Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2025
Николай НОСОВ  29 октября 2025

Особенности выбора ИТ-оборудования для облаков в условиях санкций

Запрет на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции и уход с рынка зарубежных вендоров серьезно усложнили выбор ИТ-оборудования для облаков. Тем не менее российский рынок адаптировался к новым условиям.

Полностью заместить импортное ИТ-оборудование невозможно – отечественные процессоры «Эльбрус» и «Байкал» есть, но их запасы ограничены и новые изготовить нельзя, поскольку в стране соответствующие технологии не освоены, а Тайвань со своими заводами присоединился к санкциям. 

Для создания «матчасти» облаков остаются несколько вариантов:
  • покупать за рубежом процессоры и комплектующие «россыпью» и собирать российское ИТ-оборудование у себя;
  • закупать по параллельному импорту;
  • ремонтировать бывшее в употреблении и восстанавливать его, в том числе за счет запчастей, снятых с другого оборудования, занимаясь своего рода каннибализацией.
На практике используются все три варианта. Перестроили работу российские компании сервисной поддержки, которые до 2022 г. в основном придерживались «брокерской» бизнес-модели, перепродавая клиентам услуги техподдержки западных вендоров, которые при этом поставляли запчасти и брали на себя сложный ремонт. После ухода зарубежных вендоров для выполнения сервисных контрактов поставщиков пришлось полностью заменять.

Наладились поставки ИТ-оборудования покинувших Россию мировых лидеров через азиатские страны. И если в 2022 г. в условиях повышенной турбулентности рынка стоимость серверов и СХД иногда вырастала в несколько раз, и никто не мог гарантировать, что даже по этой цене их привезут, то теперь такое оборудование, хотя и стоит на 30–50% больше, чем раньше, но до потребителя доходит.

Активно стали занимать освободившуюся нишу ИТ-оборудования для облаков российские вендоры. Серверы производят Aquarius, GAGAR>N, Kraftway. Серверы и СХД для виртуализации и облачных платформ выпускает компания YADRO, коммутаторы – Qtech, Fplus, Eltex, Utinet. Выбор есть, но усложнился сам процесс комплектования ИТ-инфраструктуры.

Критерии выбора серверов облачным провайдером

На тренинге по облачным технологиям, организованном АНО КС ЦОД, отвечающий за архитектуру аппаратных решений технический эксперт RСloud by 3data Сергей Гордеев перечислил критерии, по которым облачный провайдер в новых условиях выбирает серверы.

Прежде всего провайдер смотрит на совместимость сервера с используемым в облаках программным обеспечением, зарубежными и отечественными системами виртуализации. Задача непростая, поскольку на рынке то и дело появляются новые вендоры ПО и «железа». Далее рассматриваются характеристики производительности (СPU, память, пропускная способность), которые должны соответствовать нагрузкам в облаке (рис. 1). 
 
Источник: Rcloud by 3data
Рис. 1. Критерии выбора серверов для облачных сервисов

Следующий критерий, на который сильно повлияла изменившаяся реальность, – наличие сервисного обслуживания и ремонтопригодность. «Когда-то жили в полной уверенности, что есть контракт на обслуживание и мы застрахованы на случай выхода “железа” из строя. Теперь пристально изучаем компетенции российских интеграторов. Смотрим, насколько легко привезти ЗИП, есть ли вообще такая возможность и насколько сложно обслуживать и ремонтировать оборудование, если придется делать это самостоятельно», – пояснил С. Гордеев. 

Последний критерий – энергоэффективность, важный прежде всего для предоставляющих облачные услуги коммерческих ЦОДов. 

Проверка совместимости

Российские облачные провайдеры по-прежнему предлагают облака на решениях зарубежных вендоров, прежде всего VMware. На первый взгляд, самый простой способ получить совместимое c решениями VMware ИТ-оборудование – привезти его по параллельному импорту и работать как раньше. Но и здесь появились нюансы. Однородность конфигурации во многом обеспечивали официальные дилеры, заказывавшие у вендора партии одинаковых серверов. Теперь партии серверов состоят из того, что смог достать посредник. 

«Заказав крупную партию одинаковых по конфигурации серверов мирового вендора, получили неожиданный результат – не смогли их собрать в кластер для облака VMware. Оказалось, что процессоры имеют разный степпинг – версии кристаллов чипа, которые можно сравнить с мелкими патчами для программ, исправляющими ошибки. И хотя по функциональным характеристикам серверы одинаковые, VMware перестраховывается и не добавляет в кластер серверы, различающиеся по степпингу чипов. При работе с официальными дилерами мы об этом и не задумывались, они все брали на себя», – привел пример возникающих из-за санкций проблем генеральный директор Nubes Василий Степаненко.

