Rambler's Top100
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  12 февраля 2016

BYOD за чей счет?

BYOD по факту имеет место быть чуть ли не в каждой компании. Дело в том, чтобы цивилизованно решить порождаемые BYOD проблемы.

Одной из тем «технологических дебатов» на конференции Citrix Technology Exchange-2016 стала давно уже обсуждаемая на рынке концепция BYOD (bring your own device). Понятно, что бороться с ней уже поздно, хотя некоторые компании еще пытаются запрещать эту самодеятельность своих сотрудников, но полное разрешение BYOD в корпоративной ИТ-инфраструктуре тоже нельзя назвать признаком продвинутой современной компании.

Возможно, сопротивление BYOD со стороны служб безопасности и ИТ-отделов компаний было бы более эффективным и на определенном начальном этапе даже успешным, если бы концепция BYOD изначально была бы действительно самодеятельностью масс. Но BYOD принесли в компании их руководители, первые купившие (или получившие в подарок) крутые дивайсы. Наверное, есть большие начальники, которые выслушав доводы своего ИТ-директора или главного безопасника о рисках использования таких устройств, мирно со всем согласятся. Но чаще всего в ответ ИТ-директор наверняка слышал «ну ты же такой крутой айтишник, вот и сделай так, чтобы все работало как надо и без утечек». Теперь былые крутые функциональные возможности есть и в сотнях моделях массовых смартфонов и ИТ-отделу приходится иметь дело с целым зоопарком мобильных платформ и операционных систем.

Сторонники BYOD говорят о том, как это удобно для компании и для самих сотрудников, что последние все время на связи и могут работать и дома и в командировке в любое время дня и ночи. Однако Всеволод Леонов из компании АйТи обращает внимание на то, что BYOD в том виде, в каком обычно эта концепция реализуется, олицетворяет собой нежелание работодателя платить за использование личных устройств сотрудников в корпоративных целях. Получается, что сотрудник из своей зарплаты финансирует корпоративную мобильность, а ему еще к тому же вводят ограничения на установку приложений и/или на их использование в рабочее время.

Однако есть компании, которые не сбрасывают издержки  BYOD целиком на своих сотрудников и компенсируют их хотя бы частично. Например, системный инженер Citrix Михаил Бульбутенко поделился передовым опытом своей компании: концепция BYOD реализуется там с 2011 г. и на 3 года каждому сотруднику выделяется порядка 2 тыс. дол. на покупку любых устройств (не только смартфонов и планшетов). Предусмотрена также скидка на покупку некоторых программных продуктов, а остальное ПО сотрудник должен либо оплачивать самостоятельно, либо бесплатно использовать корпоративные приложения через терминальный доступ, а доступ к ценным корпоративным данным можно получить только таким способом, т.е. локально на смартфонах и ноутбуках ничего не хранится. Если же компания сама будет закупать сотрудникам необходимые для работы устройства, то в российских реалиях, указывает М. Бульбутенко, это обычно будет выглядеть так: самые лучшие и удобные модели получит руководство, их секретарши и прочая приближенная к начальству публика, а инженер, который работает «в поле»  и которому действительно нужен легкий и высокопроизводительный ноутбук, получит 17-дюймовый 4-килограммовый «гроб», который «очень удобно и легко» носить в рюкзаке.

Все понимают, что если бизнес считает концепцию BYOD удобной и выгодной, то она будет проталкиваться сверху, невзирая на проблемы с безопасностью - в конце концов, ИТ-индустрия уже давно заявляет о разработке всех необходимых аппаратных и программных средств, позволяющих построить инфраструктуру компании таким образом, чтобы к ней можно было подключать любое устройство пользователя без ущерба для интересов бизнеса. Производители пользовательских устройств тоже работают над их безопасностью, это в их интересах, и даже очень суровые безопасники говорят (правда, пока только в кулуарах), что в деле повышения качества систем безопасности консьюмерских устройств  действительно наблюдается большой прогресс. Отказаться от концепции BYOD уже невозможно, но к ней надо приспособиться так, чтобы минимизировать ущерб и для сотрудников, и для работодателей.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!