кроме того, в системы электропитания входят такие элементы, как трансформаторы, щитовое оборудование, автоматы ввода резерва (АВР), шинопроводы и др.
Основу системы охлаждения ИТ-оборудования ЦОДа составляют кондиционеры разных типов, как правило, внутрирядные (устанавливаются в один ряд с ИТ-шкафами) и периметральные (размещаются по периметру машзала). Кондиционеры могут работать на фреоне или на воде. В первом случае снаружи здания обычно устанавливают конденсаторы, а во втором – водоохлаждающие машины (чиллеры). Также в состав классических систем охлаждения входят другие элементы: насосы, трубопроводы, оборудование хладоцентра и т.д. Существуют и иные технологические варианты охлаждения, например холодные стены, адиабатические, погружные системы и пр.
Что касается размещения ИТ-оборудования, то здесь главный элемент – серверный шкаф (стойка). В него обычно устанавливают блоки распределения питания (БРП, PDU), организаторы кабельного хозяйства и пр. Для повышения эффективности работы систем охлаждения используются различные системы изоляции воздушных потоков. Наиболее популярная – система изоляции коридоров. На ряде объектов применяют фальшполы, пространство под которыми можно задействовать для подачи воздуха или размещения трубопроводов системы охлаждения, укладки кабельной проводки и пр.
Если в проекте основные элементы перечисленных трех систем поставляет один производитель, то такой ЦОД принято было называть моновендорным. Этот во многом маркетинговый термин активно продвигался рядом зарубежных производителей, способных предоставить обозначенный набор продуктов. Однако с уходом этих компаний из России владельцы «моновендорных ЦОДов», построенных на их оборудовании, ощутили серьезные проблемы с техобслуживанием и поддержкой. В результате понятие моновендорности многими компаниями и организациями стало восприниматься негативно. Тем не менее плюсы такого подхода сохранились, и его реализация на оборудовании отечественных компаний, которые никуда из страны не денутся, имеет немало преимуществ.
Насколько в новых условиях потенциальные заказчики заинтересованы в получении всех основных продуктов для инженерной инфраструктуры ЦОДа от одного производителя? В чем плюсы и минусы такого подхода? Насколько важно «одно окно» для сервисного обслуживания оборудования? Как изменился подход к выбору производителей после ухода с российского рынка большинства западных вендоров?
Чтобы ответить на эти вопросы, агентство iKS-Consulting и компания Systeme Electric провели в первой половине 2024 г. исследование, в ходе которого были опрошены технические директора, руководители технических подразделений и ведущие эксперты, работа которых связана с построением и эксплуатацией инженерных систем ЦОДов. В основном респонденты эксплуатируют ЦОДы средней и большой емкости. Так, примерно у половины принявших участие в опросе общая емкость ЦОДов превышает 100 стоек, а у 17% – 1000 стоек.
При выборе производителей продуктов для инженерной инфраструктуры ЦОДа заказчик, конечно, учитывает множество параметров, как технических, так и экономических. Большую роль играет репутация вендора и опыт применения его решений в уже завершенных проектах (в самой организации или в схожих у других участников рынка), экспертиза собственных специалистов и пр. В данной работе исследовались в основном базовые принципы выбора числа производителей, а также изменение критериев выбора после ухода из России западных брендов.
Принципы выбора
Как показало исследование, примерно треть ЦОДов стремятся выбирать наилучшие продукты на рынке, и работа с большим числом производителей их не смущает (рис. 1). При этом более 60% опрошенных в проектах построения ЦОДов обычно задействуют продукты четырех и более вендоров (рис. 2).

Рис. 1. Базовые принципы выбора производителей решений для инженерной инфраструктуры ЦОДа
Диаметрально противоположного подхода – получить максимальное число продуктов из одних рук, от одного вендора – придерживается четверть респондентов. Довольно много опрошенных разочарованы текущим состоянием рынка: несмотря на наличие большого числа поставщиков, они полагают, что на данный момент особого выбора на рынке нет, поэтому приходится брать то, что доступно.

