Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2008
Александр Борисович УГЛОВ  09 декабря 2008

Спутниковая связь в поисках земного лидера

Спутниковая связь в России переживает трудные времена: Взрывной рост числа станций VSAT привел к острому дефициту национального спутникового ресурса и, как результат, резкому его удорожанию. Автор предлагает осмыслить ситуацию на рынке спутниковой связи и обсудить некоторые базовые аспекты строительства земного сегмента.

А.Б. Углов, директор-координатор компании «Бизнес-связь-холдинг»VSAT-взрыв
К широкомасштабным событиям в отрасли спутниковой связи в первую очередь относится завершение важнейшего в современной истории отрасли национального проекта «Образование», реализация которого во многом стала возможна благодаря использованию высоких технологий VSAT.
По официальным данным, общее число станций VSAT в России к 2008 г., включая установленные в рамках этого проекта, достигло порядка 30 тыс., причем б'ольшая их часть появилась буквально в последние год-полтора. Есть все основания считать такой результат взрывного развития наземного абонентского сегмента выдающимся для России, но, увы, только в количественном отношении.

А что явилось следствием этого «взрыва»? То, что и должно было случиться: практически полное истощение национального спутникового ресурса с одновременным серьезным подорожанием его совсем малого остатка.
Что при этом имеют в среднем пользователи коллективных систем VSAT? Вряд ли более возможных 30–50 кбит/с скорости доступа на станцию и, соответственно, еще меньше в расчете на каждого пользователя данного пункта доступа в Интернет. А впереди, помимо дальнейшего развития спутниковых интерактивных сетей, еще реализация национального проекта перехода на цифровое вещание сотен каналов ТВ и РВ и многое другое. Не исключен и такой вариант, когда Президент России поставит задачу обеспечить организации и население широкополосным абонентским доступом, как, например, в свое время это сделал президент США.
Представляется очевидным не затрагивать нынешнюю, достаточно болезненную ситуацию с явным дефицитом спутникового ресурса, поскольку и у ГПКС, и у «Газкома» имеются соответствующие стратегические планы развития спутниковой группировки, равно как и тактика по поддержанию существующих бортов, из которых далеко не все, к сожалению, можно отнести к разряду благополучных.
Здесь важно отметить следующее: на данный момент в общем-то известно, кто и как в ближайшее десятилетие будет развивать спутниковый сегмент, но совершенно непонятно, кем и как будет адекватно определяться, а главное – реализовываться, стратегия строительства наземного сегмента хотя бы в его магистральной и зоновых компонентах? (Или все ограничится продолжением давней тяжбы ГПКС и РТРС с пока еще не прогнозируемым исходом?)
После ознакомления с планами развития спутниковой группировки становится ясно, что какого-либо рывка ожидать не приходится, но, с другой стороны, и планомерное развитие наземного сегмента дело не одного года. Главное – изначально понимать, куда, как и какими темпами пойдет этот процесс.
Региональным транспортам – зеленый свет
Интуиция подсказывает автору, что с учетом стратегических задач в отрасли спутниковой связи основное внимание к целевому развитию земной компоненты должно быть сфокусировано на строительстве региональных спутниковых телепортов.
В самом деле, практически любой регион РФ по своим размерам превосходит отдельные государства Европы и Азии, при этом значительно проигрывая им по плотности населения, что явно свидетельствует о предпочтительности именно спутниковой связи для обслуживания производственных, культурных и иных составляющих деятельности региона.
Автор не собирается обсуждать риторический вопрос о пользе сосредоточения средств спутниковой связи в региональных телепортах: и без того понятна рациональность размещения земных станций на выделенной территории с профессиональной инфраструктурой. Достаточно провести аналогию с наземными сетями, когда на определенном этапе их развития как бы «само по себе» начинается строительство дата-центров, телеком-отелей и т.д. Впоследствии это не только оказывается прибыльным бизнесом, но и подсказывает спутниковой индустрии, какой ход эволюции надо с самого начала планировать и осуществлять для наземного сегмента индустрии спутниковой связи.
Кроме того, такие региональные телепорты, концентрирующие в себе квалифицированный персонал, современную метрологическую базу, а также возможности хранения групповых ЗИП и производства ремонтных работ, могли бы стать центрами эксплуатационной поддержки и развития всех средств спутниковой связи, в данном регионе.
Сегодня каждый оператор спутниковой связи (а практически все они базируются в Москве) на свой страх и риск занимается установками VSAT на всей территории РФ либо собственными силами, либо с помощью одиночных местных подрядных организаций. Те же неудобства возникают и при строительстве региональных узловых и/или центральных ЗССС, относящихся к сооружениям связи. Есть основания полагать, что такой вид деятельности операторы в большинстве случаев с удовольствием отдали бы на аутсорсинг квалифицированной подрядной организации, имеющей региональные филиалы и способной действовать на всей территории страны на принципе «техническое задание – сдача объекта под ключ».
Наши гиганты – компании мобильной связи – уже обратили внимание на преимущества спутниковой связи в районах, где строительство наземных каналов неэффективно во всех отношениях (Дальний Восток, Камчатка, некоторые регионы Сибири). Кого бы они захотели взять в подрядчики для строительства земных станций с учетом справедливо сложившегося мнения о балансе «весовых категорий» заказчика и исполнителя? Формальный поиск такой организации в информационных кладовых Интернета не дает ощутимых результатов, хотя и показывает немалое число компаний, готовых взяться за установки VSAT и даже за строительство масштабных ЗССС. Но и невооруженным глазом видно, что деятельность таких компаний носит местный, региональный характер; к этому же, кстати, их склоняет и система лицензирования строительной деятельности.
Именно поэтому автор считает полезным поставить вопрос о создании корпоративной организации, способной реализовывать стратегию развития наземного сегмента спутниковых сетей как в отношении грядущих государственных задач, так и в интересах частных операторов.
Так кто же может стать централизованным лидером строительства наземного сегмента?
По мнению автора, на сегодняшний день наиболее подходящий кандидат на эту роль – ЗАО «Межгорсвязьстрой» (МГСС). МГСС имеет не только многолетний опыт строительства сооружений и объектов связи, широкую сеть филиалов в важнейших регионах страны, но и собственные площадки вблизи региональных столиц с необходимой инфраструктурой, пригодные для строительства как корпоративных телепортов, так и отдельных ЗССС. Это весьма важно для целевого решения национальных и региональных задач спутникового вещания и связи, а создание необходимой кооперации, специфичной для реализации задач по строительству спутникового наземного сегмента, не составит большого труда. На рынке сегодня достаточно профессиональных компаний по выполнению проектных работ, поставок оборудования, пусконаладочных работ для земных станций любого масштаба (здесь не могу не упомянуть компанию «Телевидеосистемы» и ее плодотворную деятельность в России и за ее пределами). Эти компании естественным образом заинтересованы в расширении своей деятельности и могли бы образовать на кооперативных или иных условиях недостающий в составе МГСС дивизион строительства наземного сегмента индустрии спутниковой связи.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!