Еще сложнее с российскими решениями. Отчасти можно ориентироваться на сообщения компаний, периодически проверяющих совместимость своих облачных платформ с теми или иными аппаратными решениями. Но, конечно, лучше провести такое тестирование самостоятельно, скажем, в тестовых лабораториях.

Ключевые характеристики

Прежде чем выбирать сервер, нужно понять, для каких целей он будет использоваться, какая бизнес-функция будет автоматизирована. Так, для работы с базами данных нужны высокопроизводительные CPU, для систем виртуализации – наличие в чипе большого числа ядер, для задач машинного обучения нужны GPU. Исходя из поставленной бизнесом задачи архитектор составляет проект информационной системы, и начинается выбор конкретного оборудования, основанный на специфике предприятия и существующих рекомендациях. Например, компания «1С» рекомендует приобретать серверы исходя из выбранного приложения и количества работающих с ним сотрудников.

Каждая информационная система – ценность, окупаемость которой легко просчитывается. Компания может позволить себе держать разнокалиберное, но оптимальное для ее конкретных задач оборудование. У облачного провайдера все сложнее. Он, как правило, заранее не знает, кто и как будет использовать вычислительные ресурсы, и ориентируется на некоторые усредненные профили (задачи), для которых проводит сайзинг виртуальных машин (ВМ), т.е. определение их оптимальных параметров. 

Ключевые параметры при сайзинге ВМ:
  • число ядер и частота работы CPU, сильно зависящие от типа нагрузки (например, вычислительные задачи или веб-сервисы); 
  • объем оперативной памяти, особенно критичный для СУБД, серверов приложений и аналитических систем;
  • выделенное дисковое пространство (SSD/HDD, IOPS, пропускная способность) – важный параметр для баз данных и хранилищ; 
  • пропускная способность и задержки в сети, актуальные для высоконагруженных веб-сервисов. 
Выделение избыточных ресурсов при сайзинге ВМ ведет к тому, что пользователям придется переплачивать за ресурсы, недостаточных – к задержкам и отказам.

Если говорить о «железе», то на производительность ВМ больше всего влияют четыре параметра: CPU, RAM, дисковая подсистема и сетевой адаптер. Их выбор определяется потребностями типовых клиентов облачного провайдера. «Облачный провайдер старается максимально удовлетворить средние потребности бизнеса. У нас есть несколько видов процессоров с разными частотами и сайзингом виртуальных машин в соответствии с нагрузкой и требованиями приложений. При этом в рамках одной конфигурации берем однородное оборудование одного и того же вендора. К сожалению, это теперь не всегда получается», – отметил С. Гордеев.

Выбор процессора

В России несколько облачных провайдеров начали предлагать услуги на базе ARM-процессоров, но таких пока немного. Чаще используются процессоры AMD (AMD EPYC), которые можно найти у Selectel, Cloud.ru и RUVDS, еще чаще – Intel.

По данным Mercury Research, доля Intel на мировом серверном рынке уже к концу 2022 г. снизилась до 76,4% (рис. 2), но процессоры компании по-прежнему являются наиболее распространенными и, как следствие, наиболее доступными в условиях санкций.
 
Источник: Mercury Research
Рис. 2. Динамика распределения долей Intel и АMD на серверном рынке

Стоит учитывать, что по ряду тестов последние поколения процессоров AMD EPYC показывают лучшее соотношение «цена – производительность» и обеспечивают более низкую совокупную стоимость владения (ТСО), учитывающую не только стоимость процессора (которая у АМD выше), но и стоимость лицензий решения виртуализации, технической поддержки и затраты на электроэнергию. 

На своем сайте AMD приводит алгоритм расчета ТСО системы виртуализации. Воспользовавшись им, оценим трехлетнюю стоимость владения облачной платформой Red Hat для процессоров, например, AMD 2 EPYC 9325 и Intel Xeon E-2288 G для России. ТСО системы на основе процессоров AMD оказывается ниже почти на 40% (рис. 3). Конечно, следует учитывать, что методика расчета предложена AMD, поэтому нет уверенности, что Intel с ней согласится.
 