Рис. 2. Продукция какого числа вендоров обычно используется в проектах построения инженерной инфраструктуры ЦОДов
Представитель одного из крупнейших коммерческих ЦОДов отметил, что его компания старается работать с одним вендором по каждой системе (система бесперебойного питания – один вендор, система охлаждения – другой и т.д.), но использовать при этом типовые отраслевые решения, чтобы оборудование не было уникальным и его всегда можно было заменить оборудованием другого производителя. Вполне разумный подход в условиях турбулентности рынка.
Главным недостатком использования в инженерной инфраструктуре продуктов многих вендоров респонденты считают необходимость поддерживать так же много ЗИПов – на это указали почти 76% опрошенных. Примерно половина жалуются на плохую совместимость продуктов разных производителей, столько же – на необходимость ведения большого числа сервисных контрактов. 37,9% указали, что при возникновении проблем в инфраструктуре, в которой установлено оборудование большого числа производителей, трудно найти ответственного. Также к недостаткам данного подхода респонденты отнесли сложности мониторинга и конфигурирования.
Основные же преимущества работы с одним вендором – хорошая совместимость продуктов (это отметили 48% респондентов), оптимизация ценового предложения в рамках комплексного решения (45%), а также «одно окно» при обслуживании и ремонте оборудования (41%). Хорошая совместимость позволяет существенно экономить на интеграции. Интеграция разношерстных продуктов разных вендоров в единую систему стоит недешево, что нивелирует возможную экономию на цене отдельных продуктов. Кроме того, дешевые продукты обладают ограниченными возможностями интеграции, поэтому из них часто невозможно построить действительно эффективное полное решение.
Примерно 38% отметили такое преимущество работы с одним вендором, как синхронизация сроков поставки. Она позволяет устанавливать оборудование на место сразу по поступлении на объект и экономить на том, что не нужно организовывать его длительное хранение.
После ухода из России большинства западных производителей инженерного оборудования для ЦОДов в 2022 г. потенциальные заказчики стали уделять больше внимания «глубине» присутствия вендора в стране. Почти 80% отметили то, что для них существенно выросла значимость наличия у компании-производителя офиса и складов (в том числе с ЗИПом) в России, а также квалифицированного персонала для инсталляции и эксплуатации продуктов (табл. 1). Данный критерий по своей важности обогнал даже российский статус производителя. Это и понятно: нахождение компании в российской юрисдикции еще не означает наличия у нее достаточной квалификации и опыта для поддержки оборудования.
Табл. 1. Значимость различных критериев выбора производителей для инженерной инфраструктуры ЦОДа после ухода с рынка западных вендоров

Для ЦОДов всегда было крайне важно, чтобы производитель имел успешный опыт инсталляции и эксплуатации предлагаемых продуктов на других объектах. Значимость этого критерия выросла для 51,7% респондентов. Однако надо понимать, что «старожилов» на рынке сейчас почти не осталось, работают в основном новые компании, поэтому наличие опыта инсталляции следует относить, скорее, к их специалистам, нежели к конкретным моделям продуктов.
Отметим, что для большой (41,4%) доли респондентов присутствие оборудования производителя в реестре Минпромторга не имеет значения. Однако почти для трети опрошенных ЦОДов значимость этого критерия выросла. Столько же участников опроса стали уделять больше внимания возможности проводить тестирование продукции еще на заводе – это особенно важно для новых продуктов, у которых пока нет истории успешного применения.
Чем комплексное отличается от моновендорного
Выше уже говорилось о том, что под моновендорным ЦОДом принято понимать объект, в котором три основные системы инженерной инфраструктуры (электропитание, охлаждение и средства размещения ИТ-оборудования) поставлены одним производителем. Однако после ухода из России основных мировых поставщиков «моновендорных ЦОДов» этот термин стал использоваться реже. Как показало исследование, заказчикам становится важнее не продуктовая, а сервисная составляющая, и они предпочитают говорить о комплексном решении (подходе). Именно предоставление вендором полного набора услуг на всех основных этапах жизненного цикла ЦОДа – от концепции до модернизации – респонденты считают главным критерием комплексности решения. На это указали 44,8% опрошенных (рис. 3).

