Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  13 октября 2025

По дороге в облака Next Generation

Естественное эволюционное развитие облачных технологий приведет к возникновению облаков следующего поколения — интероперабельных, умных, безопасных и суверенных. И они уже начали появляться.

Борьба за цифровой суверенитет

Какими станут облака в будущем? Об этом спорят эксперты на конференциях, делают прогнозы аналитики и принимают программы, пытаясь повлиять на это самое будущее, политики. В декабре 2023 г. Европейская комиссия утвердила проект создания «континуума облачных и граничных вычислений» в Европе — IPCEI-CIS (Important Project of Common European Interest on Next Generation Cloud Infrastructure and Services). В информационном поле появился новый термин «облака следующего поколения» (Next Generation Cloud).

Проект IPCEI-CIS направлен на построение мультипровайдерской и федеративной инфраструктуры, объединяющей облачные и периферийные вычисления — от крупных дата-центров до edge-ЦОДов — в единое облачное пространство. Ключевые цели: обеспечение цифрового суверенитета Европы — независимости от зарубежных облачных гигантов; создание среды для свободной миграции приложений и данных; поддержка устойчивости и энергоэффективности инфраструктуры.

Многие глобальные игроки озабочены интеллектуализацией облаков. Согласно опубликованному в 2025 г. документу IPCEI-CIS Reference Architecture, в архитектуре Next Generation Cloud делается акцент на безопасность, управляемость и устойчивость, обеспечиваемые в том числе с помощью ИИ. С использованием ИИ (AI+) связывает развитие вычислительной инфраструктуры наш большой восточный сосед, принявший в мае 2025 г. проект «Цифровой Китай». В июле 2025 г. Дональд Трамп представил план (AI Action Plan), предусматривающий тотальное внедрение ИИ во все сферы жизни американцев.

В целом инфраструктура Next Generation Cloud представляется как бесшовное, интеллектуальное и безопасное вычислительное пространство, простирающееся от центров обработки данных до периферийных устройств и предназначенное для удовлетворения растущих требований к обработке данных в реальном времени, к использованию искусственного интеллекта и к цифровому суверенитету. 

Объединение или ставка на лидеров?

Задача обеспечения цифрового суверенитета актуальна и для России. Но в отличие от Европы, где упор делается на формирование единого европейского вычислительного поля из множества облачных провайдеров разных стран, Россия, скорее, пойдет по американскому пути создания вычислительных пространств на базе облаков двух-трех крупнейших провайдеров. В настоящее время в качестве таковых видятся облака Cloud.ru и "РТК-ЦОД", которые, по оценке iKS-Consulting, лидируют на рынке IaaS. Согласно отчету «Российский рынок облачных инфраструктурных сервисов 2024», Cloud.ru занимает 24,7% рынка, а «РТК-ЦОД» — 19,8%. Лидеры уже имеют решения, сшивающие публичные и частные облака клиентов, но конкурентная борьба не закончена, шансы есть у всех. 

Сегодня Россия ближе к Китаю, где имеются крупные облачные провайдеры мирового уровня (Huawei, Alibaba Cloud), но большинство компаний работают в своих частных облаках. Впрочем, и в США, где исторически доминируют публичные облака, самые высокие темпы роста показывают гибридные модели. А в целом в мире, согласно исследованию Flexera, 87% компаний используют мультиоблачную стратегию, а 72% применяют гибридный подход, сочетая общедоступные и частные облака.

Мировые тенденции находят отражение в решениях российских игроков. Так, «Ростелеком» свою новую облачную платформу для B2B «Турбо Облако» позиционирует как облако нового поколения и делает ставку на мультиклауд и интероперабельность. 

«Мы формируем платформу, которая будет соответствовать концепции Next Generation Cloud. Рынок созрел для этого: многие клиенты научились управлять облаками самостоятельно, и это бросает вызов облачным операторам. Сегодня мало кто ограничивается одним облаком. Бизнес оценил преимущества облаков и теперь строит на них динамическую инфраструктуру, выбирая лучшие сервисы для конкретных задач. Даже дочерние компании крупных игроков рынка, имеющих свои облака, зачастую используют решения нескольких операторов. У многих компаний есть и собственные серверы, и частные облака. Мультиклауд стал нормой, но такая модель требует сквозного автоматизированного управления.

В России уже есть вендорские мультиклауд-платформы. Вскоре они появятся и у облачных операторов. Перед провайдерами встанет выбор: стать для клиента главным облаком, управляя всеми его ресурсами, или встраиваться в чужие платформы через API. Мы предвидим развитие обоих сценариев», — дал комментарий нашему изданию директор по продуктам «РТК-ЦОД», генеральный директор компании «Турбо Облако» Александр Обухов.

