| Рубрикатор | ![]() |
![]() |
| Статьи | ![]() |
![]() |
| 10 сентября 2025 |
От поставки ДГУ – к энергосистеме под ключ
О том, чем живет российский рынок систем резервной генерации для ЦОДов, о вызовах, новых возможностях и подходах к энергоэффективности рассказывает Андрей Медведев, генеральный директор компании ПСМ.

– Как изменился российский рынок систем резервной генерации для ЦОДов с 2022 г.?
– В сегменте дизелей изменения небольшие, так как большая часть привычных решений остается доступной. По нашим оценкам, рынок двигателей ДГУ поделен примерно поровну между китайскими брендами (Weichai, Yuchai) и известными вендорами (Cummins, MTU, Mitsubishi). А вот в сегменте газовых генераторов произошел полный переход на китайские решения: европейское оборудование сначала было вообще невозможно привезти, а теперь это очень дорого. На рынке стало больше игроков, в том числе ПСМ: мы вышли на рынок решений для ЦОДов в конце 2021 г., уже в 2023-м стали лидерами среди вендоров ДГУ и удерживаем эту позицию два года подряд. По нашей оценке, за ПСМ примерно 50% сегмента ДГУ для ЦОДов, оставшаяся доля поделена еще между тремя-четырьмя пакетировщиками.
Заказчиков стали интересовать более мощные машины. Сейчас у нас в обсуждении проекты с единичной мощностью 2,2–2,6 МВт. Два года назад такие решения даже не рассматривались: в отрасли стандартно применяли ДГУ до 1,8–2 МВт. Также для многих ЦОДов, особенно строящихся в черте Москвы, сегодня важна минимизация габаритов при высокой мощности.
– Есть ли риски в ориентации на западные дизели в российских проектах?
– Мы ни разу за три года не столкнулись с нерешаемыми проблемами, связанными с использованием западных двигателей, и в перспективе пяти лет я не вижу появления таких рисков. Разве что стоимость запчастей в какой-то момент может значительно вырасти. С западными решениями проблема не в санкциях, а в сроках поставки. Рынки ЦОДов Юго-Восточной Азии, Китая, ОАЭ растут быстро, а двигатели они берут у тех же производителей. Поэтому, например, у двигателей MTU сроки поставки очень долгие.
– Уступают ли китайские дизельные двигатели по качеству и характеристикам западным и японским?
– Реальный уровень качества двигателей из Китая покажет только время. Хотя китайские инженеры уступают европейцам в кастомных разработках, мы не видим, чтобы их машины были хуже западных. Есть несколько объектов, например, региональные ЦОДы Key Point, где уже несколько лет без нареканий работают двигатели Weichai 1000–1400 кВт. Проблема китайских решений не в качестве «железа», а в качестве информации – неточных исходных технических данных, необходимых для проектирования кастомных решений. Мы много времени потратили на тщательную проверку и тестирование оборудования китайских вендоров, чтобы гарантировать клиентам соответствие эксплуатационных характеристик ДГУ предъявляемым требованиям, в том числе Uptime Institute. В то время как большинство пакетировщиков просто берут готовые решения, полностью сделанные в Китае, и реализуют их в российских ЦОДах без учета рисков.
Отдельно надо рассматривать машины известных брендов, производимые на китайских заводах. На таких решениях в России сейчас строится больше 50% объектов. Степень «китайскости» здесь зависит от бренда. Скажем, у Mitsubishi много деталей делается именно в КНР, но, на наш взгляд, разница между китайским и японским Mitsubishi невелика. И если два года назад использовались в основном двигатели Mitsubishi европейской или японской сборки, то сейчас – китайской.
Выбор, чей двигатель использовать, мы оставляем за заказчиком. При этом наше главное правило – не вводить его в заблуждение. Мы предоставляем объективную информацию и можем дать рекомендации, которые помогут определиться с выбором.
– Некоторое время назад западные эксперты заговорили о сокращении применения ДГУ, прежде всего по экологическим причинам. Наблюдаете ли вы такое сокращение?
– Меньше ДГУ использовать не стали. Даже те, кто ратовал за сокращение применения дизелей, по этому пути не идут. За последние два года зафиксировано несколько крупных сетевых аварий, затронувших ЦОДы, – поддержать их работу смогли только дизели. Такие ситуации доказывают, что ДГУ – это не формальное требование стандартов, а реальная необходимость, в том числе для ЦОДов с геопозиционным резервированием. Единственная ниша, где можно уменьшить использование ДГУ, – это ИИ-ЦОДы, но не пользовательские, а те, где идет обучение моделей.