Рис. 3. Понятие «комплексное решение для инженерной инфраструктуры ЦОДа»
На второе место в понятии комплексности респонденты ставят способность вендора предоставить различные варианты решения задач. Другими словами, специалисты такого поставщика должны иметь экспертизу по технологически разным вариантам решения поставленной заказчиком задачи – с необходимой продуктовой поддержкой.
Унификацию используемых изделий, которая упрощает эксплуатацию и материально-техническое обеспечение проектов, опрошенные называют наиболее важным преимуществом комплексного решения – его отметили 82,8% (учитывалась суммарная доля респондентов, поставивших этому критерию 4 и 5 баллов, табл. 2). На втором и третьем местах – ответственность за все решение в целом (79,3%) и комплексная сервисная поддержка (75,8%). Собственно предоставление основных продуктов из одних рук (37,9%) оказалось только на пятом (последнем из предложенных вариантов) месте. Так что наличие «толстого каталога продуктов» должно быть поддержано экспертизой и набором сервисов.
Табл. 2. Значимость составляющих комплексного инфраструктурного решения

Поскольку заказчики рассчитывают, что поставщик комплексного решения возьмет на себя ответственность на все решение, неудивительно, что они также ожидают от него готовности работать с оборудованием других производителей. Классический пример – производитель ИБП занимается интеграцией в общую систему бесперебойного и гарантированного электропитания ДГУ другого вендора (кстати, ДГУ будет всегда другого вендора – нам неизвестны производители, выпускающие и ИБП, и ДГУ).
В ходе такой интеграции важно оптимально подобрать время автономной работы от АКБ, мощность ДГУ и пр.
Выполнение производителем – поставщиком комплексного решения работы по интеграции в единую систему продуктов других вендоров важно примерно для 80% респондентов. Примерно столько же надеются, что он поможет изменить проект в случае перехода на оборудование другого вендора. Это особенно актуально последние год-два в связи с кардинальным пересмотром заказчиками своих вендор-листов.
Сервис на всех стадиях
Как уже было показано, комплексная сервисная поддержка – одно из важнейших преимуществ комплексного решения. При этом сервисы «от производителя» важны не только на этапах инсталляции и эксплуатации, но и на других этапах жизненного цикла ЦОДа (табл. 3).
Табл. 3. Востребованность сервисов вендора на основных этапах жизненного цикла ЦОДа

Так, на этапе планирования эксперты производителя могут привлекаться для аудита площадки, разработки концепции будущего объекта, оценки бюджета проекта и других задач. Это особенно важно, если учесть текущую ситуацию на российском рынке инженерного оборудования для ЦОДов. Когда идет кардинальная смена поставщиков и продуктов, заказчик может просто не знать особенности нового оборудования, ориентируясь на то, которое он использовал ранее и которое уже стало недоступным. Также на этапе планирования важна способность производителя предложить несколько разных вариантов технических решений, чтобы выбрать оптимальный для конкретной задачи. Понятно, что для этого он должен иметь экспертизу по разным технологиям, подкрепленную соответствующим продуктовым портфелем.
Сервисы производителя на этапе инсталляция понятны: это шеф-монтаж или монтаж под ключ, пусконаладочные работы (ПНР), обучение специалистов заказчика и др. При подготовке к эксплуатации помощь производителя нужна для разработки методик обслуживания оборудования и процедур эксплуатации. На этапе эксплуатации заказчики ожидают от производителя сервисного обслуживания оборудования с четко установленным SLA, управления ЗИПом и др. Для таких критически важных объектов, как ЦОДы, необходимо максимально оперативное восстановление штатного состояния систем в случае сбоев или аварий. Производитель должен разработать соответствующие процедуры и подкрепить их положениями в SLA.
Как показал опрос (см. табл. 3), высок спрос на сервисы производителя и на этапах оптимизации и модернизации объектов. К работам по оптимизации можно отнести аудит объектов, добавление новых функций и цифровизацию оборудования, замену устаревших узлов или продление срока их службы. При модернизации обычно проводят плановую замену оборудования, в том числе в рамках контрактов поэтапной замены, а также комплексные работы по модернизации. Наконец, ответственный производитель должен предложить свои услуги и на финальной стадии, стадии вывода оборудования из эксплуатации. Эти услуги предусматривают, например, утилизацию аккумуляторных батарей или модулей ИБП.
Планы и выводы
Большая часть опрошенных (45%) планируют выбрать одного стратегического партнера-вендора либо для всего комплексного инфраструктурного решения, либо для каждой инженерной системы (электропитание, охлаждение, стойки/шкафы). Примерно 17% намерены остановиться на двух стратегических партнерах-вендорах для каждой инженерной системы (рис. 4).

Рис. 4. Планы изменения политики работы с вендорами
Но все же турбулентность рынка ощущается: каждая пятая компания планирует увеличить число вендоров для расширения выбора и снижения рисков, связанных с уходом компаний с рынка. Представители ряда компаний отметили, что вообще не строят никаких планов, поскольку «все меняется каждый день».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!