Источник: на основе данных AMD 
Рис. 3. Сравнение ТСО за три года при использовании облачной платформы Red Hat с процессорами AMD 2 EPYC 9325 и Intel Xeon E-288G для России

Оба вендора предлагают схожие технологии аппаратного ускорения виртуализации: AMD-V (Virtualization Technology) и Intel VT (Virtualization Technology), так что в плане виртуализации преимуществ нет. В дата-центрах пространство для ИТ-инфраструктуры ограничено, поэтому лучше выбирать топовые модели процессоров с большим количеством ядер и высокой тактовой частотой. Обратная сторона – они сильно греются и придется принимать дополнительные меры для охлаждения.

У топовых моделей AMD больше ядер, и провайдер сможет развернуть больше виртуальных машин. Если же главное – производительность ВМ, то тактовая частота важнее, чем количество ядер, и преимущество получают топовые модели Intel Xeon.

Предпосылки выбора процессоров тех или иных моделей раскрывает Федор Прохоров, технический директор провайдера облачных и ИИ-технологий Cloud.ru: «В наших сервисах используются процессоры Intel Xeon разных моделей нескольких последних поколений. При выборе конкретных моделей мы отталкиваемся от потребностей клиентов, типа сервиса и соотношения тактовой частоты, количества ядер и стоимости процессоров. Например, клиентам, которым требуются простые ресурсы IaaS Compute, важны тактовая частота и производительность процессора. Для пользователей высокоуровневых PaaS-сервисов это уже не имеет такого значения, поскольку для них тарификация основывается на показателях производительности самого сервиса, а не процессора, на котором он работает. 

Процессоры AMD можно задействовать в сценариях создания высокопроизводительных узлов суперкомпьютеров, где при обучении больших AI-моделей требуется высокая производительность. Она может достигаться при использовании AMD EPYC за счет большего числа PCIe-линий и реализации архитектуры NUMA (Non-Uniform Memory Access), более подходящей для обучения».

Выбор СХД

Жесткие критерии применяются при выборе СХД. Чтобы выполнить заявленное SLA, провайдеру приходится разворачивать конфигурации с запасом. Например, в RCloud by 3data оказалось выгоднее продавать NVMе-диски даже клиентам с низкими требованиями к производительности, для которых были бы достаточны SATA- и SSD-устройства, чем покупать для таких нагрузок отдельные CXД и обеспечивать их резервирование и сервисное обслуживание. В текущих условиях это существенно большие накладные расходы.

Ключевой критерий выбора СХД в RCloud by 3data – возможность использовать технологии обеспечения отказоустойчивости в рамках одной СХД. Кроме этого, требуются высокая производительность – низкая задержка и высокая скорость чтения/записи, что критично для динамичных облачных нагрузок, а также возможность быстро увеличивать объем хранения по мере накопления данных без существенного вмешательства в работу оборудования. Важно, чтобы неполадки в СХД не влияли на работу заказчиков, все можно было чинить на лету, чтобы в СХД были интегрированные решения для защиты данных и автоматического восстановления при сбоях.

Российские СХД пока проигрывают мировым лидерам по надежности и функциональности. При высоких требованиях можно достать СХД китайских лидеров, поддержка которых затруднена, но возможна. Или надеяться на экспертизу российских компаний сервисной поддержки, решающих в меру возможностей проблемы, которые возникают с западными СХД.

Другой вариант – пожертвовать максимальной производительностью и перейти на программно определяемые хранилища (SDS), которые в текущих условиях создают меньше проблем для облачного провайдера.

«Есть классические СХД и подходы к их реализации: DAS, NAS, SAN. Они имеют ряд преимуществ в плане производительности, но жестко привязаны к аппаратному обеспечению, и как следствие, клиенты не могут повлиять на цену. У них ограниченная гибкость, например, сложно приобрести дополнительные диски, сложная система управления и администрирования. Рынок начинает искать пути оптимизации расходов и выбирает программно определяемые хранилища», – указал генеральный директор vStack Евгений Карпов.

Один из плюсов SDS – использование стандартного серверного оборудования. В итоге облачный провайдер может выделить часть серверов (хостов, нод) под виртуализацию, часть под SDS и построить конвергентную систему. Такой подход практикует, например, VK.Cloud. Другой подход – «нарезать» ВМ и SDS из общего пула вычислительных ресурсов и перейти на гиперконвергентную систему. Так работает облачный провайдер beCloud, использующий в качестве решения виртуализации платформу vStack. 

Санкции и уход с российского рынка зарубежных компаний сильно усложнили выбор серверов и систем хранения для облаков. Трудно, но работать можно, варианты решения проблем есть.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!