Решения для бесшовной интеграции частных и публичных облаков предлагают «Базис» и Cloud.ru, для мультиклауда — «Орион софт». Есть запрос и у российского бизнеса, на новом уровне возвращающегося к идее интерклауда, сформулированной Сisco более десяти лет назад.

Умные облака

Ключевым элементом облачных сервисов нового поколения становится искусственный интеллект. В 2025 г. генеративный искусственный интеллект (GenAI) был впервые включен аналитиками Flexera в список общедоступных облачных сервисов, используемых всеми организациями. В настоящее время их применяют 50% респондентов.
Один из умных облачных сервисов – ИИ-ассистент. Он поможет определить, какие облачные ресурсы и сервисы необходимы для решения тех или иных задач и подберет нужные параметры. И если пользователь согласится с его расчетами, сам развернет и настроит необходимую инфраструктуру. Клиент также может внести корректировки и запустить ресурсы самостоятельно – в этом случае ассистент составит подробную инструкцию. Кроме того, нейросети упрощают решение ключевых задач при работе с базами данных. Они могут сами запросить нужную информацию для аналитических задач из целого ряда баз данных или автоматически разметят метаданные, чтобы повысить скорость и качество управления БД, самостоятельно проведут диагностику и оптимизируют неэффективные запросы. Таким образом воспользоваться сервисами даже смогут дата-инженеры без большого опыта администрирования баз данных. 

Российские провайдеры и здесь движутся в русле мировых трендов. Например, запускает ИИ-ассистента в своей консоли управления провайдер Yandex Cloud. «Мы стремимся к тому, чтобы каждый сотрудник любой компании мог передать рутинные задачи ИИ-ассистенту. Мы начали этот путь с самих себя – и дали клиентам возможность работать с облачными сервисами через ИИ. Виртуальные ассистенты снимут с пользователей часть рутинных задач, упростив и ускорив взаимодействие с нашими сервисами», – рассказал CTO Yandex Cloud Иван Пузыревский.

Не отстает и компания Cloud․ru, создающая гибридный облачный сервис с интегрированными функциями искусственного интеллекта. Презентация проекта состоялась весной текущего года. Платформа Cloud․ru Evolution Stack объединит возможности частного и гибридного облаков Cloud․ru с набором инструментов для разработки ИИ-продуктов и позволит пользователям локально внедрять и использовать сервисы на базе искусственного интеллекта. «Мы планируем, что к 2026 г. ИИ-помощники будут выполнять большую часть задач в широко распространенных сценариях работы в облаке. Это кардинально изменит опыт пользователей при работе с облачными продуктами. С момента запуска ИИ-помощники будут доступны в публичных, гибридных и частных облаках Cloud.ru», — сообщил генеральный директор Cloud.ru Евгений Колбин.
Евгений Колбин

А провайдер Selectel в развитие экосистемы продуктов для ИИ-проектов вложил с 2020 г. более 3,5 млрд руб. и к 2031 г. планирует довести сумму инвестиций до 10 млрд руб. Одним из таких умных продуктов стал запущенный недавно ИИ-помощник для упрощения работы с мануалами из публичного репозитория SelectOS.

Безопасные облака

Лавинообразный рост киберпреступности заставляет компании уделять повышенное внимание информационной безопасности. Облачные провайдеры помимо уже ставших стандартными ИБ-сервисов (многофакторная аутентификация, защита от DDoS-атак) предлагают различные дополнительные меры обеспечения кибербезопасности. Например, Nubes может осуществлять постоянный мониторинг размещенных в облаке систем, сканирование по внешним IP-адресам, аудит настроек межсетевого экрана (Firewall, NGFW) и даже проверять пароли пользователей на стойкость.

Многие из этих функций можно передать ИИ. Умный помощник проанализирует оповещения систем безопасности и даст дополнительные рекомендации, как повысить уровень защиты инфраструктуры. В случае инцидента нейросеть поможет быстро понять, насколько он критичен и что нужно делать. Такими способностями обладает, в частности, ИИ-ассистент на платформе для управления облачной безопасностью Security Deck провайдера Yandex Cloud.

Сложность подбора квалифицированных специалистов и их высокие зарплаты — одно из препятствий организации центров мониторинга безопасности. Однако ИИ может заменить оператора, работающего c SIEM, и по крайней мере дать рекомендации по реагированию на инциденты, что упростит создание компанией комплексной системы информационной безопасности, включающей защиту от внешних и внутренних угроз. 

