Рубрикатор |
Статьи |
Михаил КУЗНЕЦОВ  | 30 августа 2018 |
Ориентир на риски меняет российское образование
Растет вариативность запросов рынка, меняются программы вузов. Программа «Цифровая экономика» выдвигает новые запросы к образовательной системе. В последние годы все чаще говорят о риск-ориентированном подходе к образованию — но что это такое?
Согласно данным Росстата, на начало учебного года 2017/2018 в средних
школах обучались 15,7 млн детей. По сравнению с 2016, количество
школьников выросло на 3,2% (это 486 000 человек). В 2015 году появилась законодательная инициатива (294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), повернувшая подход к регулированию частных и государственных организаций на «риск-ориентированность». В 2016 году постановление «о применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля» прокомментировал Председатель Правительства Дмитрий Медведев: «Суть состоит в том, чтобы направить основное внимание контрольно-надзорных органов туда, где риск нарушений очевидно выше. Это должно избавить добросовестных представителей бизнеса от излишней административной опеки… Это, действительно, часть масштабной работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций государства. Документы готовились с участием бизнес-сообщества и членов Экспертного совета».
Этот документ призывал при проверках и контроле ориентироваться на реальные данные. С 2018 года на новую модель переходят все контрольно-надзорные органы: к примеру, Федеральная антимонопольная служба в феврале 2018 года перешла к новому принципу проверок. Теперь антимонопольная служба ориентируется на категории риска компании, и в зависимости от этого приходит с проверками. Категорий риска три: средний, умеренный и низкий. В данном случае, они зависят от объёмов выручки и сферы деятельности. Федеральному регулятору несложно получить все необходимые данные для ранжирования организаций.
Базовое понятие документа трактуется следующим образом (по сравнению с ГОСТ 2011 года никаких изменений не произошло): «Риск – это следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей». Очевидно, что подобная формулировка носит максимально общий характер, поэтому в качестве дополнения приводится ряд примечаний.
- Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение (позитивное или негативное) от ожидаемого результата или события.Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т. п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).
- Риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий или их сочетания.
- Риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения обстоятельств) и соответствующей вероятности.
- Неопределенность — это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его последствий и их вероятностей.
В случае образования, всё сложнее. Коммерческие компании можно проверять согласно однозначно сформулированным законодательным нормам, касающимся финансовых показателей, соответствию Трудовому и санитарным кодексам. Конечно, школы (и частные, и государственные) тоже должны быть чистыми, работники должны получать заработную плату, а условия их труда – соответствовать всем нормам. Но всё это не касается самого главного: в школах учат детей, а значит понятие качества работы образовательных учреждений выходит за рамки законодательства.
Кластеры, факторы и школы
В чём цель школьного образования? Подготовка к вузу или развитие личности? Воспитание патриотизма или изучение иностранных языков? Заучивание истории или освоение новых технологий? Ответ на этот вопрос у каждого свой. Но все родители, отдающие ребёнка в первый класс, сходятся в одном: сложно определить, что ждёт их чадо в стенах школы.
Однако новые технологии и риск-ориентированный подход есть не только в контроле бизнеса: сфера образования постепенно тоже открывается нововведениям. Речь не о том, что ученику можно будет сидеть на уроке, уткнувшись в экран смартфона и игнорировать учителя. Изменится сам подход к урокам и даже к проверкам в школах.
Конечно, есть образовательный стандарт (ФГОС от 1.03.2012), согласно которому в качестве целей общего среднего образования понимается освоение ребёнком классических школьных предметов и дисциплин, физическое и нравственное развитие. Во всём мире – Россия не исключение – всегда почитали учителя, как человека, несущего детям знания и вдохновляющего их на открытия и самостоятельный поиск своего пути – о какой бы сфере жизни ни шла речь.
Поэтому ранжировать школы исключительно на основании результатов учеников на экзаменах не всегда корректно: может, детей просто «натаскивали» к сдаче ЕГЭ и ГИА? К тому же, таком случае многие учителя просто вынуждены делать акцент исключительно на этом в ущерб всему остальному: лишние проверки из образовательных комитетов отнимают силы и время.
Риск-ориентированный подход основан на оценке и статистике: специалисты предлагают ранжировать школы исходя из определённых показателей. Эту процедуру можно сделать автоматизированной.
Технологии для оценки рисков
Уже создаются информационные системы, которые реализуют риск-ориентированный подход. Работают они следующим образом. Для начала формируется список образовательных организаций, после чего в открытом дискуссионном режиме собираются показатели, на основе которых будет проводится анализ. Это могут быть результаты экзаменов, количество медалистов, родительские и детские оценки, финансовое состояние заведения или любые другие данные, которые возможно подсчитать. Все эти показатели применяют к каждой школе.
Дальше система автоматически проводит кластерный и факторный анализ, на основе которых рассчитывают те самые риски. В итоге, образовательные организации относят к категориям, и если какой-то школе действительно нужна помощь или проверка, то на неё точно обратят внимание. Напротив, успешную лишний раз проверять не будут: если учителя справляются с задачами, а ученики и их родители всем довольны, то и мешать им не надо – такой подход хирургически аккуратен.
Применение подобных аналитических систем позволит выявить, какие параметры и факторы могут оказаться ключевыми. То есть, какие характеристики учебного процесса или обеспеченности школы влияют на образовательный результат в первую очередь, а какие не так важны. Большой пул актуальных данных – огромное поле для исследований и достаточная доказательная база для ответов на вопрос: «Что больше влияет на результаты обучения, образование педагогов в школе, возраст компьютеров или количество детей в классе?». Такая методика облегчит поиск проблем: имея все данные на все уровнях, можно достоверно сделать вывод, школа виновата в низкой успеваемости, район или, может быть, это был просто сложный экзамен и общий показатель вышел низким? И уже станет понятно, как дальше совершенствовать систему образования.
Оценка рисков — залог прозрачности
Другое преимущество риск-ориентированного подхода в том, что имея все данные в «одном окне», учитель сможет сформировать индивидуальную программу для каждого ученика. Раньше преподавателю для этого нужно было рассчитывать только на свою память и ощущение, а программа была единой. Теперь цифровой подход принесёт с собой некую «демократизацию» и комфорт для обеих сторон образовательного процесса.
Каковы альтернативы?
Риск-ориентированному подходу можно противопоставить так называемое «образование высоких достижений», когда несколько наиболее перспективных, образцово-показательных школ показывают впечатляющие результаты, а остальные «перебиваются», чем могут. Проблема в том, что как бы хороши ни были несколько лучших школ, на всю систему образования в целом это мало влияет. Риск-ориентированный подход позволяет расходовать имеющиеся ресурсы на вытягивание «худших», благодаря чему вся система становится более эффективной.
Риск-ориентированный подход вкупе с IT-решениями могут изменить многое в образовании. Родители получат возможность увидеть все характеристики школы, выбирая место учёбы для ребёнка, а надзорные органы смогут реагировать на действительно существующие проблемы, не создавая трудностей успешным учебным заведениям. Этот подход уже внедряется в некоторых регионах — например, в Петербурге. Движущая сила его внедрения – приоритетная программа реформы контрольно-надзорной деятельности, проходящая в РФ с конца 2016 года и запланированная до конца 2025 года.
Михаил Кузнецов, директор компании «Петербургский ИВЦ» (ГК
«Нетрика»)
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!