– В условиях дефицита электроэнергии в западных странах ЦОДы активизировали использование газовой генерации. Есть ли подобная тенденция в российских ЦОДах?
– Использовать газопоршневую электростанцию в ЦОДе можно двумя путями: как основной источник энергоснабжения или как аварийный вместо ДГУ. Во втором случае есть серьезное ограничение: газопоршневая машина не может так же хорошо разово принять нагрузку, как дизель, поэтому просто заменить одни устройства другими почти невозможно, нужно менять схему.
Я вижу перспективы использования газопоршневых электростанций в качестве основного источника энергоснабжения с ДГУ в качестве резервного. Из-за растущих цен на электроэнергию российские заказчики уже начинают рассматривать такие варианты.
– Что помимо выбора двигателя важно при создании ДГУ?
– Принципиально важно производство. Качество готового решения напрямую зависит от качества сборки и от того, из каких комплектующих собраны системы ДГУ. У нас в электростанциях остается много импорта – мы предпочитаем не менять критические составляющие, если они на своем месте обеспечивают 100%-ную надежность. Но если раньше буквально все комплектующие в установках были импортные, то сейчас мы используем уже сотни российских, в том числе собственного производства. Например, производим топливные баки. Мы часто сталкивались с проблемой подтекающих топливных систем ДГУ для ЦОДов – практически все покупные емкости очень низкого качества. Поэтому мы усилили входной контроль материалов и спроектировали собственное техническое решение для топливопитания, актуальное именно в ЦОДе.
«ДГУ для ЦОДов» – совместное исследование ПСМ и ИКС
– Что скажете о планах локализации производства двигателей?
– Мы построили новую площадку в Ярославской области, где выпускаем ряд комплектующих для ДГУ: глушители, нейтрализаторы, топливные баки, листы для контейнеров и т.д. Планируем наладить выпуск драйкулеров, в будущем – запустить собственное производство синхронного генератора мощностью до 1000 кВт. Но локализовать двигатель самостоятельно нам, наверное, не под силу. Во всяком случае, пока. Для производства двигателей нужна компонентная база, значит, должны появиться отечественные производители этих компонентов. Другой путь – налаживать связи с зарубежными поставщиками компонентов.
– Какие решения и услуги предлагает для ЦОДов ваша компания? Каковы планы развития бизнеса?
– Наш основной бизнес – это дизель-генераторы и газопоршневые станции. Мы активно развиваем направление энергомодулей – префаб-решений для бесперебойного электроснабжения ЦОДа. В состав энергомодулей входят ИБП, АКБ, распределительные устройства, трансформаторы тока, системы АВР и холодоснабжения. Это решение защищает ЦОД от перегрузок, позволяет автоматически переключаться на резервную генерацию без токовых пауз, экономит площадь ЦОДа и ускоряет строительство благодаря модульной конструкции. Мы реализовали несколько проектов с использованием этого оборудования. Например, для ЦОДа Selectel: 8 МВт ДГУ в комплексе с 8 МВт энергомодулей и 40 МВА КТП, т.е. поставили не просто аварийные ДГУ, а всю энергосистему под ключ. Монтажом и пусконаладкой в таких проектах занимается специальный департамент.
У нас есть своя ИТ-компания, разрабатывающая системы диспетчеризации на базе SCADA. Мы намерены и дальше развивать ИТ-направление. Сейчас работаем над системой мониторинга с предиктивной аналитикой для электростанций – это решение для планирования сервисного обслуживания. Уже созданы математические модели, готовы интерфейсы, идет подбор баз данных. Планируем в начале следующего года представить готовое решение. В перспективе рассматриваем возможность производства модульных ЦОДов, в том числе для ИИ.
Наша стратегическая цель – концептуально изменить подход к энергоснабжению ЦОДов. Укрепиться в роли интегратора, который с полной ответственностью выполняет весь цикл работ – от проектирования до ввода в эксплуатацию и сервиса, включая строительство, комплексные испытания и сопровождение сертификации в Uptime Institute на соответствие уровням Tier III и Tier IV. Такой формат сегодня мало кто может предложить, а у ПСМ есть для этого все компетенции.
Рекламодатель: ООО "ЗАВОД ПСМ" ИНН: 7604223919 ERID: 2VfnxyRnzFA
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

