«Сегодня многие отечественные игроки для создания конкурентных ИИ-решений выбирают стратегию дообучения китайских open source-моделей, другие делают ставку на собственные разработки. Так, в платформе корпоративных коммуникаций DION реализованы самописные решения на базе ИИ: автоматическое протоколирование встреч (speech-to-text), интеллектуальная суммаризация, шумоподавление и компенсация потерь данных. Однако более широко использовать ИИ предполагается в предиктивной аналитике и кибербезопасности. Мы рассматриваем возможность создания цифрового «слепка» пользователя платформы, на основе которого система сможет фиксировать поведенческие паттерны и отмечать подозрительную активность. Например, если поступит сигнал о возможной компрометации учетной записи, сессия будет автоматически передаваться в систему DLP и другие сервисы для углубленного анализа. Такой подход станет дополнительным шагом в борьбе против технологий социальной инженерии, которые до сих пор остаются одной из самых распространенных причин киберинцидентов», — пояснил Роман Чередников, директор портфеля продуктов платформы корпоративных коммуникаций DION (ИТ-холдинг Т1).

Суверенные облака

Безопасность будет обеспечиваться и на более высоком уровне. Выполнение облачными провайдерами требований национального регулятора — основа цифрового суверенитета. Например, американский Cloud Act позволяет правоохранительным органам США требовать у американских провайдеров (Microsoft, Amazon, Google и пр.) доступа к данным независимо от того, где в мире они хранятся. Такие действия напрямую противоречат европейскому Общему регламенту по защите данных (GDPR). Статья 48 GDPR гласит, что решения судов третьих стран (в частности, ордер в соответствии с Cloud Act) не являются правомерным основанием для передачи данных.

Страны пытаются контролировать свое информационное пространство. В 2024 г. США приняли закон о защите американцев от приложений, контролируемых иностранными противниками, и угрожают запретить Tik-Tok, ЕС инициирует проект IPCEI-CIS, Китай совершенствует «великий китайский файервол». Ранее доступные сайты становятся недоступными и не понимаешь — это следствие западных санкций или действий Роскомнадзора. Виртуальное пространство распадается, что сказывается и на облаках. И если сейчас облако, соответствующее законодательству о защите персональных данных или КИИ (т.е. законам № 152-ФЗ и 187-ФЗ), — это отдельный сервис облачного провайдера, то в будущем оно вполне может стать обязательным стандартом.

Близкие и надежные

В конце сентября 2025 г. пожар в крупном государственном дата-центре в Южной Корее привел к масштабному сбою в работе правительственных сервисов. Основной причиной возгорания названы неисправные литиевые аккумуляторы, а последствия затронули сотни критически важных систем, в том числе портал госуслуг, систему мобильных удостоверений личности, службу экстренных вызовов, сайты ключевых министерств и систему правительственной электронной почты. Полное восстановление работы всех сервисов, по оценкам властей, может занять до месяца. Правительство признало, что планы обеспечения непрерывной деятельности и аварийного восстановления оказались недостаточными и не были должным образом отработаны.

Инцидент — еще одно напоминание о важности надежного резервирования инфраструктуры и приложений, в том числе на уровне облаков, и это должно найти отражение в концепции Next Generation Cloud. Чтобы не потерять данные в результате аварии в ЦОДе, атаки БПЛА или теракта, виртуальная инфраструктура и базы данных не должны находиться только в одном дата-центре. 

Собственно поэтому облачные провайдеры давно создают и расширяют свои распределенные облачные сети на базе сетей дата-центров. Так, компания «Яндекс», столкнувшаяся в марте нынешнего года с недоступностью облачной платформы из-за аварии в системе энергоснабжения ЦОДа, анонсировала недавно еще одну зону доступности на базе нового дата-центра, который расположен недалеко от уже действующего ЦОДа компании во Владимирской области. Новая зона доступности обеспечивает задержку менее 1 мс при передаче данных до соседней зоны, общая пропускная способность канала между которыми достигает до 25,6 Тбит/с. При этом каналы связи с другими зонами доступности независимы друг от друга, что сообщает облачной инфраструктуре дополнительную отказоустойчивость. 

Не все бизнес-процессы требуют дорогостоящего режима active-асtive, для некоторых допустима потеря части транзакций, сделанных после последнего резервного копирования. В этом случае ЦОДы лучше географически разнести подальше, снижая риски одновременной недоступности. Еще лучше использовать для резервирования также и другого провайдера. Тогда в случае атаки на облако провайдера A резервная инфраструктура и данные сохранятся у провайдера B.

От облаков следующего поколения требуется не только надежность, но и быстрота, в том числе минимальные задержки как при передаче пакетов от клиентов, так и между дата-центрами. Поэтому, например, близость к клиенту в рамках всей страны «Турбо Облако» считает своим конкурентным преимуществом.

В идеале облака будущего должны быть интероперабельными, способными к бесшовному обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена, а также суверенными, умными и безопасными. И фрагменты таких облаков Next Generation уже просматриваются в решениях российских вендоров и провайдеров.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!